Урок по окружающему миру на тему: «Жизнь пресного водоема». (4 класс)
Предмет: Окружающий мир
Автор учебника: Плешаков А.А.
УМК «Школа России»
Класс: 4
Тема: «Жизнь пресного водоема»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-исследование (урок творчества)
Цели: усвоение учащимися понятие о пресном водоёме как природном сообществе.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема;познакомить с растительным и животным миром пресного водоема.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания.
Воспитательные: воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.
Личностные результаты:
-умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
-способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-на основе анализа объекта делать выводы;
-находить ответы на вопросы в учебнике;
Регулятивные УУД:
-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать.
Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, исследовательские, проблемные.
Форма деятельности: фронтальная, групповая
Оборудование:учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешаков,карточки с заданиями для групповой работы,тест,оценочное поле для жетонов,кувшинки для рефлексии,сигнальныекарточки,презентация по теме «Жизнь пресного водоема»,проектор, компьютер.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд)
(Регулятивные:умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку.Личностные:принятие своей роли ученика.)
-Добрый день, уважаемые гости и ребята!Сегодня урок окружающий мир проведу я. Зовут меня Элла Николаевна. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много и бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости
II. Актуализация знаний.
(Предметные: работать с учебником, добывать нужную информацию. Регулятивные: контроль, умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные:формирование умения сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем).
1.Фронтальный опрос
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.
-Взгляните на экран.(Слайд)
-Кого вы видите на экране?(Насекомых)
-Почему ,именно с них мы начали наш урок?(Это тема нашего д/з)
Знаниями о луге поделитесь, друзья,
Каждый дома потрудился не зря.
2.Работа в группах.
-Чтоб проверить ваши знания.
-Сегодня на уроке мы будем работать в группах.
-Итак, познакомимся с группами наших учёных.
•Группа ботаников
А кто такой ботаник, ребята? (Специалист изучающий растения.)
•Группа зоологов
- Кто такой зоолог? (Специалист изучающий животный мир.)
•Группа экологов
-Кто такой эколог? ( Специалист, который изучает отношения человека, животных, растений между собой и окружающей средой.)
-В каждой команде капитан , который будет руководить вашей работой. Остальные ребята- члены экипажа. За верный, точный ответ команда будет получать жетоны. Победителем будет команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
-Какие правила работы в группах надо соблюдать?
-Давайте начнем нашу работу с пожелания удач друг другу.
-Мы желаем друг другу удачи! (говорят хором и соединяют руки)
- Работать будем по знакомому нам плану.
1.Растения луга.
2.Животные луга.
3.Луг и человек.
- На подготовку даю 2 мин. Выберите представителя для сообщения.
(Поиск информации в учебнике)
(Выступление представителей группы.)
(Оценка деятельности каждой группы)
3.Выполнение теста.
-У вас на столах лежат карточки. Капитаны возьмите карточку под номером №1. По моей команде начнете работать. На все вам 1 минута.
Тест «Луг – природное сообщество».(Слайд)
1. На лугу растут…
А) только травянистые растения;
Б) мхи, лишайники;
В) кустарники и травянистые растения.
2. На лугу живут…
А) лебеди, рябчики, шелкопряды;
Б) шмели, совы, глухари;
В) трясогузки, жуки- навозники, кобылки.
3. Растениями луга являются…
А) тимофеевка, клевер,нивяник;
Б) ландыш, осока, ягель;
В) черника, пион, типчак.
4. Санитарами леса и луга называют…
А) жуков навозника и могильщика, дятла;
Б) пчел, кабанов, соек;
В) жужелиц, кузнечиков, жуков- короедов.
(Проверка по экрану)(Слайд)
-Оцените свой результат(красный кружок-5,желтый-4,зеленый-3 ).
- Почему луг называют природным сообществом?
- Свой ответ подтвердите примерами.
III. Постановка учебной задачи.
( Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний;
умение отличать новое от уже известного.Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя).
- Посмотрите на экран. (Слайд)
( На экране:река,озеро,лес,пруд)
- Исключите лишнюю иллюстрацию.
- Обоснуйте свой ответ.(Лес- суша, остальное –вода)
- Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы.(Водоемы)
-Водоемы по происхождению делятся на две группы.
- Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. )(Слайд)
-Поработаем сообща. Капитаны возьмите карточку под номером 2.
-Распределите водоемы на 2 группы.(1мин)
(Проверка по экрану. Оценить правильность ответа)
- А по составу воды ? (пресные и соленые.)
-Назовите соленые водоемы.
-Тогда остальные водоемы ,какие по составу воды?
-Сейчас мы перечислили множество различных водоёмов, но рамки урока не позволяют нам рассмотреть их все, поэтому мы остановимся на одном, который объединяет в себе все отличительные признаки этого сообщества. А поможет нам в этом ребус. Разгадайте его.
-Сформулируем тему нашего урока.
-Да, речь будет идти о пресных водоемах.
IV. Открытие нового знания
(Регулятивные:целеполагание , как постановка учебной задачи,-планирование.Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностное:осознание ответственности за общее дело )
-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)
-Почему?
-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.
-Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урока мы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма.Согласны?
-Закройте глаза и представьте, что мы отправились на экскурсию (включается музыка со звуками водоема)
-Посмотрите на экран. (Слайд)
-Вот мы и пришли на место проведения экскурсии.
- Какой водоём изображён на слайде ? Это пруд или река?
- Так какой это водоем ?- Действительно, это озеро. Обратите внимание , вокруг этого озера раскинулся лес. Значит это не просто озеро, а озеро лесное.
- Место проведения нашей экскурсии - озеро, как пресный водоем.
- С какой целью мы пришли на водоем ?
(посмотреть растения, животных.)
-Верно, на водоеме мы познакомимся с растительным и животным миром водоема,и посмотрим как взаимодействует человек с водоемом.
-Но знакомство с обитателями пресного водоема будет необычным.
-Вы любите смотреть телепередачи?
-А кто предоставляет нам эту информацию с экрана телевизора?
-Кто проводит съемки?
-Я хочу вас пригласить сегодня в школьную телекомпанию 4 «а» –тв.
-Хочу,чтоб сегодня на уроки вы побыли корреспондентами .У каждой группы будет свое задание.
V. Первичное закрепление нового знания.
(Познавательные:смысловое чтение;поиск и выделение необходимой информации.Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные:умение работать в группе. Личностное:осознание ответственности за общее дело)
1)Работа по учебнику.
- Капитаны,возьмите карточку под номером№2. (Слайд)
-Работать будем по знакомому нам плану.
1.Растения водоема.
2.Животные водоема.
3.Водоем и человек.
-В течении 5 минут ,вы должны найти в учебнике нужную информацию и записать на листочке.
-В пункте 1 указана страница, на которой вы будите искать информацию.
- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!
- Приступаем.
(Учитель в это время проверяет работу в группах, направляет).
VI. Музыкальная физминутка.(Слайд)
2) Выступление групп.
-Внимание, корреспонденты! Я беру в руки микрофон. Дорогие участники,я приглашаю вас в новую телекомпанию 4 «а»-тв. Добро пожаловать сюда. Прошу пройти корреспондента и оператора.
1)Выступление групп.
Группа ботаников (Слайд)
(Сообщение о растениях водоема.)
- Итак, какова роль растений в жизни водоёма?
Учащиеся делают выводы:
1. Растения служат пищей для животных.
2. Они выделяют кислород.
3. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.
Группа зоологов (Слайд)
(Сообщение о животных водоема.)
-Какой же вывод вы сделали изучая животный мир водоёма?
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
Группа экологов(Слайд)
(Человек у воды.)
-Что надо сделать, что бы экологическое равновесие в сообществе не нарушалось? (Надо охранять редкие растения, не ловить раков – санитаров, моллюсков – фильтров, не разрушать жилище ондатр и бобров,охранять болота).
-Взгляните,как преобразился наш водоем.Сколько жильцов появилось в нем. А сейчас проверим хорошо ли вы запомнили обитателей пресного водоема.
VII. Применение нового знания.(Слайд)
(Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данные предметы.Регулятивные: умение выдвигать версии. Личностные:самооценка, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.)
-Мы продолжаем работу в группах
1) Возьмите карточку под номером 4
Подчеркнуть только обитателей водоёма.
Карточка
Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан,крот, рак, заяц.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, купальница, василёк, рогоз, рдест.
(Проверка по экрану.)
-Молодцы! Можно ли назвать водоем природным сообществом?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: все живые существа связаны между собой и живут сообща. Пресный водоём – природное сообщество.
-С какой целью мы сегодня пришли на водоем? (Узнать о растениях и животных водоема, о связи человека с водоемом).
-Получилось у нас достичь целей?
-Каким способом?
-Молодцы! Вот и подошло к концу наше путешествие. Было очень приятно работать с умными,заботливыми и наблюдательными исследователями.
-Вы хорошо поработали на уроке . Давайте поаплодируем друг другу.
VIII. Подведение итогов урока
( Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.Личностные:осознанность учения, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности)
- Что нового, интересного вы узнали?
-Каким способом?
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на уроке было самым интересным?
IX .Рефлексия
(Личностные:самооценка на основе критерия успешности.)
(Подсчет жетонов на оценочном поле)
На доске водоем.
У детей - разноцветные кувшинки: красные и белые
-Кому всё понятно приклейте кувшинки белого цвета, если возникли какие-либо трудности, красного цвета.
X. Домашнее задание(Слайд)
- Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
“На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой”
“Пресноводный водоем - им всегда и стол и дом”
“Водоемы – колыбель жизни”
-А чтоб у вас лучше получилось, надо еще раз прочитать про обитателей пресных водоемов.
- с. 178 – 186