ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ОСНОВЫ АГРОФЕРМЕРСКОГО ДЕЛА
Образовательная программа по элективному курсу «Основы агрофермерского дела»
Составитель: учитель технологии Староказинского филиала МБОУ Новоникольская СОШ
Иванова Александра Васильевна
2014год, с.Старая Казинка
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
3
1.1.
Характеристика программы
3
1.2.
Цель и задачи программы
6
1.3.
Ожидаемые результаты
7
1.4.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
7
1.5.
Диагностика результативности работы по программе
9
2.
Учебный план
10
3.
Содержание программы
11
4.
Литература
12
Пояснительная записка1.1. Характеристика программыАктуальность программыОдной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. Один из важнейших компонентов соответствия - готовность к профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию. В Федеральной целевой программе социально-экономического развития села до 2012 года особая роль отводится подготовке кадров для сельского производства, грамотных фермеров, хозяев приусадебного подворья, что задаёт ключевой ориентир для развития сельской школы.Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села. Современное российское село находится на пороге серьезных преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Школа и социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее. В новых социально – экономических условиях сельские дети должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей сельской школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.В этих условиях введение электива аграрного обучения и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.Агропромышленный комплекс сегодня становится всё более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще, используя современные управленческие знания и опыт, молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Именно поэтому ключевыми направлениями работы профильных аграрных классов является изучение старшеклассниками основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно-деятельностных играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты, бизнес-планы, учащиеся знакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.Создание предпрофильной аграрной подготовки – это инновационная форма работы с учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших и средних учебных заведений, научных учреждений, центров труда и занятости населения. Такие классы профессионально ориентируют и готовят старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности, что является важным фактором защиты личности выпускника сельской школы. В этом отношении они становятся настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой опытнической, познавательной и исследовательской работе.
Направленность программыПрограмма «Основы агрофермерского дела» адресована учащимся 9 классов, проявляющим интерес к специальностям сельскохозяйственного профиля.Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Тамбовской области.Программа «Основы агрофермерского дела» позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентно способных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.Программа предусматривает возможность дальнейшей индивидуализации обучения с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся по следующим блокам: биология и экология, агрономия, юриспруденция и экономика, механизация, ветеринария. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля.Программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» предусматривает проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов в общем объеме - 34 часа в год:- учебно-теоретические занятия (20 часов )- практические занятия, самостоятельную работу учащихся, подготовку исследовательских работ, проектов, бизнес-планов и др. (12+2 часа) Важной частью программы является исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы. Важную часть исследовательской работы составляют основные положения методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, которые учитывают современные запросы сельского хозяйства, основные направления научно-исследовательской работы.Введение в программу блока исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого старшеклассника и является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.1.2. Цель и задачи программыЦель программы: создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.Задачи программы:1.Обучающие
Формировать систему знаний учащихся, включающих знания основ растениеводства и животноводства, современных технологий сельскохозяйственного производства, видов оборудования и сельхозмашин и др.;
Формировать основные понятия экономики, основ бизнес-планирования, современных форм ведения агробизнеса и др.;
Изучить правовые и экономические основы предпринимательства в сельском хозяйстве;
Формировать профессиональную компетентность учащихся через знакомство с профессиями аграрного направления;
Подготовить старшеклассников к свободному ориентированию относительно сельскохозяйственных, агропромышленных, социально-экономических процессов происходящих в Тамбовской области;
Подготовить учащихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства;
Формировать учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);
Обучить правилам техники безопасности и специальным умениям и навыкам при проведении практических работ;
Научить разрабатывать бизнес-план, защищать его и организовывать собственное дело.
2.Развивающие
Развивать эмоциональную, мотивационную сферы учащихся в области профессиональных знаний;
Развивать основы современного пространственно-аналитического мышления, исследовательской деятельности;
Развивать интеллектуальную сферу детей - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу различных ситуаций; стремления к личному участию в практических делах;
Развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами, систематизировать материал, делать выводы;
Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
Развивать потребность в профессиональном самоопределении, предпринимательской деятельности.
3.Воспитывающие
Воспитывать трудолюбие через вовлечение учащихся в значимый для них производственный труд и систему современных рыночных отношений;
Воспитывать предприимчивого, конкурентоспособного хозяина, фермера;
Прививать чувство любви к родной земле;
Вырабатывать у школьников активную жизненную позицию.
1.3. Ожидаемые результатыПри успешной реализации программы формируется «сельскохозяйственная грамотность», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Каждый выпускник сельской школы станет биологически, экологически и экономически грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства. Ожидаемые результаты:
Увеличение количества вновь созданных ИП и КФХ в сфере агробизнеса в муниципальных районах Тамбовской области;
Увеличение доли абитуриентов, поступающих в сельскохозяйственные ВУЗы и ССУЗы;
Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в АПК;
Рост укомплектованности сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными кадрами;
Прирост численности постоянного населения в муниципальных районах Тамбовской области;
Увеличение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес подходом к сельскохозяйственному производству.
1.4. Основные требования к знаниям и умениям учащихсяВ результате обучения по программе учащиеся должны знать:
-рынок труда по сельскохозяйственному направлению;
-правила приема в аграрные вузы и техникумы Тамбова и России;
-особенности аграрного производства;
-особенности организации предпринимательской деятельности;
-природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства;
-основы растениеводства;
-виды кормов;
-основы животноводства;
-производство сельскохозяйственной продукции;
-современные технологии сельскохозяйственного производства;
-экологические аспекты интенсификации земледелия;
-основные источники загрязнения в агросфере;
-проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и пути из решения;
-проблемы охраны земельных ресурсов в Тамбовской области;
-виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации;
-правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе;
-правовые нормы природопользования в системе агропромышленного комплекса;
-структуру и современные формы ведения агробизнеса;
-основы бизнес-планирования;
-понятия: себестоимость, рентабельность, валовая и товарная продукция в сельском хозяйстве;
-технологию закладки опытов в полевых условиях, на УОУ;
-алгоритм разработки исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.
Уметь:
работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
самостоятельно работать с Интернет-ресурсами по заданной теме;
ориентироваться в понятийном аппарате растениеводства, животноводства, экономики, экологии, права;
определять тип почв по образцам разными методами;
определять вредных насекомых, болезни растений, сорняки;
давать органолептическую оценку качеству кормов;
определять различные виды минеральных удобрений;
выявлять и описывать виды антропогенного воздействия на природу;
уметь анализировать влияние различных видов хозяйственной деятельности людей на состояние природной среды;
уметь раскрывать взаимосвязь экономики и экологии;
решать задания по экономике;
проводить элементарные маркетинговые исследования рынка;
разрабатывать основные формы бизнес-плана;
владеть методиками исследовательской работы;
проводить защиту исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.
1.5 Диагностика результативности работы по программе
·Для проверки знаний, полученных учащимися в ходе обучения, разрабатываются тесты для входного, промежуточного и итогового контроля.Итогом обучения по программе является разработка и защита бизнес-планов, проектов и исследовательских работ по сельскохозяйственному направлению «Мое собственное дело». Перспективы дальнейшего развития:Развитие малого и семейного бизнеса по переработке с/х продукций; освоение элитных и новых агрокультур, установление связи с начальными профессиональными учебными заведениями с целью расширения профилизации.
«Основы агрофермерского дела»
№
Название тем
Теория
Практика
Экскур-сии
Всего
I
Введение в программу
1
1
2
II
Понятие, сущность и особенности аграрного производства
2
1
3
III
Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства
2
1
3
IV
Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве
1
1
2
V
Агроэкология
1
1
2
VI
Современная сельскохозяйственная техника и оборудование
1
1
2
VII
Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в АПК
1
1
VII
Экономика АПК и основы бизнес-планирования
1
1
1
IX
Моё собственное дело
-
1
1
ИТОГО
9
6
2
17
3. Содержание программыI. Введение в программу(теория 1часа, практическая часть – 1 часов)Обзор рынка труда по сельскохозяйственному направлению. Обзор учебных заведений Тамбовской области и России, готовящих кадры для различных отраслей сельского хозяйства, правила приема, рекомендации. Мотивация учащихся в выборе сельскохозяйственных профессий. Практическая часть.1. Вводная диагностика. Тестирование учащихся.2. Вводная диагностика. Тестирование учащихся по выбору профессии, профессиональной диагностики склонностей и интересов учащихся.3. Дискуссия «Какую профессию я выбираю?».II. Понятие, сущность и особенности аграрного производства(теория – 2 часа, практика – 1 часа,)Исторические аспекты сельскохозяйственного уклада. Особенности природообустройства в различных климатических условиях и социальных укладах жизни. Цели и задачи агробизнеса. Составляющие аграрного бизнеса. Политические предпосылки успешного ведения сельскохозяйственных отраслей. Условия создания различных типов хозяйств в зависимости от наличия фермерских ресурсов: земельных, трудовых, почвенно-климатических, водных и пр., конъюнктуры рынка. Специализации хозяйств. Особенности организации предпринимательской деятельности.Практическая часть.1. Семинар «Перспективы развития агропромышленного комплекса в Тамбовской области».2. Занятие – презентация «Секреты делового успеха».3. Эссе «Мои перспективы в агробизнесе».III. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства(теория – 2 часа, практика – 1 часа)Круговороты веществ и потоки энергии как общебиотическая основа сельского хозяйства. Почвенные ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Водные ресурсы.Понятия: природоемкость. ресурсоемкость, экологоемкость производства. Ресурсные циклы; их классификация и особенности функционирования. Характер цикла почвенно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья. Практическая часть.1. Исследовательский блок: - Семинар «Понятие об исследовательской работе. Работа с литературными источниками». Общее представление об исследовательской работе. Порядок подготовки, организации и проведения исследовательской работы. Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Сборник научных статей. Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по обычному и электронному каталогам. - Индивидуальная работа «Выбор темы исследования. Оформление библиографии по проблеме исследования».2. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.IV . Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве (по отраслям) (теория – 1 часа, практика – 1 часа)Основы растениеводства, животноводства. Производство сельскохозяйственной продукции. Ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве. Опыт передовых стран в сельскохозяйственных отраслевых производствах. Политическая, экономическая, экологическая и социальная составляющая успеха.Практическая часть.1.Семинар «Опыт организации аграрного производства в Тамбовской области».
2.Практическая работа «Определение вредных насекомых, болезней растений, сорняков».реферат3.Практическая работа «Виды кормов. Органолептическая оценка качества образцов кормов (зеленые, зерновые, сено, солома, силос, корнеклубнеплоды)»реферат4.Исследовательский блок:- Семинар «Методы научного исследования». Наблюдение. Анкетирование. Социологический опрос. Беседа. Тестирование. Естественный и лабораторный эксперименты. Обработка эмпирических данных исследования. Статическая обработка данных. Формы представления полученных данных. Общее представление о компьютерной обработке и представлении данных.- Индивидуальная работа «Планирование и проведение наблюдения. Представление результатов в различных видах: табличном, графическом, схематическом и т.д.». Виды опытов. Выбор и подготовка земельного участка. Основные элементы методики полевого опыта Техника закладки и проведения. Наблюдения и учет в период вегетации.
Современные методы зоотехнических опытов: сущность, техника проведения, достоинства и недостатки. Особенность и методика составления плана селекционно-племенной работы. Основные зоотехнические методы: наблюдение, обследование, историческое сравнение и экспериментальный метод.Требования к опытам с сельскохозяйственными животными. Научное обоснование, последовательность проводимой работы и методы обработки полученных результатов с доказательствами их достоверности. Групповой метод: контрольная и опытная группа.5. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.V. Агроэкология (теория – 1 часа, практика – 1 час)Агроэкосистемы. Биопродуктивность агроэкосистем. Роль отдельных компонентов в агросистемах (культивируемые растения, насекомые, фитопатогенные грибы, сорные растения). Экологические аспекты интенсификации земледелия (севообороты, селекция, применение удобрений, мелиорация земель, пестициды). Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий их производства и переработки.О состоянии рынка экологического агропроизводства. Основные источники загрязнения в агросфере. Лекарственные средства (антибиотики, гормональные и сульфаниламидные препараты); регуляторы роста, используемые в сельском хозяйстве; препараты, применяемые для улучшения качества и сохранности первичной продукции и как добавки к пищевым продуктам и т.д.Источники загрязнения, формы нахождения в сельскохозяйственной продукции и почве. Основные факторы, влияющие на поведение токсикантов в системе «почва-растение-животное-человек». Влияние токсикантов на биохимический состав растений. Действие токсикантов на человека и теплокровных животных.Практическая часть.1.Семинар «Проблема охраны земельных ресурсов в Тамбовской области».
2. Исследовательский блок:- Семинар «Структура исследования» Введение. Понятие об актуальности выбранной темы. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач. Теоретическая и практическая новизна и значимость исследования. Содержание теоретической части исследования. Содержание практической части исследования. Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов.- Индивидуальная работа «Подготовка структуры своего исследования. Составление индивидуального рабочего плана».3. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.4. Экскурсия. VI . Современная сельскохозяйственная техника и оборудование (теория – 1 часа, экскурсия – 1 час)Формирование технической инфраструктуры АПК. Технологии и виды оборудования, применяемые в агропроизводстве. Их назначение и современные тенденции модернизации.2. Экскурсия. VII. Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе (теория – 1 часа, практика – 1час)Правовые нормы природопользования в системе агропромышленного комплекса. Особенности организации различных форм агробизнеса.Системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации. Основные законодательные документы, регулирующие хозяйственную деятельность АПК. Правовые аспекты оформления статуса индивидуального предпринимателя. Порядок проведения и документального оформления эколого-экономического аудита, стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции.Практическая часть.1. Контрольное тестирование по изученным темам.2. Исследовательский блок: - Практическая работа «Возможности применения компьютерных технологий в исследованиях. Программы Word, Excel, Power point и др.».- Индивидуальная работа «Разработка компьютерной презентации».
3. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.VIII. Экономика АПК и основы бизнес-планирования. (теория – 1 часа, практика – 1 час)Понятие и структура агробизнеса, проблемы его развития и регулирования. Современные формы ведения агробизнеса. Российский и мировой опыт. Особенности функционирования агропредприятий. Процесс планирования агробизнеса. Особенности функционирования малых форм хозяйствования. Основы бизнес-планирования. Формы менеджерских решений. Обоснования бизнес-проектов. Экономические механизмы повышения доходности предприятий в аграрном производстве.Практическая часть1. Практикум «Рентабельность сельскохозяйственного производства – решение заданий». 2. Деловая игра «Я и моя фирма», «Инвестиции».3. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.IX. Мое собственное дело (практика – 1часа)Практическая часть1. Самостоятельная работа по подготовке исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.2. Защита исследовательских работ, проектов, бизнес-планов «Мое собственное дело».3. Итоговое тестирование.
Литература
Авдеев С.В., Замедлина Е.А. Основы бизнеса. М.:ЮРАЙТ, 2005
Агирбов Ю.И., Мухаметзянов Р.Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. М.: МСХА, 2005г.
Агирбов Ю.И., Мухаметзянов Р.Р., Леснов А.П. Рынки с.-х. продукции М.: МСХА, 2005г.
Арустамов Э.А. Основы бизнеса: учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.
Битянова М.П. Организация психологической работы в школе. М. Академия, 1998г.
Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 г.
Веретенников А.В. Физиология растений. Учебник М.: Академический Проект, 2006г.
Водянников В.Т., Игнатов В.Д. и др. Фермерские хозяйства Подмосковья: проблемы становления и пути развития. М.: МЭСХ, 2000г.
Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия.- М.Колос,1996г.
Ковалев Ю.Н. Основы ведения фермерского хозяйства. И: Академия, 2004г.
Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. И: Академия, 2004г.
Кондратьев П.П. Организационные условия трудовой подготовки школьников. Як., ИПКРО, 1994г.
Кондратьев П.П. Сидоров Е.С. Реальные возможности агрошколы. Як., ИПКРО, 2000г
Кондратьев П.П. Технологическое пространство трудовой подготовки школьников. Як., ИПКРО, 2003г.
Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учебное пособие. Минск: Книжный дом, 2004
Морфология сельскохозяйственных животных. / Вракин В.Ф., Сидорова М.В., Панов В.П., Семак А.Э. М.: Изд-во ООО «Гринлайт», 2008г.
Овчарова Р.В. Технология практического психологического образования. М., 2000г.
Панова З.Н., Панов В.И. Опыты по полеводству. М. И: Росагропромиздат,1988
Плодоводство /Черепахин В.И., Бабук В.И., Карпенчук Г.К. и др. Под ред.Черепахина В.И. М.:Агропромиздат,1991г.
Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству: Учебное пособие для вузов. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений. М. Колос, Мир, 2004г.
Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М.: Изд-во «Дрова», 1991г.
Практическая психология образования. Под редакцией Дубровиной И.В. М.,1997г.
Программа для агролицея, агрошколы, профильного общеобразовательного учреждения/ сост. Л. Н. Жукова, рук. работы А. В. Ефремов. - Ханты-Мансийск, 2008.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.
Тимофеева Л.Г. Методика полевого опыта с культурными растениями. С.Петербург ГОУ «СПбГДТЮ», 2007
Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии. И: Академия, 2004г.
Физиология растений. Учебное пособие. / Беликов П.С., Г.А. Дмитриева. – М.: Изд-во РУДН, 2002.
Хрусталева И.В., Михайлов Н.В., Шнейберг Я.И. и др. Анатомия домашних животных. Учебник. Изд.3-е, испр. - М.: Колос, 2005, -704с.
Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в ОУ., М.: Просвещение, 2003г.
15