Разработка внеклассного мероприятия Птицы — наши друзья
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Новомирская основная общеобразовательная школа»
Урок-праздник
Разработал и провел:
учитель начальных классов
Селямина Л.А.
2012 г.
Цели:
- познакомить учащихся с многообразием пернатых;
- дать представление о разновидностях птиц,
происхождении названий некоторых птиц;
- развивать речь учащихся, расширять кругозор
учащихся;
- прививать любовь и бережное отношение к родной
природе.
Оборудование: Плакаты, сделанные руками ребят с изображением птиц; выставка книг о птицах, новые скворечники,
голоса птиц, песня «Раненая птица», презентация Мicrosoft Power Point «Птицы – наши друзья».
Ход праздника.
Организационный момент.
- Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Тема нашего праздника спрятана в загадке:
Сниться ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
Я надеюсь, что наша встреча будет полезной и вы узнаете много интересного.
Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле проводят традиционный День птиц.
Впервые День птиц стал проводиться в США. Его организовал в 1894 г. педагог из местечка Ойл – Сити Чарльз Бабкок. Его поддержали и вскоре День птиц стал проводиться во всех штатах страны.
Проник он и в Россию. В мае 1924 г. юннатами Центральной биостанции под Москвой было развешено несколько десятков дуплянок. А через год ребята провели первый в стране официальный День птиц. В 1927 г. празднование Дня птиц подхватила вся Москва. И каждый год во всех школах ребята проводят этот праздник, готовятся к встрече пернатых друзей.
Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Только чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, кто живут неподалёку, от вашего дома надо знать.
1 ученик:
Ещё до прихода христианства на Руси был интересный обычай – Заклички. Это праздник встречи весны.
В этот день лепили из теста и пекли «жаворонков» – булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Наши предки считали, что эти птицы обладали дерзостью и смирением перед Богом: жаворонок быстро устремляется ввысь, но поражённый величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.
2 ученик:
Наши предки считали – чтобы весна пришла, её нужно было выкликнуть, позвать, попросить прийти. Отсюда и народное название – Заклички.
3 ученик:
А чтобы ускорить этот процесс, пекли во всех домах фигурки птиц с распахнутыми крылышками, глазками-изюминками, обсыпанные сахаром. Выпечка эта называлась по-разному: «грачами», «птюшками», «чувильками», «куликами», но чаще – «жаворонками».
4 ученик:
Все члены семьи получали такую птичку – румяную, хрустящую, аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что горазд. Забирались на крыши, подбрасывали птичек вверх и старались петь-кричать погромче, чтобы Весна услышала.
Группа ребят №1
Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявыим, С ячменем усатыим, Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С грушами, с яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой.
Группа ребят №2
Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную.Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Дети исполняют Украинскую народную песню «Веснянка» (русский текст Н.Френкель)
Дети читают стихотворение.
Пусть птицы нам поют без нот,Пускай поют без слов. Я знаю все, о чём поютЩегол и перепел.
Поёт на ветке соловей.Малиновка и дрозд: « Ты гнёзда разорять не смей,Не трогай птичьих гнёзд».
И мы не будем разорять!-Вот слово всех ребят. Пусть птичьи песенки всегдаВ саду для нас звучат!
Где ты, солнышко, проснись!Где ты, скворушка, вернись! Сыпать снег зима устала,Кап-кап-кап! Весна настала!
Учитель: А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в лес, на луг, на поляну, чтобы понаблюдать за жизнью птиц и проверим, как хорошо вы их знаете.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Учитель: Ребята, у меня есть небольшая сказка в стихах. Называется она «Кукушка и воробей». Но прочитать эту сказку одной мне не хочется. Гораздо интересней её прочитать при вашем участии. Я попрошу левую часть класса громко произнести слово «Кукушка». Приготовились!
Учитель делает взмах рукой, ребята, сидящие в левой половине класса, громко произносят:
- Кукушка!
- Теперь попрошу правую часть класса по взмаху моей руки громко сказать «Воробей». Приготовились!
Репетируют.
- Очень хорошо. Итак, начинается чтение левая сторона, вот эта, громко произносит: «Кукушка!»; по взмаху правой руки правая сторона говорит: «Воробей!» Будьте внимательны!
Жила-была одна Кукушка
И жил-был старый Воробей
Как лента узкая, речушка
Лишь разделяла двух друзей.
Наш Воробей имел свой угол
В лесной сторожке, над окном,
Он был известен всей округе
Как лучший врач в краю лесном.
Лечил он птиц и насекомых-
Козявок, бабочек, стрекоз
Среди больных - его знакомых-
Был даже сам почтенный дрозд.
Ну, а Кукушка не из знатных
(Она в глуши лесной жила).
Зато у птиц – подруг пернатых –
Вещуньей доброю слыла
Пестра, нарядна, как игрушка,
Встречая радостно гостей,
Была горда весьма Кукушка,
Когда в гостях был Воробей.
Но как-то раз моя вострушка
Спор подняла среди друзей.
«Полезней я!» - кричит Кукушка.
«Нет, я!» - щебечет Воробей.
Сова, кукушкина подружка,
Всем говорила: «Верьте ей».
Три дня проплакала Кукушка,
Не плакал только Воробей»
Прошла зима, весна и лето,
Промчалась осень им во след,
Ну, а друзья за время это
Не помирились ещё, нет
Давно не слышала опушка
Весёлый шум лесных друзей:
Была упрямою Кукушка,
Настойчив был и Воробей
Однажды белка увидала
Лежит Кукушка на боку
«Неужто птица захворала
Кому ж кричать теперь: «Ку-ку»?
И впрямь, лежит в жару Кукушка,
А пульс то чаще, то слабей,
Болит живот, крыло и ушко.
Ах, где ты, доктор Воробей?
А Воробей, узнав про горе,
Поник печально головой.
Забыв о тягостном раздоре,
Спешит на помощь он к больной
Болезнь прошла, жива старушка.
И вот опять среди друзей
На солнце греется Кукушка,
А рядом – доктор Воробей!
Учитель: Ребята, кто из вас помнит, из-за чего поссорились Кукушка Воробей?
(Дети отвечают).
- Правильно, Кукушка и Воробей поспорили между собой, кто из них полезней. Кто же, по-вашему, из них полезней – кукушка или воробей?
(Дети отвечают).
- Совершенно верно! И кукушка, и воробей полезны! Полезны, тем, что уничтожают вредных для полей и лесов насекомых.
Без птиц в лесу было бы скучно и пусто. Давайте послушаем, что они сами нам об этом скажут.
(запись «Голоса птиц»).
Сценка «Пойманная птичка»
Дети: А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
Дети: Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями
Птичка: Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю
Дети: Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка: О! Не бойся: в теплый край
Улечу зимою.
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Дети: Птичка, птичка!
Как любить
Мы тебя бы стали! Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
Птичка: Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Дети: Правда, правда!
Птичка, ты не снесешь неволи
Ну, так Бог с тобой - лети
И живи на воле!
Учащиеся исполняют песню «Ласточка» муз. Е. Крылатова,
стихи И. Шаферана.
Выступление библиотекаря.
Птицы... Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не заслушивался их пением, не наблюдал их весенние хлопоты, не провожал их полет восхищенным взглядом. Видимо, и летать люди стали во многом потому, что захотелось однажды взмыть в небо как птица...
Полет отнимает у них массу энергии. Поэтому аппетит птиц огромен, и большую часть времени они проводят в бесконечном поиске пищи для поддержания своего "расточительного" образа жизни.
Эти книги о птицах, которых мы видим каждый день, и о редких птицах, которых на планете почти не осталось.
Прочитав их, вы получите информацию об их образе жизни, повадках, особенностях, узнаете необыкновенно интересные истории из жизни этих удивительных животных. Конечно же, кто-то из вас читал ту или иную книгу и какую-то информацию он уже обладает Предлагаю проверить свой интеллект, свой уровень знаний в этой области. Я задам вам ряд вопросов, на которые вы попробуйте дать ответ. Поднимаем руку!
Какие птицы в нашей стране не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки и быстрее всех летают? (СТРИЖИ)
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (ПИНГВИН)
Какая птица самая большая в мире? (АФРИКАНСКИЙ СТРАУС)
Самая маленькая птичка? (КОЛИБРИ, КОРОЛЁК)
Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (КЛЁСТ)
Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (ВОРОНЫ, ГАЛКИ, СОРОКИ, КОРШУНЫ)
Самым активным вручаются картинки-раскраски «птицы».
Заключительная часть.
Стихи читают дети.
Не разоряйте птичьего гнезда,Так счастлива в своём жилище птица. Она в гнезде спокойнее тогда,Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора-Оно, высокое и вековое, Даёт нам тень, когда стоит жара,Оно чарует всё живое.Не разоряйте птичьего гнезда.
Собака друг, но только не в лесу.Конечно не беда, если спугнёт осу. А если же птенца найдёт.В её зубах птенец умрёт.
И не бери птенца домойЭто грозит бедой. В неволе он не проживёт,Весёлых песен не споёт.
Слушание песни «Раненая птица»
Рефлексия:
-Что узнали нового, интересного?
- А что вы запомнили?
- Кем вы будете для птиц?
Молодцы, наш классный час не прошёл даром.
Берегите природу, птиц и тогда мы с вами будем жить в мире, в красоте и в гармонии с самим собой.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Ведущая.
Ты, дружок,Смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым обещай.Ни обижай, ни птахи, ни сверчка,Не покупай для бабочек сачка,Люби цветы, леса,Простор полей.-Всё, что зовётся Родиной твоей!
Ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Птицы -
наши друзья"Times New Roman