Открытый урок 7 класс Тема: Табличные информационные модели
18.02.2016 г.
Тема урока: Табличные информационные модели.
Класс: 7 класс
Раздел программы: Информационное моделирование.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока:
Познакомить учащихся с табличными информационными моделями.
Задачи:
Образовательные
Сформировать понятие табличной информационной модели.
Познакомить с правилами построения табличных моделей.
Развивающие
Развитие логического мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, внимательность
Формирование информационной культуры
Тип урока: изучение нового материала
Технология: информационно – коммуникационная технология.
Оборудование: компьютеры с необходимым ПО (текстовый редактор, программа просмотра презентаций), мультимедийный проектор, экран.
Материалы: презентация к уроку «Табличные информационные модели» (ЭОР http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.phpраздаточный материал (карточки), «Природа России. Млекопитающие»
Ход урока:
1.Организационный момент – 2 мин.
2.Актуализация знаний – 7 мин.
3.Объяснение нового материала – 15 мин.
4.Физкультминутка 2 мин.
5.Компьютерный практикум 15 мин.
6.Рефлексия 2 мин.
7.Подведение итогов 2 мин.
Организационный момент. (2 мин)
Взаимное приветствие, проверка готовности к работе.
2.Актуализация знаний (7 мин)
Учитель: что такое модель?
Учащиеся: модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении
Учитель: какие бывают модели?
Учащиеся: натурные и информационные
Учитель: в чем отличие натурных моделей от информационных?
Учащиеся: натурные модели – реальные предметы в уменьшенном или увеличенном виде. Информационные модели – описания объекта-оригинала.
Учитель: приведите пример
Учащиеся: например: модели объекта Земля – Глобус (натурная), Атлас (информационная).
Учитель: назовите, какие виды моделей мы с вами уже рассмотрели на предыдущих уроках
Учащиеся: знаковые, образные, смешанные
Учитель: назовите знаковые модели
Учащиеся: словесные описания, формулы
Учитель: образные
Учащиеся: рисунки, фотографии
Учитель: смешанные
Учащиеся: схемы, графики, диаграммы.
3.Объяснение нового материала (15 мин.)
Учитель: посмотрите пожалуйста на экран (слайд 1), давайте рассмотрим пример словесной модели.
Назовите, пожалуйста, столицу Великобритании. (ответ учащихся: Лондон).Найдите Форму правления Италии. (ответ учащихся: республика).
Эту словесную модель можно представить в виде таблицы? (ответ учащихся: да)
Теперь эта информация представлена в виде таблицы (слайд 2)
Назовите теперь столицу Великобритании. (Ответ учащихся: Лондон).Назовите форму правления Италии. (Ответ учащихся: республика).
Учитель: в какой из моделей легче найти необходимую информацию, в словесной модели или в табличной? (Ответ учащихся: в табличной модели).
Учитель: какой можно из этого сделать вывод:
Учащиеся: В таблице информация более наглядна, легко воспринимается и легче запоминается.
Учитель: вот мы и подошли к теме нашего урока. Можете ли вы назвать тему урока?
Учащиеся: табличные информационные модели
Учитель: Молодцы.
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом информационных моделей – это табличные информационные модели (слайд 3)
Откройте тетради, запишите число и тему урока, «Табличные информационные модели».
Давайте запишем определение что такое таблица.
Таблица – это универсальное средство для представления информации.
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Таблица используется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.
Давайте рассмотрим, где в повседневной жизни используются таблицы (слайд 4)
Хронологические таблицы (слайд 5)
Расписание уроков (слайд 6)
Программа телепередач (слайд 7)
На уроках химии (слайд 8)
В медицине таблица проверки зрения
Учитель: посмотрите пожалуйста на экран (слайд 9), что вы видите
Учащиеся: женщины одеты в национальные костюмы
Учитель: Укажите объекты которые представлены на экране (слайд 10, 11)
Учащиеся: национальные костюмы
Учитель: Умение представлять данные в табличной форме, очень полезный навык.
Одной из распространенных форм информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из столбцов и строк, на пересечении которых образуются ячейки. В ячейках могут размещаться данные разного типа (текст, формула, рисунок).
Рассмотрим структуру таблицы и правила ее заполнения. (слайд 12)
Структура таблицы:
Заголовок, наименование граф (столбцов), боковик, ячейка, строка, графа
(столбец).
Правила оформления таблиц: (слайд 13)
-Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
-Заголовки граф и строк должны быть краткими.
-В таблице должны быть указаны единицы измерения.
-Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:
? – данные неизвестны
– данные невозможны
– данные должны быть взяты из вышележащей ячейки
Все множество таблиц можно разделить на простые таблицы типа «объект – свойства» (ОС), «объекты – объекты – один» (ООО) и сложные «объект – объект – несколько» (ООН), «объект – свойства – объект (ОСО). (слайд 14).
А сейчас откройте учебник на стр.60 – 63 прочитайте текст и заполните карточки. (Самостоятельная работа в парах).
Учитель: давайте проверим правильно ли вы выписали основные свойства табличных моделей типа «Объекты – свойства» и «Объекты – объекты – один» (слайд 15, 16, 17,18)
4.Физкультминутка (2 мин) (ЭОР http://infourok.ru/)
А сейчас немного отдохнем.
5.Компьютерный практикум (15 мин)
(В ходе выполнения практической работы закрепляются навыки создания таблиц, правила построения табличных моделей.)
Учитель: Перед тем как приступить к работе за компьютерами, давайте повторим правила техники безопасности при работе за компьютером.
(Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе за компьютером)
Учитель: Садитесь за компьютеры. Давайте выполним практическую работу № 6 задание 2 «Природа России. Млекопитающие». Перед вами текст, внимательно прочитайте его и создайте таблицу по образцу. (Учащиеся выполняют практическую работу за компьютером).
6.Рефлексия (2 мин.)
Учитель. Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Учащиеся: сегодня мы познакомились с табличными моделями, еще мы научились строить таблицы в текстовом редакторе Word. Узнали, как правильно заполнять таблицы.
7.Подведение итогов (2 мин.)
Выставление оценок, комментарии.
Запишите домашнее задание (слайд 19)
Повторить материал урока п. 2.5. ответить на вопросы стр. 69 -70.