Конспект урока по поэме Н. Некрасова Русские женщины (7 класс)
Тема: Н. Некрасов. Поэма "Русские женщины", "Княгиня Трубецкая"
Цель: 1. Познакомить учащихся с событиями 1825г. 14 декабря.
2. Аналитическое чтение I части поэмы. Чтение по ролям.
3. Теоретические понятия: поэма, композиция.
4. Воспитание патриотического чувства. Верность, чувство долга перед мужем.
Оборудование: Поэма "Русские женщины". (полный текст); учебник литературы, рабочие тетради: сообщения учащихся; музей декабристов, выставка книг: В.Ф. Одоевский, К. Рылеев; Мария Марич "Северное сияние" Портрет Некрасова, фотоальбом. Словарь терминов.
МПС. История - правления Императора Александра I (Павловича) и Николая I (Павловича) (1777-1825гг.) (1796-1855гг.) присяга 14 декабря 1825г.
Ход урока: I. Организация рабочего места
а) приветствие гостей, учителей.
б) готовность рабочего места.
II. Тема, цель и задачи урока.
Тема: Поэма "Русские женщины", "Княгиня Трубецкая"
Цель и задачи: 1.На примере Екатерины Трубецкой и Марии Волконской раскрыть идейный замысел поэмы.
2. Показать величие подвига совершенного женами декабристов.
3. Екатерина Ивановна Трубецкая - первая добилась разрешения императора на отъезд в Сибирь.
4. Чтение наиболее понравившихся строк из поэмы.
5. Заслушать и обобщить собранные материалы членами экспедиции "Северное сияние".
6. Просмотреть фильм - викторину о декабристах.
Вопрос: Кому из жен декабристов А. Пушкин посвятил свою известную поэму ("Полтава", М. Волконской)
Вопрос: Назовите стихотворение А.С. Пушкина, в котором упоминается место захоронения декабристов.
III. Проверка домашнего задания.
Цель: Навыки работы с научно - популярными текстами; усвоение теоретических понятий:
воспоминания о детстве;
учение;
Петербург. Разрыв с отцом
1856г. выход в свет, книги стихотворения.
Поэмы "Дедушка" и "Русские женщины" - о декабристах.
IV. Вступительное слово учителя.
14 декабря 1825г. в Санкт-Петербурге должна была состоятся присяга новому императору Николаю Павловичу (Николаю I)
Иллюстрации императоров.
Вот мы и подошли к изучению поэмы "Русские женщины".
Экспедиция "Северное сияние".
1. Историк. Восстание декабристов. 1812г.
Чтение и анализ эпизодов.
Эпизод 1-ый. (Проверка домашнего задания)
Часть первая:
Покоен, прочен и легок
На дело сложенный возок.
отец готовит возок.
внутренний монолог.
Вопрос: - Почему Некрасов расположил в таком порядке картины?
(Разговор с отцом уже воспоминание) В чем драматизм переживаний отца?
Д/З. Наизусть монолог или отрывок.
2. Архивные материалы декабристов. Дневник Марии Волконской.
Просмотр видеофильма. Вопрос: Какую поэму посвятил А.С. Пушкин женам декабристов?
Часть вторая:
Губернатор и княгиня.
Какие аргументы выдвигает губернатор, чтобы остановить княгиню? (читают дети)
Что свидетельствует о том, что ее решение временный порыв, а результат осмысленного убеждения?
Прочитайте характеристику (читают дети) Как вы понимаете эти слова?
Вывод, какова причина отъезда и цель? (зачитать!)
Что заставило губернатора уступить ей (читаю я!)
Д/З. Подготовить чтение по ролям отрывка из поэмы.
Запись в тетрадь.
Анализ жанра и композиции поэмы.
Поэма - это ..(словарь)
Почему это произведение можно назвать поэмой?
Композиция - это ..(словарь)
Почему поэма начинается и заканчивается стремительным бегом возка?
Определите, тему и идею поэмы!
Часть третья:
3."М. Волконская". История создания II главы поэмы.
Учитель: - А сейчас мы отправимся в музей декабристов.
4. По музеям декабристов.
(Часы, молитвенник, кольца, фотографии, стихи В.Одоевского, К. Рылеева, А.С. Пушкина.)
Фильм - вопрос
Д/З:
- В каком стихотворении А.С. Пушкина упоминается о месте захоронения декабристов?
5. Стихотворение А.С. Пушкина о женах декабристов.
V Итог работы: - О чем и о ком мы сегодня говорили? Что вы для себя взяли на уроке?.
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Завершение урока.
15