Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе «Какой бывает транспорт?»
106680-103505Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №1» г. Почепа Брянской области
Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе
«Какой бывает транспорт?»
Разработала и провела
Чебанова Галина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
Города Почепа Брянской области
2012- 2013 уч. год
Конспект урока по «Окружающему миру» во 2 классе
Тема: «Какой бывает транспорт?»
Цели:
– познакомить с группами транспорта, формировать представление о назначении транспорта, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать;
– развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления, совершенствовать устную речь учащихся, совершенствовать умение работать с текстом учебника.
– воспитывать любознательность, интерес к работе, воспитывать бережное отношение к книге.
Планируемые результаты: учащиеся узнают, на какие виды можно разделить транспорт; учащиеся запомнят номера телефонов экстренных служб.
Оборудование: презентация видов транспорта , картинки с изображением разных видов транспорта, игрушечные машинки, стрелки из цветной бумаги сигнальные карточки.
Учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков
Рабочая тетрадь по «Окружающему миру» 2 класс А.А.Плешаков
Ход урока:
1 Организационный момент
Встали ровненько, красиво.Посмотрю-ка, я на вас!Молодцы, все встали прямо.Ах, какой хороший класс!Итак, начинаем наш урок! (доносятся гудки транспорта) Что это за сигналы звучат? Какие вы узнали?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Правильно!
-Тема нашего урока: «Какой бывает транспорт?» Слово «Транспорт» пришло в русский язык из греческого языка. В переводе оно обозначает «перемещать». Сначала транспортом называли грузовые морские суда, которые перевозили из дальних стран различные продукты: кофе, чай, различные пряности; и увозили товары, которые продавали в дальних странах наши купцы.
Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
Значение этого слова можно найти в толковом словаре С.И.Ожегова.
2 Мотивация учебной деятельности
Учитель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
-Какой транспорт использовали животные из сказки К.Чуковского «Тараканище»?
(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)
- А какой транспорт вы знаете?
- Молодцы! Вы много знаете! (слайд)
-Посмотрите, какое разнообразие транспорта!
На уроках в первом классе вы уже подробно говорили о разных видах транспорта. Сегодня мы с вами должны систематизировать наши знания. Как вы думаете, мы можем разделим на группы этот транспорт?
Что нового мы сможем узнать на уроке? (Узнаем, на какие виды можно разделить транспорт.)
- Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём. ( слайд )
3. Работа по теме урока ( слайд)
-Ребята, Мудрая Черепаха пришла снова к нам на урок. Давайте ответим на её вопрос.
- Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? (перевозить людей, грузы)
- Где передвигается автомобиль? (по земле)
- Какой это транспорт? ( наземный )
-Какой ещё наземный транспорт знаете?
-Соотнесите мою форму с видом транспорта (учитель одевает форму железнодорожника) . Где я могу работать?
- Где передвигаются поезда? (на земле и под землей) (слайд)
-Как называется транспорт, который движется под землей? (подземный- метро)
-Посмотрите, пожалуйста, на слова и выделите лишнее : автобус, машина, экспресс, лодка. И почему? (Лодка - водный. Экспресс – поезд (или пароход, автобус), идущий с высокой скоростью и с остановками только на крупных станциях.) -А почему некоторые слова подчеркнуты? - ___ Написание этих слов нужно запомнить. Это словарные слова.
- Где передвигаются корабли? (по воде)
- Как называется такой транспорт? (водный)
-А какой транспорт мы ещё не назвали? (воздушный)
- Где передвигаются самолеты? ( по воздуху)
- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете? (вертолет, ракета, )-Таким образом, на какие виды делится транспорт? (ученик читает таблицу – (слайд)-Ребята, а для чего транспорт используется? Что на нем перевозят?
(Перевозить грузы, людей)
-Как называют транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)
-Как называют транспорт , который перевозит людей? ( пассажирский)
-Ребята, а как нужно переходить дорогу, если есть светофор?
-А если не работает светофор, то кто поможет урегулировать движение?
- Правильно, полицейский! (учитель одевает форму полицейского и проводит физ.минутку) (выключить презентацию)
4.Физ.минутка
- Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.
«Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы хлопаете, а когда не согласны – топаете ногами.
1) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)
2) Шалить, играть на дороге (Топот ногами)
Запрещается!
3) Быть примерным пешеходом (Хлопок)
Разрешается!
4) Ехать «зайцем», как известно (Топот ногами)
Запрещается!
5) Уступить старушке место (Хлопок)
Разрешается!
6) Переход при красном свете (Топот ногами)
Запрещается!
7) При зеленом даже детям (Хлопок)
Разрешается!
- Молодцы! Вы знаете сигналы светофора и , я надеюсь, правила поведения на дорогах и в транспорте тоже будете выполнять !
- А ЕСЛИ ВАМ НУЖНО вспомнить правила дорожного движения, то где можно найти информацию? (на стенде)
-Ребята, мне нужна ваша помощь!
- А на каком виде транспорта ездит полицейский? (полицейская машина-А что это за транспорт? (скорая и полиция , пожарная) (учитель показывает игрушки) (учитель вызывает учеников к доске
- Этот транспорт называют специальный. Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.
-В каком случае мы обращаемся к этой службе? (когда что-то случилось)
-Молодцы!
5. Работа с учебником
-Откройте учебник на странице 117
-Какие машины изображены?
-Проверьте: соответствует ли иллюстрация номеру телефона.
- А как правильно показать стрелкой?
-Выполните свою работу и проверьте у товарища.
-Ребята, какую службу вызовем по номеру
01, 02, 03
Хорошо!. (проверьте –правильно ли вы выполнили это задание) (слайд)
(видео)
-Ребята, посмотрите видео –ролик и подумайте: на какие группы мы разделим этот транспорт?
(Правильно! Это личный и общественный)( презентацию закрыть)
6. Закрепление
1). - Послушайте загадки и скажите, где может передвигаться этот транспорт?
Что за чудо – желтый дом!Ребятишек много в нём.Носи обувь из резины.
И питается бензином. (Автобус)
Ходит город – великанНа работу в океан. (Корабль)
Что за птица: Песен не поёт,Гнезда не вьёт, Людей и груз везёт. (Самолёт)
Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень быстро в час любойПровезу вас под землёй. (Метро)
2). Работа в рабочей тетради
-Выполните задания в рабочей тетради на стр.42
-Отметьте карандашами разного цвета наземный, водный, воздушный и подземный транспорт. Буквами П, Г, С отметь пассажирский, грузовой и специальный транспорт.
-Итак, проверим задание. (таблицы открывают на доске)
-У вас в каждом виде транспорта лежит маршрутный лист. Возьмите его и выполните задания.
7. Рефлексия
(Дети работают в группах по 6 человек. Каждой группе дается задание. Затем дают ответы на задания)Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)
Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,…( грузовой)
К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному, общественному.)
Перечислите три вида специального транспорта. (Пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина.)
Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный, воздушный. ( Не воздушный, а грузовой.)
Приведите примеры транспортных средств разных видов. ( Воздушный –самолет, водный – лодка…)
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, … (мотор)
– У человека ноги, … (колёса)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, … (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)
8. Итог урока.
( Оценивание)
-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
- Я прошу вас оценить нашу работу на уроке.
-Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу – поднимите зеленый сигнал светофора.
- Кто в чем-то сомневается – жёлтый сигнал светофора.
- А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой – поднимите красный сигнал светофора.
Домашнее задание. (по выбору)
1)Нарисовать знаки, изображающие, как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортными средствами.
2) Придумать и нарисовать экологически чистое транспортное средство будущего.
( учитель включает музыку « Новогодние бубенцы. Упряжка деда Мороза.»- Ребята, а кто это к нам едет?
-Правильно, Дед Мороз!
-- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз? (Сани с тройкой лошадей) (наземном, личном)
- Дед Мороз дарит вам сюрпризы, чтобы в Новом году вы везде успевали! Мне приятно было работать с вами. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом! Хороших оценок и верных друзей!