Элективный курс Решение задач по физике
Пояснительная записка
Определение задачи как средства обогащения учебно – познавательного опыта школьников обоснованно, т.к. задача является отражением реальной ситуации; это внешняя форма проявления деятельности школьника; это та среда, на которой ученик обучается применять свой учебно – познавательный опыт; способствует развитию логики, мышления, творческой и познавательной способности; способствует формированию у школьника определенного вида деятельности; способствует выражению требований к уровням формирования деятельности в ее внутреннем и внешнем планах; помогает осуществить самоконтроль и контроль за ходом обучения.
Решение задач рассматривается, как умение применять на практике, в каком – то конкретном случае общие положения физической науки.
Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Физические задачи используются для: а)выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации; б)сообщения новых сведений; в)формирования практических умений и навыков; г)проверки глубины и прочности знаний; д)закрепления, обобщения и повторения материала; е)развития творческих способностей учащихся.
При решении задач у школьников воспитываются трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.
Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распре- деление учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список используемой литературы.
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательных школ для решения задач различной сложности.
Курс направлен на развитие познавательных интересов школьников, развитие интеллекта и логического мышления. Знания, получаемые учащимися на этих занятиях, носят в большей степени прикладной характер. Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на умение решать задачи различной сложности. Курс рассчитан на 34 часа.
Учащиеся должны знать:
*Уравнения свободных электромагнитных колебаний.
*Закон Ома для полной цепи переменного тока.
*Основные характеристики электромагнитных волн.
*Явления отражения и преломления света.
*Формулу тонкой линзы.
*Постулаты теории относительности.
*Формулу Эйнштейна.
*Релятивистский закон сложения скоростей.
*Постулаты Бора.
*Закон радиоактивного распада.
Учащиеся должны уметь:
*Применять полученные знания (формулы и законы) для решения задач.
*Решать задачи по уровням.
*Применять знания и навыки для решения тестовых заданий.
*Применять алгоритмы решения задач.
Формы контроля:
*Самоконтроль.
*Взаимоконтроль.
*Устный опрос.
*Самостоятельная работа.
*Тестовые задания.
*Итоговое тестирование с оценкой «зачтено» или «незачтено».
Используемая литература для учащихся:
1.Учебники физики (7 – 11 кл.)
2..А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич «Сборник задач по физике»; 1984 г.
3.В.П.Демкович, Л.П.Демкович «Сборник задач по физике»; 1981 г.
4.Тесты (2008 – 2015г.г.)
5.А.С.Степанов «Сборник задач по физике»; 2007 г.
6.Т.И. Трофимова «Физика в блок – схемах и таблицах»; 1997 г.
7.
Используемая литература для учителя:
1.И.Я.Ланина, Г.В.Довга «Урок физики, как сделать его современным и интересным»; 2000 г.
2.А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич «Сборник задач по физике»; 1984 г.
3.В.П.Демкович, Л.П.Демкович «Сборник задач по физике»; 1981 г.
4.Б.Ю.Коган «Задачи по физике»; 1983 г.
5.А.Я.Кибальченко, И.А.Кибальченко «Физика для увлеченных»; 2005 г..
6.А.К.Каймулдина «Физика. Сборник задач»; 2004 г.
7.А.С.Енохович «Справочник по физике и технике»; 1981 г.
8.В.С.Волькенштейн «Сборник задач по общему курсу физики»; 1952 г.
9.В.А.Балаш «Сборник задач по общему курсу физики»; 1998 г.
10.Н.И.Гольдфарб «Сборник вопросов и задач по физике»; 1985 г.
11.Тесты (2008 – 2015г.г.)
Статус программы
Основное направление программы заключается в определении совокупности общих требований по среднему образованию.
Настоящая учебная программа рекомендована для профильного образования учащихся
11 класса естественно-математического направления.
Цель курса:
формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений в области решения физических задач.
Задачи курса:
*углубить знания учащихся, развивать их мышление;
*развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе знакомства с методами решения задач различных типов;
*формировать алгоритмические и творческие умения;
*воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельность у учащихся;
*научить анализировать полученные результаты.
Ожидаемые результаты:
*повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих способнос- тей;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
*приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, анализа полученных результатов;
*подготовка обучающихся к сдаче ЕНТ и к дальнейшему обучению выбранной специальности.
Календарно – тематическое планирование
№
Название темы
Сроки
1
Механические гармонические колебания. (Реш. задач).
2
Математический и пружинный маятники. (Реш. задач).
3
Электромагнитные колебания в колебательном контуре. (Решение задач).
4
Уравнение свободных электромагнитных колебаний. (Реш. задач).
5
Графики электромагнитных гармонических колебаний. (Реш . задач).
6
Активное и емкостное сопротивление в цепи переменного тока. (Реш. задач).
7
Катушка индуктивности в цепи переменного тока. (Реш. задач).
8
Закон Ома для полной цепи переменного тока. (Решение задач).
9
Резонанс напряжений в электрической цепи. (Решение задач) .
10
Мощность в цепи переменного тока. (Решение задач).
11
Трансформаторы. (решение задач).
12
Электромагнитные волны. (Решение задач).
13
Энергия электромагнитных волн. (Решение задач).
14
Тестирование по теме «Электродинамика».
15
Явления интерференции и дифракции света. (Решение задач).
16
Дифракционная решетка. (Решение задач).
17
Явление отражения и преломления света. (Решение задач).
18
Линзы. Формула тонкой линзы. (Решение задач).
19
Оптические приборы. (Решение задач).
20
Постулаты теории относительности. (Решение задач).
21
Релятивистский закон сложения скоростей. (Решение задач).
22
Зависимость массы от скорости. (Решение задач).
23
Тестирование по теме «Оптика».
24
Фотоэффект. (Решение задач).
25
Фотоны. (Решение задач).
26
Постулаты Бора. (Решение задач).
27
Энергия связи нуклонов в ядре. (Решение задач).
28
Закон радиоактивного распада. (Решение задач).
29
Ядерные реакции. (Решение задач).
30
Цепные ядерные реакции. (Решение задач).
31
Термоядерные реакции. (Решение задач.)
32
Строение атома. (Решение задач).
33
Тестирование по теме «Квантовая физика».
34
Зачетный урок.
Содержание тематического планирования
курса по выбору «Решение задач по физике»
1.Электродинамика (14 часов):
Раздел 1 «Механические и электромагнитные колебания» -5 часов – практикум по реше- нию задач (механические и гармонические колебания; математический и пружинный маятники; электромагнитные колебания в колебательном контуре; уравнение свободных электромагнитных колебаний; графики электромагнитных гармонических колебаний).
Раздел 2 «Производство, передача и потребление электрической энергии» - 6 часов – практикум по решению задач (активное и емкостное сопротивление в цепи переменного тока; катушка индуктивности в цепи переменного тока; закон Ома для полной цепи пере- менного тока; резонанс напряжений в электрической цепи; мощность в цепи переменного тока; трансформаторы).
Раздел 3 «Электромагнитные волны»- 2 часа – практикум по решению задач (электромаг- нитные волны; энергия электромагнитных волн)
Тестирование по теме «Электродинамика» - 1 час.
2.Оптика – 9 часов:
Раздел 1 «Волновая оптика» - 5 часов – практикум по решению задач (явления интерфе - ренции и дифракции света; дифракционная решетка; явление отражения и преломления света; линзы, формула тонкой линзы; оптические приборы).
Раздел 2 «Элементы теории относительности» - 3 часа – практикум по решению задач (постулаты теории относительности; релятивистский закон сложения скоростей; зависи -мость массы от скорости).
Тестирование по теме «Оптика».
3.Квантовая физика -10 часов.
Раздел 1 «Световые кванты» - 2 часа – практикум по решению задач (фотоэффект; фотоны).
Раздел 2 «Атомная физика» - 1 час – практикум по решению задач (постулаты Бора).
Раздел 3 «Физика атомного ядра» - 6 часов – практикум по решению задач (энергия связи нуклонов в ядре; закон радиоактивного распада; ядерные реакции; цепные ядерные реакции; термоядерные реакции; строение атома)
Тестирование по теме «Квантовая физика».
4.Зачетный урок.
15