Литературная игра для учащихся 6 класса по сказу Н. С. Лескова «Левша»
МКОУ Октябрьская основная общеобразовательная школа
Сарапульского района Удмуртской Республики
Литературная игра
для учащихся 6 класса
по сказу Н. С. Лескова «Левша»
Автор работы: Федорова О.Г.
учитель русского языка
и литературы
2014
Урок- игра
по сказу Н.С. Лескова «Левша».
Русский человек со всем справится.
Пословица
Цели:
обучения:
закрепление изученного материала в игровой форме;
обобщение и систематизация знаний учащихся по изученной теме;
развития:
развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
совершенствование навыка работы с текстом;
привлечение детей к активному чтению и использованию на уроках справочной и дополнительной литературы;
воспитания:
проявление интереса к культуре и истории своего народа;
соотношение поступков с моральной нормой;
воспитание любви к Родине, к своему народу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: идейно-тематическое содержание сказа «Левша».
Уметь: работать с текстом, со справочной литературой, анализировать текст.
Метапредметные:
Личностные – выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.
Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; используют схемы-кластеры для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Форма урока: игра-соревнование между командами.
Описание игры: игра проводится после изучения произведения как обобщающий урок. Класс делится на две команды, в игре участвует весь класс. Чтобы сделать игру более живой, включать музыкальное сопровождение, подготовленное ребятами заранее.
Оформление: – портрет писателя;
– иллюстрации художников;
– рисунки учащихся;
– кроссворд;
– план игры.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Из знаний ваших и умений
Мы вместе сотворим урок!
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем несколько необычный урок. Это урок-игра по знакомому вам произведению. Класс делится на 2 команды, команда выбирает капитана. Чтобы игра была интересной, нужно работать всей команде. Кто чем может, тем помогает, что знает – предлагает, что умеет – творит. За каждый правильный ответ команда получает балл. Помните: равнодушных игроков не должно быть, т.к. молчание ведет к поражению.
Интеллектуальная игра.
Бюро литературных находок.
Один тульский мастер принёс в наше бюро потерянный свёрток, состоящий из отдельных листов. Это отрывки из какого-то произведения. Многие фразы ему показались знакомыми, но угадать произведение не удалось. Может, мы сможем помочь ему. Давайте постараемся по данным фрагментам определить автора и название этого произведения.
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»
«На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры карету им подали двухсестную»
«Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон»
«Государь ключик ухватил, а в другую щепотку блоху взял, и она вдруг прыгнула дансе и всю кавриль и станцевала.»
– Итак, назовите автора и название произведения?
– Как вы узнали лесковские строки? (По героям, по содержанию).
– Только ли знакомые имена и содержание отрывков помогло вам в этом?
– Какие приметы стиля Лескова подсказали вам и автора, и произведение (Использование искажённых и просторечных слов: керамиды, двухсестную, использование заимствованных слов: кунсткамеры)
– Определите тему нашего урока. (Огласить тему и эпиграф урока).
Н.С. Лесков утверждал, что «русский человек со всем справится». Автор горячо любил свой народ, высоко ценил его талант и мастерство. Давайте подумаем, как мы можем показать свой талант? В чем можем проявить свое мастерство? (В игре; в соревновании). Какие знания и умения мы можем показать на уроке литературы в интеллектуальной игре? (Знание содержания текста; описание портрета героев; сравнительная характеристика персонажей; разгадывание кроссвордов; использование дополнительного материала и т. п.). Вот эти и другие знания, умения и навыки мы и покажем друг другу на этом уроке.
Конкурс 1. Разминка.
Команда, правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл. Вопросы задаются по очереди каждой команде.
Как звали императора, принимавшего участие в Венском совете?
Как звали императора, который верил, что «русские люди его не обманут»?
Танец блохи.
Русский город, который славился оружейниками-мастерами.
В какой больнице умирал Левша?
Как звали атамана донских казаков, который ездил в Лондон?
Какие книги прочитал Левша?
Как называют человека, который горячо любит свою родину? Кого из героев сказа можете привести в пример?
Как переводится слово «кунсткамера» (Kunstkammer)?
Кто сказал о Левше: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
Назовите фамилии художников, иллюстрировавших сказ Н.С. Лескова (по домашнему заданию – работа с Интернет-ресурсами).
Конкурс 2. «На венском совете». Работа с текстом.
Задание 1 команде. По данному маршрутному листу проведите заочную экскурсию по английским музеям (I день - глава 2).
«Доброе утро, Ваше величество ___________________________ и знаменитый атаман______________________! Мы рады вас приветствовать в наших кунсткамерах. Наш музей – это пребольшое __________________________ с бесконечными ________________. Сегодня вы посетите главный ______________нашего музея. Справа от нас огромные ______________ известных людей. В середине зала возвышается статуя __________________________________
Мы рады, что государь-император весьма доволен зрелищем, но ваш казак не обращает никакого внимания ни на что. Неужели Вам, атаман, неинтересно. Попробуем мы и Вас удивить.
Посмотрите налево: здесь все приспособления для военных обстоятельств. На полочках – морские ______________, на манекенах – «мерблюзьи» _______________ для пеших полков.
Но, увы, и это не удивляет генерала. Давайте вернёмся к статуе Аполлона _________________. Будьте добры генерал, возьмите из его правой руки ружьё, а из левой ________________ неизвестного мастера. Вот это чудо! Вы, атаман, такой «пистоли» ещё никогда не держали в руках. Да не вертите же ружейной отвёрткой: замок не открывается!
Ах, ах, ах! Мы маху дали. Пистоля оказалось русской. Сделал её Иван _______________ во граде __________________.
На этом мы первую экскурсию завершаем, т.к. очень сконфужены. Ждём вас завтра в новые залы. Мы вам новое удивление устроим, что у вас всю фантазию отнимет.»
Задание 2 команде. По данному маршрутному листу проведите заочную экскурсию по музеям Лондона (II день- глава 3).
«Доброе утро, Ваше величество_____________________ и великий атаман __________________!
Сегодня мы покажем вам разные наши «первые сорта». Возможно, этим будет доволен и господин генерал.
В центре зала стоит огромная греческая _______________. Слева на полочках сверкают __________________ камни, справа висят всякие ______________ редких животных и птиц.
А вот и наше главное достояние. Перед вами на __________________ подносе крошечная соринка. Это _______________ из чистой английской стали. В центре находится завод. Стоит только повернуть ключиком, она начнёт танцевать __________. Попробуйте, господа, завести её. Ну вот она и зашевелила _____________ , стала перебирать ______________, вот прыгнула прямо ___________ и всю верояцию и станцевала.
Ах, генерал, такого Вы нигде больше не увидите, кроме как у нас в ____________. Это очень ценная вещь! Но мы можем вам её подарить, если вы её по достоинству оцените. Она стоит ____________рублей серебром. Ну вот и договорились! Блоха ваша – деньги наши. Доброго вам пути! Да расскажите всем в Европе и в своей стране- ______________, что во всём мире нет нам равных в искусстве».
Конкурс 3. «У тульских оружейников».
Аббревиатура – это сокращение длинного названия по первым буквам. Расшифруйте слова: Тула, икона, мастер, подкова ( дом. задание).
Образец: левша – левша ерфиксу выпил шипучего английского.
Конкурс 4. Ключевые слова.
1. Составить кластеры на данного героя по ключевым словам из текста:
1 команда – левша; 2 команда – блоха. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Составьте синквейн на тему:
1 команда - император Александр Павлович;
2 команда – император Николай Павлович.
Конкурс 5. Вместе с левшой в Англию (тест).
С кем поехал левша за границу?
с императором;
с Платовым;
с курьером.
Почему тульский мастер крестился левой рукой? Он –
лютеранец;
левша;
протестант.
Какое образование получил левша?
знал арифметику;
знал «4 правила сложения»;
читал «Псалтырь» и «Полусонник».
Как англичане наградили левшу?
деньгами и золотыми часами;
золотом;
монетами серебряными.
С кем заключил пари левша?
с полшкипером;
с курьером;
с капитаном.
Где умер левша?
в посольском доме;
в Обухвинской больнице;
в квартале.
Ключ: 1-в; 2-б; 3-в; 4-а; 5-а; 6-б.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс 6. Словарная работа.
1. Найти в толковом словаре лексическое значение данных слов:
1 команда: сказ, левша.
2 команда: предание, блоха.
2. Продолжите афоризмы – пословицы на данных листах:
а) У него хоть и шуба овечкина,
б) Небо тучится,
в) Утро ночи
3. Кто больше? Запишите по памяти русские и заимствованные искажённые слова. (При проверке одинаковые слова зачёркиваются. Победитель получает баллы по количеству оставшихся слов).
Конкурс 7. Кроссворд. (Кто быстрее?).
Главный герой сказа Н. С. Лескова.
Город, где жил косой левша.
Одна из книг, прочитанных левшой.
Без чего увезли левшу в Петербург?
Танец блохи.
Любимый табак Платова.
Нимфозория на серебряном подносе.
Ключ: 1-левша, 2- Тула, 3- Псалтырь, 4- тугамент,
5- дансе, 6- Жуков, 7- блоха.
III. Итоги игры.
Учащиеся считают свои баллы. Подводятся итоги, определяется победитель.
– Итак, наша игра завершена. Команда №1 набрала баллов, команда №2 – . Трудным и сложным был ваш путь к победе. Но «русский человек со всем справится». Справились и вы! И пусть кто-то оказался чуть-чуть позади, но проигравших нет. Просто таковы правила игры. Вы все с достоинством преодолели сложнейшие этапы.
– С какими трудностями вы встретились сегодня на уроке?
– Над чем нам нужно ещё поработать? А что дается легко?
– Что вызвало особый интерес? В чем ещё вы можете проявить своё мастерство самостоятельно?
IV. Домашнее задание.
1 команда: Написать письмо из Англии от имени левши его друзьям –
мастерам из Тулы.
2 команда: Написать хвалебную речь на открытие памятника
талантливому мастеру левше в вашем городе.
V. Выводы по уроку.
«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к шедеврам лесковского творчества. Легенда о стальной блохе навсегда останется в вашем сердце и в вашей памяти. Эта история будет возникать при слове «блоха», при слове «левша», при слове «Тула». Она первой вспомнится при имени автора, какие бы произведения Н. С. Лескова в дальнейшем вы ни прочитали.
Левша – это олицетворение народного таланта, высокого мастерства. Это символ русского народа. Тульский мастер не имеет имени, даже его прозвище пишется с маленькой буквы. Безымянный мастер – это олицетворение всего русского народа, его положительных качеств. Это настоящий патриот. Если казак Платов – носитель воинской доблести, то левша – носитель трудовой доблести. На них держится Россия, а не на императорах с придворными.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.