Урок по окружающему миру Жизнь пресного водоема


Урок по окружающему миру в 4 классе по теме :
« Жизнь пресного водоёма.» Тема: Жизнь пресного водоёма.
Цели урока:
1) сформировать представление учащихся о пресном водоёме, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием обитателей водоёма;
2) развивать полноценный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
3) формировать у учащихся общеучебные, умения и навыки.
Оборудование:
1) учебник(Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011);
2) дополнительная литература (Плешаков А. А. Атлас-определитель. От земли до неба. Зелёные страницы);3) персональный компьютер, мультимедиа-проектор, доска, презентация по теме «Жизнь пресного водоёма»;
4) картинки «цепи питания», карточки-«помогайки».
Ход урока
1. Организационный момент
У. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Какие правила работы в группах необходимо соблюдать?
Д. Выслушивать друг друга, совещаться, не кричать.
У. Давайте соединим руки в цепочку и скажем наш девиз.
Д. Я желаю всем успеха, я буду всем помогать, у нас всё получится.
2. Актуализация знаний.
У. Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущем уроке.
Д. «Луг – природное сообщество»
У. Какое было домашнее задание?
Д. Прочитать текст в учебнике, выполнить задание в тетради.
У. Мне хочется начать с нашего проекта о редких обитателях нашей области. Выходите к доске и кратко рассказывайте, о каком редком виде вы приготовили сообщение.
Дети делают сообщения.
У. Молодцы, очень интересно.
Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание: составить пищевую цепочку луга. Задание вы найдёте в конвертах. (В конверте 6 карточек с изображением нивяника, гусеницы махаона, трясогузки, водоросли, цапли)
У. Какая группа готова? Проверим вашу работу. (Идёт проверка)
3. Постановка учебной задачи
У. Какие трудности возникли? Почему вы не использовали оставшиеся карточки?
Д. Мы не знаем этих обитателей.
У. А вы можете предположить, где обитают эти живые существа?
Д. Да, в водоёме.
У. На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
Д. узнать название этих обитателей, как они живут.
У. Как будет звучать тема урока?
Д. «Жизнь пресного водоёма»
У. как мы можем узнать, верно ли ваше предположение?
У. Прочитайте тему урока в учебнике.
4 Открытие новых знаний.
У. Где мы можем найти ответы на возникшие вопросы?
Д. прочитать в учебнике, в энциклопедии.
У. Совершенно верно. Вы сегодня будете исследовать водоём по трём направлениям. Кто догадался, по каким направлениям?
Д. Исследовать растения, животных, экологию.
У. Правильно. Лидер группы выберет карточку названия своей научной группы: биологии, зоологии, экологии.
Лидер вытягивает карточку и ставит по центру стола.
У. Для помощи вам даю карточки-«помогайки»
Пожалуйста, приступайте к работе, Кому нужна помощь, сигнализируйте.
Учащиеся самостоятельно работают в группах, по необходимости пользуются энциклопедиями.
Учитель следит за процессом работы, если возникают затруднения, оказывает помощь.
5. Первичное закрепление.
У. Пора поделится знаниями. Покажите свою готовность. (Дети поднимают руки вверх, присоединяя ладошки друг к другу) Начинает группа биологов.
Учащиеся рассказывают, что они узналт о растениях водоёма.
У. Как приспособились растения для жизни в воде?
Д. У некоторых корни прикрепляются ко дну, а листья находятся на поверхности воды. У других – не прикрепляются.
У. Мне хочется обратить ваше внимание на эти замечательные растения. Кубышку часто называют кувшинкой, это ошибочно. Кувшинку белую ещё называют водяной лилией. А вы знаете, на какой картинке изображён камыш? Молодцы Очень часто камышом называют рогоз. Запомните, как он выглядит. Корни камыша фильтруют воду, поэтому играют огромную роль в водоёме.
Какую роль играют растения в водоёме?
Д. Они служат домом и пищей для животных, выделяют кислород.
6. Физминутка7. Продолжение закрепления.
У. Кто же живёт в пресном водоёме? Это нам поведуют зоологи.
Учащиеся рассказывают, что они узнали о животных водоёма.
У. Какую роль играют животные в жизни водоёма?
Д. Они уничтожают останки мёртвых растений, других животных, очищают воду.
У. Экологи нам расскажут, что происходит, когда человек нарушает гармонию природы.
8. Вторичное закрепление.
У. Вспомните вопросы, возникшие в начале урока.
Д. Мы должны были узнать, что растёт и кто живёт в водоёме, а так же как живут обитатели водоёма.
У. Мы нашли ответы на эти вопросы? (ДА) Попробуем построить цепи питания из оставшихся карточек.
Составьте одну цепь питания от группы. Проверим. Кто не согласен, у кого есть вопросы.
Молодцы, вы справились с заданием.
9 Рефлексия.
У. Подведём итог урока. Что мы сегодня исследовали?
Д. Мы исследовали пресный водоём.
У. Можем ли мы водоём назвать природным сообществом? Почему? Что очень важно для любого природного сообщества?
Д. Не нарушать связи.
У. Могут ли пригодиться сегодняшние знания в жизни? Как? Оцените свою работу в группе.
10. Домашнее задание.
Учебник, стр. 191-200, задание в тетради: стр. 64 № 2-6