Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме Зеленый заяц Г. М. Цыферов
Технологическая карта урока литературного чтения
Общая информация
Учебный предмет Литературное чтение, 1 класс
УМК «Начальная школа 21 века» Автор учебника: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова
Тема урока Г. М. Цыферов сказка «Зеленый заяц»
Тип урока Урок открытия нового знания
Задачи урока: - Развитие способности «творческого» видения смыслов художественного текста.
- Раскрытие и освоение учениками позиций читателя и автора.
- Формирование в сознании читателя нравственно - личностных категорий и образно-понятийных, смысловых установок для постижения сущности изучаемого предмета.
-Развитие коммуникативных способностей.
-Развитие речи.
Предметные -Расширять представления детей о таких литературных понятиях, как «тема», «идея», «литературный жанр».
- Ввести новое понятие «структурная модель художественного произведения» - «литературная карта» (из личного опыта).
- Развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас, способствовать развитию умения пользоваться разными информационными источниками.
Метапредметные: познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение, делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию;
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в парной и групповой работе; учитывать и уважать чужое мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по результату и способу действия.
личностные:
содействовать желанию высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, проявлять стремление преодолевать трудности, выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; способствовать восприятию важной жизненной установке «жить своим умом»; формированию устойчивого интереса к чтению.
Оборудование урока
Учебник, карточки с пословицами, цветные карандаши, клей, ножницы, конверты с заданиями для групп, презентация к уроку, объемные фигуры для построения структурной модели художественного произведения (литературной карты), маски для сценки (заяц, лягушки).Исходный уровень знаний и умений для изучения данной темы По данной теме это 1 урок. Дети знакомы с понятием «тема», «идея», «заголовок». Они могут сравнивать и соотносить заголовок либо с темой, либо с идеей произведения, понимают такие понятия «открытый» вывод (идея) в тексте или «закрытый», могут объяснять авторскую позицию выбора скрытого вывода.
План урока
№ План урока Время, отводимое
на каждый этап
1. Организационный момент. Мотивация. 1 мин
2. Актуализация опорных знаний. 3 мин
3. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация. 4 мин
4. Физкультминутка 1 - 2 мин
5. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения. 5 мин
6. Первичное закрепление во внешней речи. 4 мин
7. Физкультминутка 2 мин
8. Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения. 3 мин
9. Самостоятельная работа в парах. 2 мин
10. Первичное закрепление в измененной ситуации. (Характеристика главных героев сказки) 3 мин
11. Творческое применение новых знаний работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» 10 мин
12. Повторение и включение новых знаний в систему
знаний, введение понятия«литературная карта». 4 мин
13. Рефлексия. 2 мин
Урок
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование:
формируемые УУД
1 Организационный момент.
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности Проверяет готовность к уроку Даёт положительный настрой на урок. Мотивирует на вдумчивое отношение к произведению, к книге. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на позитивную работу. Личностные УУД:
ценностно – смысловая ориентация
2. Актуализация опорных знаний Организует работу в парах по закреплению знаний о теме литературных жанров .Работая в парах, вспоминают жанровые модели (рассказ, сказка, стихи ), соотносят модели с темами произведений. Личностные УУД:
проявляют внимание и интерес к закреплению знаний и обнаруживают готовность к преодолению трудностей
Регулятивные УУД:
удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД: структурирование знаний.
3. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация. Создаёт условия для готовности уч-ся к активной мыслительной деятельности, знакомит с автором. Угадывают по описанию животного, попутно расширяют свои знания о нем, расширяют знания о происхождении и лексическом значения слова «заяц» формулируют цели урока. Личностные УУД:
ценностно – смысловая ориентация
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование своей деятельности
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание
Регулятивные УУД:
контроль своих знаний по эталону
4. Физкультминутка Организует отдых детей. Делают гимнастику для глаз. 5. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения. Читает сказку, идет работа по прогнозированию развития сюжета. Дети играют роли лягушек и зайца, высказывают свои предположения и догадки, слушают сказку, находят и считают спрятанных зацев на слайде. Познавательные УУД:
Общеучебные:
развитие монологической речи
Регулятивные УУД:
проверка своих предположений
Коммуникативные УУД:
строить понятное для слушателей высказывание, формулировать выводы
Личностные УУД:
проявляют такие качества личности, как «сочуствие»
6. Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт вопросы по содержанию, подводит детей к самостоятельной формулировке темы сказки. Выясняют значение слова «корить» по толковому словарю. Отвечают на вопросы по первичному восприятию текста, формулируют тему. Предметные УУД:
решают практическую задачу – выясняют лексическое значение слова «корить» и соотносят свои знания с определением по толковому словарю, определяют тему.
7. Физкультминутка Включает музыкальный ролик «Песня лягушки». Выполняют танцевальные движения 8. Первичное закрепление. Этап глубокой проработки произведения.
Подводит детей к формулированию идеи произведения, создает условия для понимания авторской позиции. Читают сказку по цепочке, анализируют произведение с помощью учителя, выводят, идею, делают вывод о том, «скрытая» идея или «открытая». Познавательные УУД:
Общеучебные:
развитие монологической речи
Регулятивные УУД:
осознание качества усвоения глубокого смысла произведения
Коммуникативные УУД:
строить понятное для слушателей высказывание, формулировать выводы
Личностные УУД:
усваивают важную жизненную установку «жить своим умом»
9.
Самостоятельная работа в п парах.
Дает задание парам. Обсуждают в парах заголовок, сравнивают его с темой и идеей и выбирают пословицу, подходящую к идее. Познавательные УУД:
Общеучебные:
проблемно – творческий отбор информации
логические:
анализ и синтез,
подведение под понятие
Регулятивные УУД:
планирование своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
Личностные УУД:
применяют приобретенные навыки в практической деятельности
10. Первичное закрепление в измененной ситуации. (Характеристика главных героев сказки) Проводит работу по составлению покадрового представления сказки (словесное рисование картин). Выясняет как дети усвоили характер персонажей. Читают сказку по абзацам, рисуют словесные картины, дают характеристику зайцу и лягушонку, работают с интерактивной доской. Предметные УУД:
получат возможность научиться различать характеры персонажей
Познавательные УУД:
Общеучебные:
смысловое чтение, структурировать и фиксировать свои знания наглядно
11. Творческое применение новых знаний работа в группах. Краткосрочный проект «Книжка-малышка» Объясняет задания в группах над проектом, организует и координирует деятельность учащихся. Работают по группам
(1 группа – моделируют обложку книжки, 2, 3, 4 группы – выбирают нужный кадр, раскрашивают картинку, выбирают текст для кадра, вырезают и наклеивают под картинкой.Познавательные УУД:
Общеучебные:
смысловое чтение, проблемно – творческий поиск информации
логические:
анализ и синтез
Логические:
подведение под понятие
Регулятивные УУД:
планирование своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
Личностные УУД:
применяют приобретенные навыки в практической деятельности
12.
Повторение и включение
новых знаний в систему
знаний, введение понятия
«литературная карта».
Создает условия для закрепления изученного материала при помощи объемных моделей, знакомит с понятием «литературная карта». Повторяют фамилию автора, заголовок, тему, идею, значение нового слова «корить», усваивают новое понятие «литературная карта»Предметные УУД:
освоение алгоритма работы с художественным произведением по моделям
Познавательные УУД:
Общеучебные:
развитие монологической речи
Логические УУД:
подведение под понятие
13. Рефлексия. Направляет детей к самоанализу своей деятельности. Строят монологическое речевое высказывание по первоначальным конструкциям. Регулятивные УУД:
осознание качества уровня усвоения знаний
Личностные УУД:
построение Я- суждения, ценностно – смысловая ориентация