Рабочая программа по курсу Основы сестринского дела для школьников 10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы сестринского дела» введен в Учебный план школы в качестве вариативной компоненты для учащихся 10-11 классов биолого-химического профиля с целью создания условий для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; освоением практических навыков оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях и травмах; расширения области знаний по биологии; формирования интереса к профессиям, связанным с медициной.
Программа раскрывает цели и задачи программы, планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся, рекомендует примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, описывает условия реализации программы.
Изучение курса «Основы сестринского дела» в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:• воспитание у обучаемых ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; обоснованного чувства гордости за достижения в науке и медицинской практике российскими учеными и медиками;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих здоровьесберегающее поведение человека; потребности вести самому и пропагандировать другим здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для будущей профессио-нальной деятельности в медицине;
освоение знаний: о правилах ухода за больными, пожилым людям и новорожденными детьми; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе медицинской помощи, паллиативной помощи; об обязанностях граждан по сохранению своего здоровья;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; здоровьесберегабщего поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств первой доврачебной помощи; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области анатомии, физиологии человека, безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области сохранения здоровья личности и общества. В то же время, курс «Основы сестринского дела» не дублирует содержание тем по биологии и ОБЖ, а углубляет и расширяет их
.Результатами освоения данной программы будут:
1) расширение и углубление знания по анатомии и физиологии человека, биологии и ОБЖ;
2) овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремлённость, собранность, желание помогать другим;
3) профессиональная ориентация;
4) формирование установки на здоровый образ жизни;
5) умение работать самостоятельно и в группе.
Место предмета в базисном учебном планеИзучение учебного предмета «Основы медицинских знаний» на этапах среднего общего образования предусмотрено вариативной частью учебного плана (введено как предмет по выбору). На изучение курса «Основ медицинских знаний» в 10 классах выделяется 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Требования к уровню подготовкиВ результате изучения курса «Основы медсестринского дела» ученик должен: знать:
понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него;
возрастную периодизацию, причины акселерации и ретардации в индивидуальном развитии детей ;историю развития микробиологии, исследования Л.Пастера, Р.Коха, И.И.Мечникова, Д.И.Ивановского и др.,
о естественном микробном фоне нашей кожи, физиологические функции кожи и причины заболеваний,
о патогенных микроорганизмах, о бессимптомной и латентной инфекции, об инфекционных заболеваниях и бациллоносительстве,
об иммунитете и методах иммунопрофилактики,
симптомы инфекций, передающихся воздушно-капельным путем и меры профилактики,
симптомы кишечных инфекций и меры профилактики,
основные симптомы и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем,
симптомы пиодермитов, стрептодермитов, грибковых поражениях кожи и ногтей, микроспории трихофитии, паразитарных инфекциях кожи,
анатомо-физиологические особенности органов дыхания и сердечно-сосудистой систем,
симптомы бронхита, пневмонии, бронхиальной астмы, осложнения заболеваний бронхо-легочной системы,
симптомы ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, острой сердечной недостаточности,
факторы риска возникновения и симптомы заболевания артериальной гипертензией,
общие жалобы и симптомы при заболеваниях пищеварительной системы и меры профилактики,
рекомендации диетического питания, здорового питания, способы борьбы со стрессом,
строение эндокринной системы человека, понятия гипер- и гипофункциях желез внутренней секреции,
о гипер- и гипогликемических заболеваниях поджелудочной железы – сахаром диабете,
об ожогах, их классификации, методах определения площади поражения,
о действии электрического тока на организм при электротравме,
о симптомах отравления оксидом углерода (II) и фосфорорганическими веществами,
о доврачебной реанимации,
о терминальном состоянии и признаках биологической смерти,
об асептике и антисептике,
методы контроля стерильности,
характеристики открытых ран и правила обработки,
правила временной остановки кровотечения,
о симптомах хирургических инфекций, ее осложнениях и методах лечения,
о группах крови, резус-факторе и правилах переливания крови,
уметь:
провести соматометрическое обследование ребенка (измерить рост, вес, окружность грудной клетки),
измерять артериальное давление, пульс, жизненную емкость легких,
проводить дезинфекцию в детском учреждении, семье,
соблюдать общегигиенические меры в коллективе и быту,
содержать кожу, волосы и ногти в чистоте, оберегать от неблагоприятного воздействия, соблюдать личную гигиену,
избегать травм, давления, трения, ушибов, образования омозолостей для сохранения здоровья кожных покровов,
пользоваться средствами индивидуальной защиты (защитные перчатки, фартуки респираторы),
определять кожные заболевания,
обрабатывать кожу младенцев и пеленать,
измерять температуру тела, поставить банки, горчичники, приготовить теплые ножные ванны, оказать первую помощь при лихорадочных состояниях,
оказать первую помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях и заболеваниях дыхательной системы,------перечислить последовательность действий при оказании доврачебной помощи при ожогах, электротравмах, ранениях, переохлаждении, тепловом ударе, утоплении, инсульте, инфаркте, обмороке, при гипогликемическом состоянии;
оказывать первую помощь больному при отравлении недоброкачественной пищей, ядами,
определять площадь ожоговой поверхности по правилу «девяток»,
провести искусственное дыхание и закрытый массаж сердца,
определить местные и общие симптомы открытых повреждений,
остановить кровотечение (жгут, пальцевое прижатие, тампонада раны, сгибание конечности),
обработать рану, наложить асептическую повязку, иммобилизовать конечность
владеть:
методами оценки здоровья человека.
знаниями симптомов нарушений со стороны центральной нервной системы (детские неврозы), зрительной системы (миопия, астигматизм), опорно-двигательного аппарата (сколиозы) с целью их профилактики,
понятийным аппаратом в области инфекционных заболеваний,
общими принципами профилактики инфекционных заболеваний,
методами проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации,
способами индивидуальной и общественной профилактики заболевания кожи,
обработкой кожи и пеленанием младенцев,
комплексом мер по оказанию первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях и заболеваниях дыхательной системы,
методами профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта – правильным питанием, занятиями спортом, мотивированным поведением на здоровый образ жизни,
санитарно-просветительскими методами о диетическом питании, здоровом образе жизни,
понятийным аппаратом в сфере эндокринологии,
методами профилактики и раннего выявления заболеваний желез внутренней секреции,
методами оказания доврачебной помощи при ожогах, травмах, ранениях, переохлаждении, утоплении, инсульте, инфаркте, обмороке;
методами профилактики отравлений в быту и на производстве,
методы борьбы с шоком,
приемы временной остановки кровотечения,
способы профилактики дорожно-транспортных происшествий (контроль скоростного режима, использование ремней безопасности, защитных шлемов, детских сидений и т.д.)
Структурно программа состоит из шести разделов:
Раздел I. Проблемы здоровья граждан различных возрастных групп Раздел II. Введение в микробиологию, иммунологию и эпидемиологию
Раздел III. Наиболее распространенные заболевания
Раздел IV. Понятия о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызываюшие. Оказание первой доврачебной помощи.
Раздел V. Асептика и антисептика. Открытые повреждения
Раздел VI. Неизлечимые болезни.
Календарно-тематическое планирование
уроков по курсу «Основы сестринского дела»
10-11 КЛАСС
Сокращения, принятые в программе:
типы уроков:
Урок изучения нового материала - ИНМ
Урок совершенствования знаний -СЗ
Урок обобщения и систематизации-ОС
Комбинированный урок-КУ
Уроки контроля и коррекции знаний –ККЗ
ЦНС- центральна нервная система,
ОДС-опорно-двигательная система,
АД –артериальное давление,
ЖЕЛ –жизненная емкость легких,
ЗППП – заболевания, передающиеся половым путем,
ССС-сердечно-сосудистая система
№п/п Наименование урока дата,классТип урока Краткое содержание урока УУД Домашнее задание
Введение в профессию (2 часа)
1-2 История медицинских знаний. Медицинская деонтология. ИНМ Рассмотреть основные этапы развития медицины. Изучить клятву Гиппократа, современную клятву врача (по ФЗ 323) Знание определений Медицина, здоровье, деонтология, хоспис, валеология, паллиативная помощь
Понимание важности профилактических и лечебных мероприятий для поддержания здоровья человека
Профориентация Повторить основные этические принципы медработника
Раздел I. Проблемы здоровья граждан различных возрастных групп (10 часов)
3 Возрастная периодизация населения.
ИНМ
Рассмотреть основные характеристики возрастных групп, особенности роста и развития детей и подростков Изучение возрастных периодов, причин акселерации и ретрадации в индивидуальном развитии детей, неравномерности развития, половом диморфизме 1.1, 1.2Стр. 9-18 ОМЗ
4-5 Методы оценки физического развития детей и подростков СЗ Пр.занятиеОбсуждение содержание понятия физического здоровья. Классификация методов оценки здоровья: морфологические, функциональные и соматоскопические Изучение групп здоровья,
проведение соматометрических обследования (измерение роста, веса, окружности грудной клетки), определение мышечную силу рук, измерить АД, пульс, ЖЕЛ Стр.19-26 ОМЗ
6-7 Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и их профилактика КУ,
СЗ Повторить характеристику правильной осанки, причины нарушения и меры профилактики Рассмотреть виды нарушений осанки и их влияние на здоровье человека (сколиоз, сутуловатость, круглая спина, вогнутая спина, плоская спина). Изучить меры профилактики нарушений осанки Стр. 29-36 ОМЗ
8-9 Нарушения зрения КУ.
СЗ Повторить строение зрительной системы человека, виды нарушений зрения Рассмотреть виды нарушений зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) и меры профилактики. Методы оценки остроты зрения Стр. 37-38 ОМЗ
10-11 Нервно-психические расстройства ИНМ,
ОС Рассмотрение психического аспекта здоровья. Изучение видов детской нервности и меры профилактики. Изучить виды детской нервности, аутизм, негативизм, логоневризм, энурез, аффективно-респираторные приступы, неврастения детей и меры профилактики Стр. 39-46 ОМЗ
12 Зачет по разделу I ККЗ КИМ – тест тема 1 Не задано
Раздел II. Введение в микробиологию, иммунологию и эпидемиологию (4 часа).
13-14 Учение об инфекционных болезнях КУ Актуализация и закрепление знаний по инфекционным заболеваниям, изучение периодов болезни. Повторить термины микробиология, иммунология, эпидемиология, инфекция, болезнь, иммунитет. Изучить термины бациллоносительство, бессимптомная инфекция, латентная инфекция, инкубационный период, продромальный период, выздоровления.
Заслуги отечественных ученых (Мечникова И.И, Виноградского С.Н., Ивановского Д.И.) в развитие микробиологии. Стр.47-58
15-16 Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний КУ Виды иммунитета и иммунопрофилактики. Эпидемия и пандемия. Меры профилактики: дезинфекция, дезинсекция, дератизация Сравнение понятий: искусственный и естественный иммунитет, антигены, антитела. Рассмотрение процессов иммунопрофилактики, эпидемический процесса. Химические, физические и биологические методы борьбы с болезнетворными бактериями, насекомыми-паразитами, грызунами. Стр. 59-69
17 Зачет по разделу II ККЗ КИМ – тест тема 2 Не задано
Раздел III. Наиболее распространенные заболевания 1 часть (17 часов)
18-20 Наиболее распространенные инфекции детей, передающиеся воздушно-капельным путем ОСЗ Симптомы инфекций, передающихся воздушно-капельным путем и меры профилактики. Сравнить симптоматику ОРВИ, грипп, ангина, корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, полиомиелит, скарлатина, дифтерия, коклюш, туберкулез, эпидемический цереброспинальный менингит. Приготовить карточки по симптоматике Составить карту прививок
21-23 Кишечные инфекции СЗ Изучение симптомов кишечных инфекций и меры профилактики
Изучить способы передачи, симптомы и меры профилактики пищевых токсикоинфекций, дизентерии, вирусного гепатита, ботулизма стр. 107-116
24-26 ЗППП ИНМ Основные симптомы и меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем Изучить венерические заболевания: сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз, трихомониаз, фтириаз. Рассмотреть меры профилактики. Стр. 117-143
27-29 Кожные болезни ИНМ,
ОС Изучение различных заболеваний кожи и мерах профилактики. Повторить физиологические функции кожи (защитная, терморегуляционная, секреторная, рецепторная, резорбционная, обменная). Рассмотреть причины заболевания кожи. Познакомиться с пиодермитами, стрептодермитами, псориазом, грибковыми и паразитарными болезнями. Зарепить знания о гигиене кожи. Стр. 151-178
30-33 Уход за кожей новорожденного КУ Изучить особенности ухода за кожей младенца Изучить приемы и потренировать навыки обработки кожи младенцев, пеленания. Пеленание
34 Зачет по разделу III ККЗ КИМ – тест тема 3-7 Не задано
35 Резерв 11 класс
Раздел III. Наиболее распространенные заболевания 2 часть (17 часов)
1-3 Заболевания органов дыхания КУ Повторить анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Общие жалобы и симптомы при заболеваниях органов дыхания. Помощь при лихорадочных состояниях. Повторить строение дыхательной системы, понятия: дыхание, вдох, выдох, ЖЕЛ.
Изучение симптомов при заболеваниях органов дыхания (бронхит, бронхиальная астма, пневмония, осложнения при воспалительных заболеваниях бронхов и легких) Стр.179-202
4-6 Заболевания органов сердечно-сосудистой системы ИНМ,
СЗ Повторение строения ССС, факторы риска заболеваний ССС. Сочетание характерных признаков при острых заболеваниях ССС и оказание первой помощи Ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность, коллапс, артериальная гипертензия, острая ревматическая лихорадка Стр. 203-218
7-9 Заболевания желудочно-кишечного тракта ИНМ,
СЗ Общие жалобы и симптомы при заболеваниях пищеварительного тракта. Рекомендации диетического питания, здорового питания. Влияние стресса на работу ЖКТ .Повторение строение и функции ЖКТ. Симптомы заболеваний ЖКТ: тошнота, рвота, изжога, понос.
Ознакомление с принципами диетического питания при расстройствах ЖКТ. Составление меню правильного питания. Изучение способов борьбы со стрессом. Стр.219-228
10-12 Заболевания эндокринной системы ИНМ,
СЗ Строение эндокринной системы человека, понятия гипер- и гипофункциях желез внутренней секреции,
о гипер- и гипогликемических заболеваниях поджелудочной железы – сахаром диабете. Изучение состояний: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы Ознакомление с принципами диетического питания при диабете. Стр.229-238
13 Зачет по разделу III ККЗ КИМ – тест тема 8-9 Не задано
Раздел IV. Понятия о неотложных состояниях. Оказание первой доврачебной помощи (11 часов)
14-15 Ожоги ИНМ,СЗКлассификация ожогов. ПМП ПР. Перевязка на кисть «варежка» Стр.240-245
16-17 Электротравмы, поражения молнией ИНМ,СЗМеры профилактики и ПМП при электротравмахПовторить ПМП при электротравмах Стр.246-248
18-19 Отморожение КУ Отморожение. ПМП ПР обработка кожи при обморожении Стр.250-251
20-21 Тепловой удар, или гипертермическая кома ИНМ ПМП при тепловом ударе или гипертермической коме ПР оказание помощи при коме и обмороке Стр.251-252
22 Утопление. КУ Утопление. ПМП при утоплении. Стр. 252-255
23 Отравления ИНМ,СЗОтравления угарным газом или бытовыми химическими средствами ПМП при отравлении. Стр.255-258
24 Зачет по разделу IV ККЗ КИМ – тест тема 3-5 Не задано
Раздел V. Асептика и антисептика. Открытые повреждения (7 часов)
25-26 Асептика и антисептика. Характеристика открытых повреждений. ИНМ, КУ Виды травматических повреждений. ПМП при открытых травмах. Меры профилактики и первая помощь при травмах. Стр.265-275
27-28 Хирургическая инфекция.
Группы крови ИНМ, КУ Хирургическая инфекция. Группы крови. Изучить хирургическуую инфекцию и меры профилактики. Определение групп крови и резус-фактора. Правила переливания. Донорство. Стр.281-286
29-31 Понятие травм. Транспортировка травмированных ИНМ, ПР ПР Оказание ПМП и способы иммобилизации конечностей. Транспортировка пострадавших. Отработка навыков оказания ПМП при ранениях шеи, переломах конечностей, пневмотораксе. Обучение способам иммобилизации конечностей и транспортировки пострадавших. Стр.287-299
Раздел VI. Неизлечимые болезни (3 часа)
32-33 Неизлечимые болезни. ИНМ, КУ Неизлечимые болезни. Паллиативная помощь Рассмотрение заболеваний, не поддающихся лечению на современном этапе развития медицины. Паллиативная помощь. Посмотреть короткометражный художественный фильм про хоспис
34 Обобщение СЗ Контрольно-обобщающий урок
Не задано
35 Резерв Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся составляются применительно к различным формам контроля знаний: устный опрос, решение практических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет. Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:– правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления биологической и медицинской терминологии;– самостоятельность ответа;– логичность, доказательность в изложении материала;– степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и медицинских умений.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение программы.
Мисюк М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для СПО / М.Н.Мисюк. – 3-е изд. Перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016 - 490с.
Островская И.В., Широкова Н.В: Основы сестринского дела
Мухина С.А., Тарнвская И.И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". Учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2016 г. ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.
Кириленко А.А. Биология.ЕГЭ. Раздел «Человек и его здоровье». Тренировочные издания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. - Изд 3-е доп. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 320с.
Лернер Г.И. Биология: новый полный справочник для подготовке к ЕГЭ/ Г.И.Лернер. – М.: АСТ; Астрель, 2016. – 412с: ил..Лернер Г.И. ЕГЭ 2017.Биология.Сдорник заданий /Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2016. – 304с.
Биологические олимпиады школьников. Аопросы и ответы: методичекое пособие / (В.В.Пасечник и др.): под ред. В.В. Пасечника. – 2-е изд., тспр. И доп. – М.:Мнемозина, 2012 – 364с.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/MedPortal.ru: Медицинский портал, все о здоровье человека
Сайт для врачей Med-edu.ru - медицинские видеолекции
Медицинский информационно-образовательный портал https://www.evrika.ru/
Описание материально-технического обеспечения
Медоборудование:
тренажер для отработки реанимационных действий,
термометр медицинский жидкокристаллический и электронный,
прибор для измерения АД
кистевой эспандер,
спирометр сухой портативный,
весы напольные,
ростомер,
скарификаторы,
медицинские перчатки,
бинты эластичные,
клизма,
аптечка
шины