Урок литературы РОЛЬ ЭПИЗОДА «СМЕРТЬ БАЗАРОВА» В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Урок литературы в 10 б классе
Тема:
РОЛЬ ЭПИЗОДА «СМЕРТЬ БАЗАРОВА» В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 9 г. Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Десяткина В.Л.
Тема: Роль эпизода «Смерть Базарова» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цель: 1.Путём анализа эпизода донести до обучающихся тему и идею произведения.
Выяснить, какие нравственные начала утверждает автор.
Развитие устной и письменной речи обучающихся.
Ход урока.
I. Слово учителя.
У романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» необычная судьба. При своём появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. Идёт уже не одно столетие «жизни» тургеневского романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить. Причина не только в том. Что Тургенев затронул в своём романе такие проблемы человеческого бытия, которые приходится решать во все времена. Писатель создал образ героя, который в своих коренных чертах вечен и возникает в жизни каждого поколения.
II. Беседа с учащимися.
Ни с одним героем не прощался И.С.Тургенев так трогательно, как с Базаровым. Романы Тургенева остросюжетны. В основе каждого из них – одно событие, которое распадается на много эпизодов, образующих это событие. Каждый эпизод со своей проблематикой и художественными средствами выражения.
1. Работа над эпизодом «Смерть Базарова».
Чтение по ролям эпизода.
Вопросы:
1. Какие проблемы затронул автор в этом эпизоде?
(Что такое жизнь и что такое смерть? Кто нужен России?)
Тургенев был сторонником «тайной психологии». На практике это приводило к тому, что он не раскрывал подробно душевный мир своих героев, но давал яркое представление об их мыслях и чувствах при помощи внешних художественных средств.
На первый план в системе этих средств выдвигается диалог и портрет.
2. Что раскрывается в диалоге Базарова с Одинцовой?
(В диалоге раскрываются убеждения и характер героя).
В эти часы сказывается в Базарове его любовь к Одинцовой, его «романтизм», доброта, забота о родителях, восхищение женской красотой. Всё, что было глубоко в нём запрятано под маску нигилизма.)
3. Какие преобладают предложения в репликах Базарова? Почему?
(Показать волнение, беспомощность перед лицом смерти).
4. В речи Базарова присутствуют афоризмы. О чём они свидетельствуют?
( Они говорят о знании Базаровым жизни).
5. Метафоры создают определённые ассоциации. Есть ли они в данном эпизоде? Если есть, то какую несут смысловую нагрузку?
(Присутствуют пушкинские глагольные метафоры, которые подчёркивают романтическую и поэтическую душу Базарова.)
6. Благодаря данным художественным средствам, каким мы видим Базарова перед лицом смерти?
(Сила Базарова перед лицом смерти достигает размеров героизма, он не обнаруживает слабости, даже минутной).
7. Зачем Тургенев заканчивает роман смертью Базарова?
(Закономерность смерти Базарова имеет две стороны: психологическую и социально-историческую. Психологическая – нелепая смерть, социально-историческая – Базаров умирает молодым, не довершив своего дела, потому что время Базарова ещё не пришло. Базарову не суждена победа – в этом видит Тургенев причину гибели Базарова).
III. Вывод.
Какое место в романе занимает эпизод «Смерть Базарова»?
( Это ключ к разгадке характера Базарова).
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Зачем нам жизнь дана?»