Самоанализ урока биологии Папоротники. Хвощи. Плауны
Самоанализ УРОКА БИОЛОГИИ
УЧИТЕЛЬ: Тарасова К.А.
КЛАСС: 6
Дата : 21.12.2016 года.
Тема урока : Папоротники. Плауны. Хвощи.
Тип урока — урок усвоения новых знаний.
Этот урок входит раздел «Царство растения» УМК Пасечник, 6 класс. Издательство «Дрофа» 2014год.
Цель: способствовать формированию умений реализации знаний о папоротниковидных растениях, способе размножения; расширение понятийной базы за счет включения в нее научных методов познания об особенностях строения папоротникообразных
Задачи:
образовательные
-изучить сходства и отличия разных групп высших споровых растений;
-изучить процесс размножения папоротников;
-изучить процесс образования каменного угля
развивающие
-формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
-развивать умения работать образцами и делать выводы;
воспитательные
-формирование умений работать в группах;
-воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении заданий.
Задачи данного урока соответствуют возрастным особенностям и возможностям учащихся, учитывают уровень подготовки обучающихся. Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой урока и его целью, соответствует государственному стандарту основного общего образования по биологии. Структура урока выбрана рационально, этапы урока логично связаны друг с другом, обеспечивают успешное решение поставленных задач.
Этапы урока:
1.Оргмомент:
Учитель начинает урок со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации. Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение) 2.Актуализация знаний: проводится учителем в игровой форме и активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.
3.Работа над новой темой урока: изучение новой темы осуществляется через групповую , парную проектную формы работы. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником, задания в инструктивных картах, работа в группах, сообщения учащихся, выступающих в роли учёных, выступления учащихся с мини-проектами, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Учитель привлекала класс к корректировке ответов и создавала ситуацию успеха (рейтинговые вопросы). Выполнение лабораторной работы является этапом предварительного закрепления.
4.Рефлексия была проведена учителем по типу «незаконченное предложение» с последующей взаимопроверкой , что позволяет включить в работу учащихся с разным уровнем интеллектуальных возможностей, сильным учащимся помочь слабым. Затем учащиеся ходе рефлексии отметили наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, обсудили, что получилось на уроке, а где возникли трудности.
5.Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения.
На уроке учитель выступила как организатор познавательной деятельности учащихся. Им были применены такие методы педагогической деятельности как опора на ранее изученные знания в курсе Окружающего мира и начало курса биология 6 класс и мотивация при постановке целей, задач и их реализации, На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.
На данном уроке решался комплекс взаимосвязанных задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний и умений ранее изученных тем биологии и смежных предметов, на базе которых строилось усвоение нового содержания, формирование естественно- научного мировоззрения, которой подчинены все остальные задачи.
На уроке прослеживалось использование учителем следующих технологий обучения: 1)личностно-ориентированная - каждый учащийся находился в поле внимания учителя, имел возможность выполнять задания по своему уровню развития и выразить свое отношение к изучаемому материалу, каждый ученик имел возможность высказать своё мнение и принимать решение;
2) интерактивная (ролевая игра, работа в группах, выступления учащихся с мини- проектами)
3)здоровьесберегающая (включение в структуру урока физкультминутки, смена видов деятельности, благоприятный эмоциональный фон);
4)технология развития критического мышления (побуждение обучающихся к постановке целей и задач урока, самостоятельное определение основных вопросов, которые предстояло рассмотреть на уроке, осмысление содержания урока, сопоставление целей и результатов урока, рефлексия).
Цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся:
-Достаточная сформированность мыслительной деятельности,
-Умение концентрировать внимание,
-Средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.
Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.
На уроке применялись различные методы обучения: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядные, практические, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем . Применение методов проблемного обучения позволило активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, научить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к биологии. В ходе уроке хорошо прослеживались межпредметные связи с медициной, валеологией, историей, литературой. Внутрипредметные связи с темой: «Царство растения», также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями. Учителем целесообразно применялись наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы.
С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы: работа с интерактивными тренажерами, исследовательские работы обучающихся с показом слайдов , способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения. Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и элементы занимательности. Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Учебно-познавательная деятельность были организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в группах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. Наблюдалась высокая работоспособность обучающихся на всем протяжении урока, их заинтересованность в изучении данной темы. Это достигнуто за счет четкого распределения материала, оптимального сочетания методов обучения, осуществления дифференцированного подхода, учитывающего реальные учебные возможности обучающихся. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Данный урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.