Внеклассное занятие Праздник леса
Название занятия: «Праздник леса».
Цель и задачи:
Закрепить знания детей о правилах поведения в природе, о
том, что можно делать и чего делать нельзя в лесу.
Развивать речь, мышление, учить выразительно читать стихотворения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование и материалы: Фонограмма с записью «голоса леса»;
магнитофон; картинки с изображениями лекарственных растений: мать-и-мачеха, чистотел, подорожник, малина; костюмы муравья, ежа, лисы, воробья; декорации леса.
Ход занятия:
Дети входят в зал, оформленный декорациями леса, рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня такой прекрасный день. Давайте
сегодня устроим праздник:
«Есть много праздников в календаре,
Их называют «красные даты»,
Есть Новый год и 8 Марта,
Есть школьный звонок в сентябре.
Много записано в календаре
Праздников веселящих,
Но почему-то хочется мне
Праздников настоящих».
Я предлагаю вам устроить сегодня праздник леса. Давайте сегодня сделаем так, чтобы вместе с нами радовались деревья, цветы, животные и птицы.
Звучит фонограмма «голос леса»: Здравствуйте, добрые дети! Я – Лес. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.
Воспитатель (обращаясь к «лесу»): Лес! Ты услышал нас! Ты говоришь с нами!
«Лес»: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах остановить вырубку лесов на планете. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц. Сил моих все меньше и меньше. Только вы можете спасти меня.
Воспитатель: Что мы должны делать? (пауза) Молчит. У леса больше нет сил, чтобы говорить с нами. Надо действовать самим. Для начала давайте подумаем, отчего гибнет лес?
Ответы детей.
Воспитатель (подводит итог): Лес гибнет от неправильного поведения людей.
А как же надо вести себя в лесу? Давайте поиграем в игру: я буду называть действия, а вы говорить – можно так делать или нельзя. Готовы?
Начали: Ходить по тропинкам. можно,
ходить где попалонельзя.
Собирать грибыможно,
рвать их с корнем.нельзя.
Рвать большие букеты.нельзя,
любоваться цветами..можно.
Шуметь, кричать, включать музыку.нельзя,
Слушать шум листвы, пение птиц.можно.
Ломать деревьянельзя.
Молодцы. Как вести себя в лесу мы вспомнили. А теперь давайте вспомним лесных животных.
Дети называют: белка, заяц и т.п.
Воспитатель предлагает прочесть нескольким детям стихотворения о животных. Дети читают:
Белка с кисточками ушки,
Гриб увидит на опушке,
Прыг за ним с густых ветвей
И несет домой скорей.
(В. Степанов)
Серый ежик весь в иголках,
Словно он не зверь, а елка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ежик добрый, а не злой.
(В.Степанов)
Лось – рога ветвистые
Да копыта быстрые,
Головой качает он,
Задевает небосклон.
(В.Степанов)
В зале появляется мальчишка – хулиган. Он растрепан, лохмат, в руках держит рогатку.
Хулиган: «Ага, у меня есть рогатка! Сейчас я побегу в лес и буду из неё стрелять в птиц и зверей. Буду ломать деревья. Буду вредничать. Для чего нам лес? Не нужен вовсе.
Воспитатель (обращаясь к хулигану): Ты что! Лес гибнет, а ты..
Хулиган: Да ничего с ним не будет. (Уходит).
(Выносят дополнительные декорации леса: деревья, кусты)
Появляется ребенок в костюме ежа. Он имитирует движения ежа и поет песенку: «Маленький ежик, четверо ножек, по лесу ходит, порядок наводит».
Хулиган: Ага! Сейчас я в него из рогатки!
Еж: Ты чего шалишь? Не стреляй в меня. Меня дома дети ждут, маленькие ежата.
Хулиган: Ну, хорошо! Не буду стрелять!
(Бежит ребенок в костюме муравья).
Хулиган: Ну, уж в муравья – то я выстрелю.
Муравей: Не стреляй в меня, мальчик! Я много пользы приношу лесу. Я лес от мусора очищаю. Мы, муравьи, большие помощники леса!
Хулиган: Ну ладно. И в тебя не буду стрелять.
(Появляется ребенок в костюме воробья. Имитирует движения птиц)
Воробей: Самый храбрый воробей –
Чик-чирик!
Хлеб стащил у голубей –
Чик-чирик!
И от кошки улетел –
Чик-чирик!
И за домом в луже пел –
Чик-чирик!
И стоит все утро крик –
Чик-чирик! Чик-чик-чирик!
(А. Усачев)
Хулиган: Ага! Вот в воробья- то я уж точно выстрелю.
Воробей:
· Нет! Нет! В меня нельзя стрелять. Я вредных жучков и червячков уничтожаю. Мы, птицы – помощники леса!
Хулиган: Ладно, не буду.
(воробей улетел)
Хулиган: Ой, а где же дорога домой? Я заблудился! Что же мне делать?
(появляется ребенок в костюме лисы)
Лиса: Мальчик, я слышу, ты заблудился. До дома я тебя проводить не смогу, у меня лисята в норке одни, а дорогу я тебе покажу.
(ведет его по тропинке)
Хулиган: Да это же детский сад, из которого я убежал.
Воспитатель (спрашивает хулигана): Что ты делал в лесу?
Хулиган: Да никого я не трогал. Оказывается, все звери птицы такие нужные. Они большую пользу лесу приносят. Они мне и из леса выбраться помогли. Вот только я в лесу руку поранил, а чем лечить не знаю.
Воспитатель: А лес тебе и вылечиться поможет. Дети, давайте расскажем хулигану что мы знаем о лекарственных растениях.
Воспитатель показывает картины с изображением лекарственных растений, а дети рассказывают:
Подорожник. Если кто-то поранился, то к ране надо приложить чистый лист подорожника и рана заживет.
Чистотел. У него в стебле есть желтый сок. Если им помазать бородавку, то она пропадет. Но в рот этот сок брать нельзя. Он ядовитый!
Мать-и- мачеха. У нее одна сторона листочка теплая – мама, а другая холодная – мачеха. Настой этого растения лечит кашель.
Лесная малина. Чай с малиновым вареньем лечит простуду.
Хулиган: Надо же, а я и не знал, что лес такой большой помощник людям.
Выходит ребенок. Читает стихотворение «Богатство» (В.Горохов):
«Лес – наше богатство,
И золото наше,
Разные звери, лечебные травы.
Там много птиц и ягод полно,
Воздух свежий и дышать легко»!
Физкультминутка: Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: А уж загадок в лесу сколько! Вот послушай, дети тебе загадают.
Дети по очереди загадывают загадки:
Какое дерево наряжают раз в году? (ель)
Кто собирает грибы спиной? (еж)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (сова)
Рук нет, а строить умеет? (птица)
Хулиган: И откуда вы столько знаете?
Воспитатель: Просто мы любим лес, изучаем его и стараемся ему помогать.
Хулиган: А как?
Дети рассказывают, как мы помогаем лесу: не ломаем деревья, не обижаем животных, бережем растения и т.п.
Воспитатель: Все правильно. Люди охраняют лес и создают заповедники.
Есть даже такая профессия, которая называется «лесник». Лесник следит за порядком в лесу.
Воспитатель (обращаясь к хулигану): Теперь ты понял, что мы стараемся дружить с природой и выполнять её просьбы.
Хулиган: Какие?
Воспитатель: А вот послушай.
Дети:
«Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят
И как - будто просят нас:
«Люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не Земля,
А нам без Земли нельзя».
Давайте улыбнемся, так хорошо вокруг,
Природа – наш хороший,
Наш добрый верный друг.
Для нас лесной кузнечик
Споет среди травы,
А ветер нам сыграет на клавишах листвы.
(Н.Добронравов)
Хулиган: Я тоже теперь подружусь с природой и буду у вас учиться этой дружбе.
Воспитатель: Ну, раз ты все понял, тогда спой вместе с нами песню.
Все вместе исполняем песню «Мир похож на цветной луг»
муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.
15