Урок окружающего мира Жизнь пресного водоёма

Урок окружающего мира
1.Класс: 4 2.УМК «Школа России» 3.Авторы:Плешаков А.А. 4..Тема урока: Жизнь пресного водоёма 5.Цель: сформировать у учащихся представления о жизни пресного водоёма. 6.Планируемые результаты: Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. извлекать информацию из иллюстраций, текстов. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; строить рассуждения; обобщать. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  - владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;  задавать вопросы. Предметные:  -знать представителей животного и растительного мира пресного водоёма.  - исследовать материал о жизни бобров- короля грызунов - формировать бережное отношение к природе водоёма. -узнать как охранять водоёмы и для чего нужно их охранять? Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку. Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь кончиками пальчиков .Пожелайте друг другу хорошей плодотворной работы.  2.Актуализация знаний.
Я рождаюсь из снегов, Ручейков и родников. То быстра я и игрива, То теку неторопливо. Мелкою бываю в русле, Или же глубокою Я вверху бываю узкой, А внизу – широкою.
Скажите, к какому природному сообществу относится река?( это водоём) -Скажите, какие бывают водоёмы? (Искусственные и естественные) Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны) Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы) Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.) Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.  Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма. Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, , узнать как охранять водоёмы). Вывод: Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем это место, где живут самые разнообразные живые существа . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( 4 страница) Давайте составим план работы .План записывается на доске. 3.Организация работы с кейсами. Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.  1 группа ботаники. Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.  2 группа зоологи. Участники расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.  3 группа ихтиологи. Участники расскажут нам о рыбах, живущих в пресной воде. 4 группа экологи. Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма. На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают 5, 25- 20 баллов- 4, низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.  Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации
Слаженность работы группы
Презентация выступления
Итого

1-я группа





2-я группа





3-я группа





4-я группа








4.Кейсы
Кейс № 1.
Источник№1. Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Ч.1.Стр.192-194
Источник №2 Атлас- определитель От земли до неба. М., «Просвещение», 2012,стр. 71-78.
Источник№3 
Оказавшись у водоема в теплое время года, вы могли наблюдать только тех его обитателей, которые живут на поверхности. Но жизнь в водоеме есть везде: и у берегов, и на поверхности, и в толще воды, у самого дна и на дне. На берегах водоемов можно увидеть листья и стебли камыша, тростника, рогозы, стрелолиста. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. На значительно большей глубине растут кувшинка белая, кубышка желтая . На гладкой поверхности воды плавают их цветки и широкие листья.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Источник №4
Воздухоносные каналы есть и в листьях, и в корнях водных растений. У кувшинки белой и кубышки желтой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами, по которым проникает кислород, необходимый для дыхания. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. В место разрыва в растение начинает проникать вода, это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели всего растения.
http://www.mypriroda.ru/plants_vodoem15.php
Источник №5
Каждое растение приспосабливается к жизни в воде: одни растения корнями прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой. Другие- корнями прикрепляются ко дну, а широкие листья плавают на поверхности воды. Есть растения, которые ко дну совсем не прикреплены, они плавают на поверхности воды. А в толще воды есть микроскопические водоросли, которые можно увидеть только под микроскопом.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Стр.17)


Источник №6

Какую роль играют растения в жизни многочисленных жителей водоемов? Во-первых, зеленые растения под воздействием солнечного света из воздуха берут углекислый газ, а выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания всех животных. Во-вторых, в зарослях водоема находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1055.n7p_chosARUAO0YMj0C5sa7aSje-iXMcGDK

Кейс № 2
Источник №1:Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир.4 класс. Часть 1.. Стр195-196

Источник № 2
Животные в водоемах есть везде: на поверхности и в толще воды, на берегу, на дне, на водных растениях В воде живёт много живых организмов. Это насекомые: клопы- водомерки, жуки – плавунцы.
Там выводят своё потомство лягушки, в воде плавают головастики и др.
В пресных водоёмах много рыбы: карась, щука, краснопёрка, окунь, лещ, плотва и др.
Также там обитают речные раки и моллюски: прудовик, катушка; двустворчатые моллюски: перловица, беззубка.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Источник № 3
Наряду с рыбами в озерах и прудах можно увидеть и земноводных – лягушек и жаб. Их головастики практически все лето плавают в водоемах с пресной водой. По весне амфибии устраивают «концерты»: они при помощи своих мешков-резонаторов горланят на всю окрестность, откладывая в воду икру. Если говорить о том, какие животные водоемов относятся к пресмыкающимся, то здесь, бесспорно, можно отметить обыкновенного ужа. Весь его образ жизни напрямую связан с поиском пищи. Охотится он на лягушек. Для человека эти змеи не представляют никакого вреда. К сожалению, многие неосведомленные люди убивают ужей, принимая их за ядовитых змей. Из-за этого численность этих животных заметно снижается. Еще одна водная рептилия – это, например, красноухая черепаха. Именно ее содержат в террариумах любители-натуралисты.

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Источник №4
С водоёмами связана жизнь многих птиц и зверей. На берегах водоёмов селятся утки, журавли, цапли, аисты, чайки. Живут млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра
Птицы приспособлены к тому, чтобы добывать себе корм из воды, имеют длинные клювы. Они могут подолгу выжидать свою добычу. У зверей очень гибкое и подвижное тело Они очень хорошо плавают и могут подолгу находиться под водой.
Птицы питаются лягушками, головастиками, рыбой.
Некоторые  животные, например выдра, являются хищниками и питаются рыбой и другими мелкими животными. А бобр, ондатра и водяная крыса – грызуны. Они питаются растениями, водорослями, кореньями, ветками деревьев.
http://mir-giv-al.blogspot.ru/2013/11/blog-post_16.html
Источник № 5
Загадки:
1. Выпуча глаза сидит, По-французки говорит,  По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает. (Лягушка)
2. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
3. Грызун, хорошо  плавает и ныряет. (Ондатра)
4. Есть на речках лесоруб В серебристо-бурой шубе. Из деревьев, веток, глины Строит прочные плотины. (Бобр)
5. У кого глаза на рогах, А дом на спине. (Улитка)
6. Ползает на оборот,  Задом наперёд,  Всё под водой Хватает клешнёй. (Рак)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Кейс № 3
Источник №1
Реки и озёра издавна привлекают людей как лучшие места отдыха. Редко встретишь здесь человека, который не считал бы себя рыбаком-любителем. А каждый настоящий рыболов по словам писателя К.Паустовского, тоже заядлого рыболова, – в душе поэт и знаток русской природы. «Рыболову легче всего открывается красота природы, её затаённая прелесть», – писал К. Паустовский. – Можно смело сказать, что любой человек, если он проведёт хотя бы один день с удочками на реке или озере, если он надышится запахом трав  и воды, услышит пересвист птиц и курлыканье журавлей, увидит в тёмной воде блеск крупной рыбы, если он, наконец, почувствует её упругий бег на тончайшей леске, будет потом долго вспоминать этот день как один из самых спокойных и счастливых дней своей жизни».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Источник №2
Рыбы по-своему реагируют и на температуру воды. Большинство пресноводных карповых рыб приспособлено жить при летней температуре воды выше 10°. Там, где летом в период нереста температура ниже 10°, карповых мало или совсем нет. Вот почему их так много в южных водоемах и так мало в северных..Даже в одном и том же водоеме распределение рыб зависит от температуры воды. Большая группа рыб относится к холодолюбивым – нельма, палия, многие сиги, налим и др. Относительно налима определенно известно, что в летнюю жару в прогреваемых водоемах он прячется под камни, а в холодную погоду выходит из своих укрытий. Упомянутая выше даллия обладает изумительной способностью переносить не только холод, но и промерзание водоема. После таяния льда даллия оживает. Эта рыба переносит мороз более 40°. Такое временное безжизненное состояние могут переносить и некоторые другие рыбы. Пресноводные рыбы чувствительны и к свету. Мальки лососей энергично прячутся от света в россыпях камней и камешков. Мальки плотвы, наоборот, снуют в местах освещенных и солнечных. Миноги любят темноту.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Источник № 3
Много корма пресноводные рыбы находят в прибрежных зарослях. В прибрежных участках пресных водоемов проводят большую часть жизни рыбы, не очень требовательные к чистоте воды и содержанию в ней кислорода, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], плотва, линь, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Дальше от берегов держатся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], язь, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сиг, а еще дальше  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], лосось, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и сом. Мелкие озера и озерки заселены щукой, ершом, а также плотвой. В ручьях водятся ручьевая форель, усатый голец, щиповка.
http://www.ohota-and-ribalka.ru/rybalka-sredi-zaroslej-prikormka-chast-2
Источник № 4
Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая , неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.
http://hunterrussia.ru/na-rybalke/hisshnaya-ryba/430-ryba-ersh-photo.html
Источник № 5
Щука самая ненасытная разбойница большинства водоемов. Щуку тяжело спутать с другим видом. Тело имеет удлиненную форму, бока немного сплюснуты, клинообразная голова с огромной пастью и множеством зубов. Тело имеет пятнистую или полосатую окраску, спина темно-зеленого цвета, брюхо светлое. Окраска зависит от места обитания, так щука живущая в корягах более темного окраса. Речная щука в сравнении с озерной имеет более длинное тело. Любит поджидать рыбу возле водной растительности, коряг, омутов.Щука – хищник одиночка. Растет быстро, при нормальном питании достигает веса 1кг уже через три года.
http://ribalka-rf.ru/gallery/shuka/53-schuka-17.html
Кейс № 4
Источник № 1
Каким бы ни был водоем, естественным, искусственным, он украшает нашу землю, радует нас своей красотой. В пресных водоемах мы берем воду, без которой не обойтись ни в быту, ни на производстве. В водоемах мы купаемся, рядом с ними загораем, по воде путешествуем на судах, перевозим грузы. Значение водоемов в природе велико. Пресная вода является важнейшим условием существования человека на Земле, а для животных, которые живут в воде, это еще и единственный дом. В воде есть все необходимое для жизни: свет, тепло, воздух и растворенные минеральные вещества.
Источник №2
Пресные водоемы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Пресные водоемы являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу. Речка, озеро, пруд или ручеек способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настороения, здоровья и удовольствия от единения с природой.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Источник № 3
Почти вся вода на Земле соленая. Пресной воды, которую можно пить, совсем мало. Человеческий организм больше чем наполовину состоит из воды, поэтому он не может без нее прожить более трех суток. Она также нужна животным и птицам, деревьям и грибам, бактериям. Каждый день люди выпивают несколько литров воды, которая содержится в пище и напитках. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Все большие города находятся вблизи источников воды. Поэтому водоемы, из которых берут воду для населенных пунктов, должны хорошо охраняться. Наиболее очевидно загрязнение водоёмов действует на водных обитателей . С рыбой, которая выловлена в таком водоеме, вредные вещества оказываются в организме человека Уже сейчас много стран столкнулось с проблемой дефицита качественной пресной воды. Если люди не будут заботиться о сохранении источников с чистой водой, то эта проблема с каждым годом будет обостряться. Охранять водоемы – это то же самое, что оберегать жизнь на Земле, заботиться о красоте мира, где живут не только люди, но и много других живых существ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Источник № 4
К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоемов сточными водами и отходами ведет к гибели чувствительных видов растений и животных. Во время отдыха на воде многие люди бездумно рвут прекрасные цветы кувшинок и ароматных кубышек. Цветы быстро вянут и их выбрасывают. Гораздо лучше было бы сфотографировать их живыми и невредимыми на долгую и добрую память. Чрезмерный вылов рыбы подрывает рыбные богатства водоемов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Источник № 5
Для того чтобы помочь обитателям водоемов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.
Источник № 6
Пусть на Земле не умирают реки Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою... Большие дяди, взрослые мужчины Храните речку светлую мою!
4 Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
5.Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.



6.Презентация выступлений.
Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы участникам.
7.Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это сообщество – водоём? Как к нему нужно относиться?
8. Домашнее задание
группа. Составить памятку «Как вести себя у водоёма», 
2 группа. Приготовить сообщения о растениях или животных водоёмов нашего края.
3 группа. Нарисовать в группах экологический знак охраны воды от загрязнения.
9.Рефлексия.
Закончить урок я хочу такими словами:
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут-
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.
О какой планете идёт речь? О нашей планете- Земля
Высказывания детей.
Покажите смайлики. Синий цвет- у меня всё получилось, я доволен своей работой на уроке, жёлтый – у меня были затруднения в работе, красный- я не справился с заданиями.
Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!


.


!