УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: « КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ». (А.А.Плешаков, 2 КЛАСС)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, ч.1.Тема: « Какой бывает транспорт».
Цели: 
познакомить учащихся с разнообразием транспорта; раскрыть предназначение видов транспорта; развивать умение выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; систематизировать знания детей о видах транспорта;
развивать познавательный интерес и умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
обобщить и систематизировать знания по правилам дорожного движения;
воспитывать уважение к людям разных профессий, ответственного участника дорожного движения, патриотические чувства.
Оборудование: таблицы с названиями видов транспорта, иллюстрации машин различного назначения и сказочные герои; учебник А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, ч.1.
Ход урока
Организационный момент
Встали ровненько, красиво.Посмотрю-ка, я на вас!Молодцы, все встали прямо.Ах, какой хороший класс!Здесь затеи и задачи,Игры, шутки, все для вас!Пожелаю вам удачиЗа работу, в добрый час!
Сообщение темы, целей урока.
Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
Беседа по прочитанному.
Какой транспорт использовали звери? (Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)
Для чего нужен им был транспорт? (для передвижения)
На ком было жалко ехать? ( На собаке ) Почему? (Она была хромая)
Какой транспорт встречается в русских народных сказках? (печка, ступа, гуси-лебеди, волк)
Кто на нём ездил? (Емеля, Баба-Яга, Иванушка, Иван-царевич)
- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз? (Сани с тройкой лошадей)
- Это было раньше, когда зима наступала в России равномерно. Сейчас где-то снег, где-то оттепель и дождь. Поэтому Дед Мороз пользуется различными видами транспорта. А какими видами транспорта, мы узнаем сегодня. И попробуем ответить на вопрос: для чего нам нужен транспорт. Итак, тема урока: Какой бывает транспорт?
-Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а помогут нам сказочные герои: кто они? (на доске: Баба-Яга, Леший, Водяной и Гном). А почему именно эти герои, вы мне ответите в течение урока.
III. Работа по теме урока:
- Наше путешествие начинается!
- Ребята, поднимите руки, кто ездил на поезде?
- Когда едешь долго куда-то, то бывает скучно. Чем можно заняться, чтобы время быстро прошло? (почитать, отгадывать кроссворды и т.д.)
- А мы будем отвечать на вопросы на смекалку, связанные с нашим уроком.
1. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна).
- Почему?
2. Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды? (запасное)
- О чем были вопросы? (о транспорте)
- Вы легко с ними справились!
- Ребята, если поезд передвигается по земле, то, как будет называться этот вид транспорта? (наземный).
- Назовите профессии людей, работающих в поезде (машинист, проводник).
- Мы прибыли в Москву! Отсюда нам надо двигаться дальше, но на поезде - это долго. На чем быстрее можно добраться? (на самолете).
- А как называется место, откуда взлетают самолеты? (аэродром).
- А на чем до аэродрома мы можем добраться? (на машине)
- Аэродром находится у леса. А с кем из сказочных героев мы поедем на аэродром? (Леший)
- А почему?
- Леший - хозяин леса. Он знает каждую травинку, всех зверей и птиц!
- Но он забыл ПДД! Двигаясь на автомобиле, он подвергает опасности и себя, и окружающих!
- Поможем Лешему? (Да)
На какой сигнал светофора можно переходить через дорогу? (зеленый).
Как правильно переходить через дорогу?
Что должны сделать водители у пешеходного перехода?
Как водитель узнает, что скоро "зебра"?
Среди дорожных знаков найдите этот знак (на доске знаки)
- Молодцы!
- Расскажите, что обозначают остальные знаки.
- К какому виду транспорта относится легковой автомобиль? (к наземному)- Почему так называется?
- Приведите примеры машин наземного транспорта.
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Почему он важный для нас?
- Молодцы!
- Ехали, ехали: и приехали: попали в автомобильную пробку или затор. Что это такое?
- Почему образуется пробка? (авария, погодные условия, ремонт дороги)
- На чем можно выбраться из пробки?
Кто из сказочных героев поможет Лешему? (Гном)
- Почему? (Гном живет под землей)
- Каким видом транспорта воспользуется Гном? (метро)
- Где находится метро? (под землей)
- Как называется такой вид транспорта? (подземный)
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Ребята, а кто ездил на метро, поднимите руки.
- Наконец-то, мы добрались до аэродрома.
- Как вы думаете, а с кем из сказочных героев можно отправиться в полет? (с Бабой-Ягой).
- А почему именно с ней?
- А на чем еще раньше летали, вы узнаете из учебника, прочитав стр.117.
- Ребята, прочитайте текст "Как человек научился летать" и ответьте мне на вопрос: на чем раньше летали люди?
- Молодцы!
- А сейчас каким видом транспорта воспользовалась бы Баба-Яга? (самолетом)
- Но, чтобы мы полетели, мы должны ответить на вопрос: без кого не полетит самолет? (пилот)
- Что, помимо пассажиров, можно перемещать самолетом? (грузы)
- А какой еще летательный аппарат вы знаете? (вертолет)
- Чем похожи самолет и вертолет?
- А для чего нужен вертолет? (м. летать низко, приземление, подъём грузов )- К какому виду транспорта относится самолет, вертолет? (воздушный)
- Почему?
- А какие еще летательные аппараты вы знаете? (ракеты)
- А зачем нужна ракета? (для исследования космоса)
- Кто впервые полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)
- Когда? (12 апреля 1961 г.)
- Для чего нужен воздушный вид транспорта?
- Почему он важный для нас?
- Мы вынуждены совершить посадку из-за нехватки топлива у моря.
- Я предлагаю отдохнуть.
IV. ФИЗМИНУТКА
- Я предлагаю поиграть в игру "Море волнуется раз:"Море волнуется раз,Море волнуется два,Море волнуется три,Морская фигура на месте замри.
- Кто из сказочных героев будет нас дальше сопровождать? (Водяной)
- Почему?
- А если Водяной поплывет под водой, то он воспользуется каким видом транспорта? (подводной лодкой)
- А по воде? (корабль, лодка, пароход, яхта, и т.д)
- Итак, дальше мы отправляемся на пароходе.
- А к какому виду транспорта мы отнесем все, что вы назвали? (к водному)- Почему?
- Ребята, а для чего используют водный вид транспорта?
- Люди каких профессий работают на этих судах?
- Ребята, а кто такой кок? (повар)
- Мы говорим большое спасибо сказочным героям, которые нам помогали в путешествии.
V. Закрепление (по схеме)
- Какой бывает транспорт?
- наземный - почему так называют - примеры;
- подземный - почему так называют - примеры
- воздушный - почему так называют - примеры
- водный - почему так называют - примеры.
- А можно ли выбрать из этих видов самый важный?
- Почему?
VI. Продолжение темы урока
- Ребята, можно продолжить схему транспорта по его назначению.
- Попробуем вместе составить эту схему.
- Почти все виды транспорта перевозят кого? (людей, пассажиров)
- Как будет называться такой вид транспорта? (Пассажирский)
- Почему?
- Какие машины перевозят пассажиров? (такси, самолет, поезд, электричка, метро и т.д.)
- Для чего нужен пассажирский вид транспорта?
- Как вы думаете, важный ли этот вид транспорта?
- Как будет называться вид транспорта для перевозки грузов? (грузовой)
- Приведите примеры.
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Этот вид транспорта важный для нас?
- Почему?
- Ребята, а еще есть специальный вид транспорта.
- А какие машины относятся к этому виду, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Полыхает дом. Кошмар!Укротит она пожар (пожарная машина)
- По какому телефону следует вызывать пожарную машину? - 01
2. Замигает синим глазомИ в погоню рвется сразу (милиция)
- По какому номеру телефона нужно вызывать милицию? - 02
3. Вот с крестом машина мчится,Обгоняя всех, в больницу (скорая помощь)
- По какому телефону следует вызывать скорую помощь? - 03
- Почему этот вид транспорта назвали специальным?
- Для чего нужен этот вид транспорта?
- Этот вид транспорта важный для нас?
- Почему?
Как назовём папину машину, ведь управляет машиной только он? ( личная)
Как назвать тогда автобус, трамвай, поезд? (общественный) (Выставляем таблички со словами «личный» и «общественный»).Всегда ли у нас было так много машин? (Нет)
На чём раньше перевозили грузы? (В зависимости от местности: на лошади, на собаках, на верблюдах. Сейчас тоже можно их использовать). Можно ли лошадь назвать транспортом? (Да, он называется гужевой).
Сейчас используем этот вид транспорта? (Да).
VII. Закрепление изученного материала
- Ребята, на уроке мы распределили весь транспорт по группам. А как вы думаете, какой вид транспорта самый важный?
- Любой транспорт важный. Нельзя сказать, что какой-то самый главный, а какой-то нет. Все выполняют свою работу, и она важная.
VIII. Проверка полученных знаний. Тетрадь «Проверь себя» стр.
IX. Итог урока.
- Ребята, для чего нужен транспорт?
Домашнее задание.
- На какие еще две группы можно разделить весь транспорт? А поможет вам в этом ваш учебник на с.114-117.