Презентация «Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Оцы и дети»
Иван Сергеевич Тургенев «Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Подготовила Зайцева Л.И., ГБОУ СОШ с. Алексеевка Самарской области Евгений Васильевич Базаров Приемы создания образа ПортретХудожественные деталиПротивопоставление- Базаров-Кирсановы- Базаров – Кукшина, Ситников- Базаров – Одинцова- Базаров - мужики Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, онооживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Портрет (психологическая деталь) Базаров – человек высокого роста. У него длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы Базарова чуть тронулись… Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрываликрупных выпуклостей просторного черепа. Художественная деталь в портрете На нем длинный балахон с кистями. Базаров протянул обнаженную красную руку, отвечал он ленивым, но мужественным голосом. Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению. Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы. Чтобы образ Базарова стал яснее читателям, Тургенев противопоставляет его Кирсановым. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов похож на английского сэра, он щеголь, франт. Разговаривая с крестьянами, он морщится и нюхает одеколон. Его либеральные рассуждения – дань моде. Он делает попытку расправиться с Базаровым на дуэли, но сцена дуэли производит комическое впечатление. Жизнь заканчивает в Германии, вдали от Родины. На его столе - серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это все, что осталось у него от России. Павел Петрович Кирсанов. Николай Петрович Кирсанов Барин лет сорока с небольшим... У него хорошее имение в двести душ, две тысячи десятин земли. Любит Пушкина, читает наизусть «Онегина», играет на виолончели. Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино, И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покосившиеся молотильные сарайчики». Кто он, герой 60-х годов XIX века? Кто же поведет Россию вперед? Кто займется реальными проблемами русской жизни? Вывод Тургенева однозначен: не «отцы». «Их песенка спета»,- говорит про них Базаров. «Архаическое явление»- такую характеристику Павлу Кирсанову дает не только Базаров, но и сам Тургенев. Кто он, герой 60-х годов XIX века? Может быть, будущее за Базаровым и его учениками? Последователи Базарова Ситников - человек небольшого роста, в славянофильской венгерке и чересчур элегантных перчатках. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, исмеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом. ИнтерьерКомната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. ПортретНа кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливокраснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица было неприятно. Она развязно вернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами. Авдотья Кукшина Эмансипированная женщина За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая... Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много толковали они о том, что такое брак - предрассудок или преступление, и какие родятся люди - одинаковые или нет? и в чем собственно состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец, до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом… Аркадий Кирсанов Аркадий – духовно слабый человек. Базаров говорит о нем так: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть! Ты робеешь, мало на себя надеешься… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а мы драться хотим…Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Испытание любовью Любовь... Вряд ли найдется на Земле человек, который не испытал бы этого великого и всепоглощающего чувства. И. С. Тургенев утверждал, что «только любовью держится и движется жизнь». Анна Сергеевна Одинцова Умна, рассудительна, красива, спокойна. «Герцогиня», - так называет ее Базаров. Холодная натура, слишком дорожит своим покоем. Базаров ей страшен: в нем бушуют страсти. Выйдет замуж по расчету за человека холодного, как лед. Василий Иванович Базаров Родители Базарова – прекрасные люди, но они далеки от идей сына. Между Базаровым и родителями нет взаимопонимания. Базаров сухо и холодно относится к ним. Базаров и крестьяне Иногда Базаров отправлялся в деревню и вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Что такое есть ваш мир?» -спрашивал Базаров. Но мужик его не понимал, а потом говорил другим крестьянам, что барину «язык почесать захотелось». В глазах мужиков Базаров был «шутом гороховым». Трагическое одиночество Есть ли рядом с Базаровым близкий, родной человек, кому бы он смог передать свои убеждения? Нет. Базаров трагически одинок. Духовный кризис Любовь к Одинцовой пошатнула убеждения Базарова. Он пришел к выводу, что любовь – не романтизм, не чепуха, не белиберда, а глубокая страсть, делающая человека счастливым. Так, может, его нигилизм – обман? Базаров понимает, что теряет веру в свои идеи, что он терпит катастрофу. Другим он сделаться не может. Остается одно – смерть. Так Тургенев развенчал нигилизм Базарова. Финал романа Тургеневу был дорог Базаров. «Я плакал, когда заканчивал роман»,- писал автор. Но принять нигилизм героя Тургенев не мог: для него это было сухая ложная теория. Автор верит в бессмертие, красоту, любовь, что и утверждает в финале романа.