Разработка внеклассного мероприятия по чтению к 100-летию С.В.Михалкова
Комитет по образованию Администрации Хабарского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свердловская СОШ»
Номинация: Современное внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ
Тема: «Весёлый день с Сергеем Михалковым» (литературный праздник, посвящённый 100- летию со дня рождения С.В.Михалкова)
Возраст учащихся: 1-4 классы
Автор разработки: Морозова Наталья Владимировна, учитель начальных классов.
Веселый день с Сергеем Михалковым
(литературный праздник для учащихся 1-4 классов)
Цель: познакомить обучающихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить знания, полученные на уроках внеклассного чтения.
Участники: ведущие - классный руководитель, библиотекарь, две команды.
Оформление: выставка книг С. В. Михалкова. Его портрет, фотографии, аудиозапись «Песенки друзей», название станций, кроссворд.
Ход мероприятия
… Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому – опорой,
В поединке смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
Учитель. Добрый день, ребята! Надеюсь, что сегодня день будет не только добрым, но и веселым, потому что мы его проведем в компании веселых друзей – героев произведений Сергея Михалкова.
Многим из вас хорошо известны стихи Михалкова, а некоторые, может, только сегодня познакомятся с его творчеством. Михалков не только известный детский писатель и поэт. Он автор пьес, сценариев, басен, переводов. А еще он создал текст гимна России. 13 марта 2013 года Михалкову исполнилось бы 100 лет!
Стихи Михалков стал писать рано. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Так что его произведения читали еще ваши дедушки и бабушки.
Сегодня мы отправимся в путешествие – в поэтический мир С. Михалкова. А путешествовать мы будем на волшебном паровозике. И чтобы было веселее в пути, для вас звучит песенка. Узнаете ее?
Звучит I куплет «Песенки друзей».
Ученики. «Песенка друзей»
Учитель. Правильно, это «Песенка друзей».
1. Остановка «Дворик».
Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вот одну из считалок, написанную Михалковым, попробуйте продолжить:
Вы послушайте, ребята
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету …
Ученики. ...ровно пять
Мы решали, мы гадали
Как же нам котят назвать?
Наконец, мы их назвали …
Ученики. Раз, два, три, четыре, пять.
Библиотекарь. А теперь давайте вспомним стихотворение «А что у вас?». В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, а при случае и маленько прихвастнуть.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Кто из вас вспомнит, чем же хвастались ребята, сидевшие «без дела» во дворе.
Ученики. А у меня в кармане гвоздь.
А у нас сегодня гость.
А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
А у нас в квартире газ.
А у нас водопровод.
А из нашего окошка
Площадь Красная видна.
Нам купили синий-синий,
Призеленый красный шар.
Библиотекарь. Мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении?
Ученики. Летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница.
Звучит II куплет песни.
Отправляемся дальше.
2. Следующая остановка «Школа».
Учитель. Послушайте веселое стихотворение «Азбука» Юлиана Тувима в переводе с польского С. Михалкова. (Читает ученик)
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломало хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Учитель. А теперь, попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
Писать красиво не легко:
«Дает корова молоко»
За буквой буква,
К слогу слог.
Ну, хоть бы кто-нибудь помог!
Ученики. «Чистописание»
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Ученики. «Прививка»
Ученики. Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
Вспомните и назовите стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть!
Ученики. «36,5»
Учитель. Что вы можете сказать о таких учениках?
Ученики. Они трусливы, ленивы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь.
Библиотекарь. А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбилсяОт каких, скажите, рук?!
Ученики. «Лапуся»
Учитель. О каком лекарстве идет речь в следующих строчках?
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори!..
Ученики. «Чудесные таблетки от лени»
Библиотекарь. О каком заболевании идет речь?
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это …
Ученики. Грипп
Библиотекарь. Это стихотворение у поэта родилось так. Как-то Михалков заболел, никакие микстуры и порошки ему не помогали. Наконец, болеть ему надоело. Он придвинул стол для газет и начал набрасывать строчки:
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
А теперь давайте вспомним с вами двух проказников-щенков. Послушайте отрывки из стихотворений и скажите мне, как они называются:
Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала.
Ученики. «Мой щенок»
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Ученики. «Трезор»
И что же натворили каждый из этих щенков?
Ученики. Из стихотворения «Мой щенок» – утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
Ученики. Из стихотворения «Трезор» – порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
Продолжим наше путешествие.
Звучит III куплет «Песенки друзей».
3. Остановка «Фронтовая».
Учитель-В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы. А для детей Михалков в это время не писал.
В первый год войны у Михалкова родились такие строки:
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!
Оказался ли прав Михалков? Почему?
Ответы учеников.
Пора в путь. Звучит аудиозапись IV куплета
4. Остановка «Лесная».
Послушайте стихотворение «Прогулка». (Инсценировка)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло.
Даже битое стекло!
Мы по бережку пошли
Место новое нашли …и т. д.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
Учитель. Эти «любители природы», сокрушались по поводу непорядочности других, а что же сделали сами?
Ученики. А сами после себя оставили гору мусора.
Библиотекарь. Михалков написал много пьес для детей, такие как «Знайка-Зазнайка», «Три поросенка». Мы сейчас послушаем с вами отрывок одной из них. (Звучит аудиозапись сказки «Три поросенка»).
Чем же закончилась история поросят?
Ответы учеников.
Библиотекарь. Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Степу. В этом произведении Михалков просто, весело и увлекательно рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль. А есть ли продолжение у дяди Степы?
Ученики. «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа и Егор», Дядя Степа – ветеран».
Библиотекарь. Впервые стихи про Дядю Степу были напечатаны в журнале «Пионер». А было это так. В 1935 году в редакцию журнала пришел худощавый молодой человек, волнуясь, сказал: «Я принес стихи.». Редактор начал читать о том, как
В доме восемь
Дробь один
Жил высокий гражданин
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, и так как перед ним стоял достаточно высокий гражданин, то редактор решил, что он написал стихи про себя самого и спросил: «Ваша фамилия Степанов?» Но автор ответил «Михалков... Сережа». Дочитав стихотворение, редактор сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но, боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». И тут же добавил: «Не нужен художник. Нам нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем Вас. Вы вылитый дядя Степа». А потом многие думали, что дядя Степа и Михалков это одно и тоже лицо.
А теперь попробуйте разгадать кроссворд.
1. В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый… (Фома)
2. Как зовут мальчика, о котором говорится в следующих строчках?
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на 3-х подушках
Перед столиком с едой? (Витя)
3. Один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении «От кареты до ракеты» (пароход)
4. Какую фамилию носит дядя Степа? (Степанов)
5. Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке –
Отразилось солнце в нем! (милиционер)
6. Кем служил сын дяди Степы Егор, в каком звании?
Сильный, смелый и серьезный
Он достиг своей мечты
В изученье дали звездной,
В покоренье высоты. (космонавт)
7. Две подружки – Варя с Верой –
Это коллекционеры.
Что коллекционируют две подружки? (автографы)
8. Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
(Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу). (овощи)
Вот и подошло время прощаться. На празднике, посвященном творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Если захотите познакомиться подробнее с его произведениями, то возьмите еще раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.
Список литературы
1. Начальная школа. – №3/03
2. Михалков С. Стихи и сказки / С. Михалков. – М.: Детская литература, 1957. – 368 с.
3. Михалков С. Любимые стихи / С. Михалков. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 320с.
4. Галанов Б. Е. Сергей Михалков.
5. Михалков С. В. Любимые страницы. – Смоленск: Русич, 1999.
На внеклассном занятии использована презентация, созданная в PowerPoint 2007
Содержание презентации:
БАСНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
К 100-летию со дня рождения легендарного детского поэта
Насмешки даже тот боится, кто не боится ничего!
Басня «О дураке»
С. Михалков
Слайд 1
13 марта 2013 года исполнилось 100 лет Сергею Владимировичу Михалкову, патриарху детской литературы.
Слайд 2
Сергей Владимирович – глава древнего старинного рода Михáлковых, уходящего своими корнями в XV век. В разные времена Михалковы проявляли себя и на военном, и на государственном поприще, многие из них пролили свою кровь в боях за Отечество, иные оставили о себе память как видные деятели русской культуры.
Слайд 3
Писать стихи Сергей Владимирович начал лет в девять. Вот строчки из одного из первых стихотворений поэта «Река».
Как змея извиваясь
Меж крутыми берегами,
Течет речка в озера
Голубыми водами…
А начиная с 1933 года имя Сергея Михалкова не сходит со страниц прессы.
Слайд 4
В 1935 году Михалков поступил в Литературный институт. Однажды ему предложили принять участие в конкурсе на лучшую пионерскую песню. Он написал несколько песен, а заодно веселые детские стихи и понес все это в журнал «Пионер». Одно из стихотворений было напечатано, после чего воодушевленный автор написал целую детскую поэму.
Слайд 5
Это был знаменитый «Дядя Степа». Эта поэма живет уже 72 года и её любят в каждом доме – и взрослые и дети.
Слайд 6
В 1944 году страна отмечала 175-летие баснописца Ивана Крылова. Сергей Михалков был включен в «юбилейный комитет». Изучая басни Крылова, он все больше проникался этим «опасным» жанром. Дело в том, что в тот момент существовал негласный «запрет на басни». Многим не нравился сатирический басенный подтекст. Так что можно считать, что Михалков «пошел на риск» – стал баснописцем.
Слайд 7
А попробовать свои силы в басенном жанре посоветовал писателю Алексей Николаевич Толстой, автор произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Вот как вспоминает об этом сам Сергей Владимирович: «Часто с благодарностью я думаю о прорицательности А. Толстого – он сумел разглядеть в моих стихах для детей басенное начало и подсказать мне новую верную жанровую дорогу».
Слайд 8
Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, последняя из которых «Мудрый совет», написана в 2002 году. Михалков в своих баснях высмеивает различные человеческие пороки – жадность, глупость, высокомерие. Краткость, простота, разговорный язык, юмор – основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжеты для своих произведений он берет прямо из жизни и пишет басни – как в стихах, так и в прозе. Басни прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова, актеров нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
С героями некоторых басен Сергея Михалкова мы с вами сегодня познакомимся поближе, посмотрев представленные вашими одноклассниками сценки.
Далее театрализованное представление басен «Слон-живописец», «Лев и ярлык», «Аисты и лягушки», «Заяц-Симулянт», «Две подруги».
Слайды 9–13
Вот и подошло к концу наше мероприятие, благодаря которому, вы еще раз соприкоснулись с творчеством Сергея Михалкова.
Слайд 14
Сегодня Сергей Владимирович Михалков, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает активно работать. Сын своего века, Гражданин любимого им Отечества, трехкратный автор гимна России, Ветеран Великой Отечественной войны – он, лучшее воплощение русского писательства.
Слайд 15
За плодотворную деятельность в области литературы и педагогики, а также за заслуги в укреплении дружбы с зарубежными странами Сергей Михалков был отмечен 22 орденами, медалями и почетными знаками России и многих иностранных государств. Он – лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР и РСФСР, носит звание Героя Социалистического Труда.
Слайд 16
Именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы (1999).
Слайд 17
К 90-летию со дня рождения С. В. Михалков был награжден президентом России В. В. Путиным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. А в 95-летний юбилей Сергей Владимирович получил от президента высшую награду России орден «Святого апостола Андрея Первозванного».
Слайд 18
Среди множества наград, которые за свою долгую жизнь получил Сергей Владимирович Михалков, есть такой редкий, как Орден Улыбки.
Вот как говорил Михалков об этом ордене: «Орден Улыбки. Я им очень горжусь. Его вручали мне в Центральном детском театре – на подносе с розой и кубком, а в нем лимонный сок. Президент Ордена сказал: «Пейте, Михалков, посмотрим, как будет вести себя Кавалер Ордена Улыбки». Я выпил кубок залпом. Рот до ушей и тут же экспромтом продекламировал:
Нет, вы не сделали ошибки,
Что присудили Орден мне.
Я буду с Орденом Улыбки
Трудиться для детей вдвойне».
Слайд 19
Что ж, Сергей Владимирович сдержал свое слово. Книги писателя постоянно выходят в нашей стране и за рубежом. Их общий тираж составил 500 миллионов экземпляров.