Женский подвиг в поэме Н.А. Некрасова Русские женщины
Тема: Женский подвиг в поэме Некрасова «Русские женщины».
Цели: Обучение умению составлять материал разных учебных предметов; привить умение самостоятельно работать с произведениями художественной литературы; показать черты характера русской женщины: преданность, стойкость, чувство долга.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с творческой истории поэмы «Русские женщины»
-развить умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев поэмы, привить навыки выразительного чтения эпизодов поэмы.
Ход урока
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали?
Их имена забыться не должны.
Н.А.Некрасов
1. Организационный момент.
Сообщение целей, задач урока. Слово учителя.
Вступительное слово о Некрасове. Творческая история поэмы.
- Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?
- Рассказ ученика о восстании на сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Сам он объяснил это так: «Поэма состоит из 2 частей: 1 часть названа «Княгиня Трубецкая», 2 часть - «Княгиня Волконская». Они написаны в разных тональностях, различных по жанру особенностях».
Расскажите о жизни Трубецкой до восстания.
-Кто она эта мужественная женщина, чей подвиг воспевает Некрасов? Историческая справка (сообщение о Трубецкой)
Обратимся к тексту поэмы.
-Почему данное произведение-поэма?
Определение поэмы.
-Какова композиция поэмы?
1часть-Описание пути до Иркутска; где княжна вспоминает детство, влюбленность, замужество.
2часть - Диалог княгини и губернатора.
-Какая сцена самая кульминационная?
-Назовите мне героев этой поэмы.
Губернатор и княжна (сюжетные герои и внесюжетные ( отец княжны, муж её и Н.Т)
Слово учителя. Разговор губернатора и княжны дан в драматургическом варианте.
Эта сцена помогает нам раскрыть характеры и чувства героев, представляет спор живых людей
Давайте послушаем диалог.
-Выразительное чтение наизусть «Разговор губернатора княгини».
-Какую цель имеет каждый из героев?
Губернатор - задержать и вернуть княгиню Трубецкую.
Княгиня - быстрее встретиться с мужем.
-В любой борьбе побеждает сильнейший, а в споре тот, чьи доводы убедительнее.
-Какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить её вернуться?
-Какие доводы приводит княгиня?
Здесь-тамКак называется этот художественный приём? (антитеза)
-Губернатор использует своё положение, пытаясь заставить княгиню вернуться назад.
Как называется это художественно-выразительное средство?
- Каким показан генерал?
Монолог губернатора наизусть.
Охарактеризуйте генерала.
-Уважительный , почтительный к людям более высокого положения. Честно выполняет свой долг по службе.
Найдите в тексте олицетворение, гиперболу.
-Какие детали портрета передают отношение автора к нему
- из-под руки на ус седой скатилася слеза,
- он сначала -службист, как палка прям, кресты, мундир.
Некрасов с восхищением писал: «Она другим дорогу проложила, она других на подвиг увлекла».
- А кто другие? (это княгиня Волконская)
-Историческая справка ( сообщение о Волконской)
+Рассказ ученика о жизни Трубецкой и Волконской в Сибири.
-Что мы можем сказать по поводу авторской позиции. Есть прямая оценка поступка героини? Автор не дает прямой оценки от своего имени.
Идея произведения
Главное достоинство этих женщин - неисчерпаемое мужество в достижении цели
Подведение итогов урока
Слово учителя:
Жены декабристов совершили подвиг. Этому подвигу нет названия, оценки, т.к. оценить это невозможно, понять - сложно, прочувствовать - не хватает сил. Своим подвигом они навсегда вписали свои имена в нашу историю.
Я вам желаю успехов в преодолении трудностей на пути к вершинам знаний.
Д/З: написать сочинение на тему: «Мое отношение к поступку героини».