Методическое описание проектной работы Туристическая полоса
Методическое описание проектной работы
«Туристическая тропа».
Актуальность работы: определяя тему, ориентировалась на основные направления модернизации общего образования, деятельностный характер образования, направленный на получение опыта этой деятельности, формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. При обучении разделу «Туризм» национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, наблюдался недостаточный уровень «качества знаний» и уровень мотивации учащихся, Определяя причины, обратила внимание на преимущественно практическую направленность учебного материала. Изучив возможности и особенности местности в микрорайоне школы, пришла к выводу о необходимости изучать раздел «Туризм» активно используя деятельностный подход, проводить обучение в форме туристического похода. Для решения этой проблемы использовала проектный метод обучения.
Проблема: низкий уровень мотивации учащихся при изучении раздела «Туризм» национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель: повысить уровень мотивации учащихся, улучшить показатели «качества знаний» при изучении раздела «Туризм».
Задачи:
-общефизическая подготовка;
-специальная физическая подготовка;
-теоретическая подготовка на уроках
-знакомство с особенностями местности будущего путешествия;
-инструктаж по технике безопасности
Однодневный учебный туристический поход является конечным продуктом данного проекта.
Для организации данного проекта, относящегося по классификации к групповому, был подключен весь педагогический коллектив и все детское сообщество школы.
Работа над проектом велась в несколько этапов:
1этап - Подготовку к однодневным учебным туристическим походам проводили на:
- совещании при директоре,
- уроках физической культуры.
2 этап - Планирование организации походов происходило на уровне администрации школы, педагогического коллектива, на семинаре классных руководителей
Был разработан операционный план по подготовке к мероприятию:
- издан приказ директора о проведении однодневных учебных туристических походов
- проведен инструктаж с участниками.
- всем классам были даны задания для подготовки к мероприятию.
- положение о проведении однодневных учебных туристических походов
3 этап - Продукт проектной деятельности - однодневные учебные туристические походы по параллелям 4-11 классы. В них приняли участие 78% учащихся и 85% педагогов.
Программа туристических походов:
1.Линейка (инструктаж по Т.Б. в туристическом походе)
2. Марш-бросок в район лыжного стадиона посёлка УРМЗ.
3.Преодоление туристической полосы препятствий.
"Полоса препятствий". Команды построены в колонны по одному за линией старта. По сигналу учащиеся пробегают установленную дистанцию, преодолевая на пути естественные или искусственные препятствия: канаву (прыжком), переправа по бревну, барьеры, склоны различной крутизны, прыжок через ров с помощью жерди, переправа по жердям через болотистую местность, передвижение по «зарубкам»,сооружение носилок из подручного материала(жерди, куртки), переноска пострадавшего, сооружение международных аварийных знаков .
4. Туристические игры на местности:
"Поиски пропавшей группы". Игра проводится на лесистой пересеченной местности размером примерно 2Х1,5 км. Играющие делятся на три группы. Участники одной группы заранее прячутся в наиболее удобном месте (скрываясь, маскируясь как на земле, так и на деревьях) на участке не более 100 м2.
В 1,5-2 км от места укрытия выбирается место старта. Руководитель готовит два маршрута по азимуту от места старта к месту укрытия ушедшей группы. Маршруты должны быть разными по характеру, но одинаковыми по протяженности и сложности.
Через 20-30 мин. после ухода первой группы руководитель вручает пакеты с заданиями по поиску "пропавших". Каждая группа, используя походные условные знаки, отправляется на поиски.
Побеждает группа, быстрее обнаружившая укрывшихся. Если в течение установленного времени (40-60 мин.) первую группу обнаружить не удается, она побеждает.
5.Необходимые в туристском походе умения и навыки по установке бивака, разжиганию костра, преодолению рва, оказанию первой медицинской помощи осваиваются в играх: "Подготовка к походу", "Не попадись часовому", "Удочка", "Эстафета с прыжками в длину", "С кочки на кочку", "Транспортировка пострадавшего", "Знатоки медицины", "Кольцевая туристская эстафета".
6.Для учащихся 8 -11 классов – спортивное ориентирование на местности (поиск контрольных пунктов с помощью карты и компаса).
4 этап - Для документального отображения результатов проведён конкурс школьных газет «Ура! Поход!», издан приказ директора об итогах похода.
Итоги проектной деятельности: Учебный материал по разделу «Туризм» в этом учебном году преподавала в форме однодневных учебных туристических походов. Это позволило провести педагогическое исследование и сделать сравнительный анализ: «качества знаний», процента обученности, уровня усвоения теоретического материала по разделу «Туризм». По результатам исследования (педагогического эксперимента), можно сказать, что предложенный деятельностный подход к обучению раздела выявил положительное влияние на следующие показатели: «качество знаний», уровень усвоения теоретического материала по разделу «Туризм» по теме «Автономное существование в условиях РК». Однако, по теме «Оказание первой медицинской помощи», показал недостаточное усвоение учебного материала по этой теме. Предполагаю, что при изучении этой темы эффективнее использовать наглядные методы обучения в виде презентаций, учебных фильмов, а так же закрепление навыков оказания ПМП в кабинете ОБЖ.