Открытый элективный курс по математике по теме Разные способы решения задач
МБОУ «СОШ №1» г.Кашира,Московской области
Элективное занятие "Разные способы решения задач"
Провели и подготовили: Бытейщиков П. Н.(учитель физики), Фросина Л.В.(учитель математики), Харыбина Е.И.(учитель математики).
Участники: учащиеся 11, 9 "А" , 9 "Б" классов
Цель занятия:
обобщить знания о разных способах решения задач;
составить алгоритмы решения задач;
найти разные способы решения задач.
Задачи:
закрепление навыка решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска способов решения;
развитие логического мышления и практических навыков коммуникативного общения учащихся.
Ход занятия:
1. Учащиеся заходят в класс.
Учитель: Ребята, сегодня наше элективное занятие пройдет в группах, поэтому обратите внимание на столы, там лежат списки групп, ищем свою фамилию и рассаживаемся.
2. Учитель: Итак, здравствуйте! Сегодня мы, учителя математики, химии и физики, проводим необычное элективное занятие. Тему нашего занятия вы узнаете, выполнив следующие задания (шарады).
1) Мой первый слог – предлог, а во втором мы проживем все лето, а целое от нас и вас давно уж ждет ответа (задача)
2) Чтобы слово написать, его надо отгадать. Кричат солдаты на параде иль ребятишки, когда рады. К нему предлог поставим, частицу к ним добавим. И чтобы слово завершить, к нему ты “ние” допиши (уравнение)
3) Слово вы должны прочесть: в первом слоге нота есть, во втором стоит предлог, он в письме тебе помог. Пишет ученик в тетради, а учитель на доске, что проходят на уроке, – это ставим мы в конце (система).
Учитель: Молодцы, вы очень быстро и точно отгадали все предложенные шарады, а как вы думаете: почему нас, учителей, сегодня четверо? (учащиеся отвечают)
Учитель: Итак, я думаю, объединив все выше сказанное, вы сможете сформулировать тему нашего занятия (предложения детей).
Тема: Разные способы решения задач. Как вы думаете, ребята, какая перед нами будет стоять цель? (ответы учащихся)
Цель получается у нас следующая: обобщить знания о разных способах решения задач; составить алгоритмы решения задач; найти разные способы решения задач.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели нам следует выполнить следующие задачи: закрепить навыки решения разнообразных задач, в том числе задач, требующих поиска способов решения; а также мы продолжаем развитие логического мышления и практических навыков коммуникативного общения.
3. Сегодня вся наша работа пройдет под девизом: «Я слышу, и я забываю, я вижу и я помню, я делаю и я понимаю.» Это высказывание принадлежит великому философу Конфуцию.
4.Учитель: Задачи на проценты, концентрации, смеси и сплавы встречаются не только в химии, где рассматриваются различные соединения, но и в математике. В экзаменационные задания включаются задачи, сюжеты которых близки к реальным ситуациям (экономическим, финансовым, деловым, игровым, и пр.). Это задачи “на проценты”, “на сплавы, смеси и концентрацию”. В них обычно идет речь о вкладах в банк под проценты, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар; рассматривается преобразование исходного вещества (при сушке, при выпаривании) и т. д. Такие задачи очень часто являются составной частью других типовых задач.
Все задачи можно разбить на две группы: стандартные и нестандартные.
Для решения стандартной задачи нужно: установить вид задач, к которому принадлежит данная задача; применить общее правило (алгоритм) для решения задач данного вида к условиям данной задачи. Для решения нестандартной задачи нужно: найти план решения задачи; провести анализ найденного решения (установить возможность более рационального способа решения, сделать из него выводы). Сегодня мы рассмотрим решение стандартных задач, которые часто встречаются в экзаменационных тестах.
Учитель: Приступаем к задачам. У каждой группы на парте лежит файл с алгоритмами и задачей. Вам, ребята, нужно в группе составить алгоритм решения задачи и выложить его на парте в правильной последовательности. Заметьте, что у всех групп задача одинаковая, но одним решить ее надо с точки зрения химии, а другим с точки зрения математики (учащиеся составляют алгоритм).
Учитель вызывает 1-го от 2-х групп к доске и просит их прикрепить алгоритм на доску с помощью магнитов.
Учитель: А теперь ребята, давайте сравним свои алгоритмы и алгоритмы, которые у нас прикреплены на доске с эталоном. Внимание на слайд.
В чем ошибки? (ответы учащихся)
Учитель: Теперь я вам предлагаю решить свою задачу в группах, алгоритм решения задачи вы уже знаете, я думаю что решение задачи не вызовет у вас трудности.
Спрашиваю получившийся ответ у каждой группы.
Давайте сравним свои решения задач с эталоном. Внимание на слайд.
4. Таким образом, мы справились с 1-й задачей, давайте проведем рефлексию.
У вас на столах есть карточки рефлексии. В данной карте напротив 1-й задачи вы должны заполнить первые два столбика, вызвала задача у вас затруднение или нет.
5. Теперь мы переходим с вами ко второй задаче, которую будем рассматривать с точки зрения физики и математики.
Вновь составляем алгоритм решения данной задачи в группах.(1 мин)
Сравниваем свой алгоритм с эталоном на слайде. Поднимите руки, какая группа справилась без ошибок. Что вызвало трудности?
Зная правильный алгоритм, решаем задачу.
Учитель спрашивает ответ.
Сравниваем решения задачи с эталоном на слайде и вновь берем свою карточку рефлексии и заполняем ее, напротив 2-й задачи. Готово? Молодцы.
6. И, наконец, мы переходим к третьей задаче, рассматриваем ее с точки зрения экономики и математики
Сначала составляем алгоритм решения данной задачи в группах.
Сравниваем свой алгоритм с эталоном на слайде. Поднимите руки, какая группа справилась без ошибок. Что вызвало трудности?
Зная правильный алгоритм, решаем задачу.
Учитель спрашивает ответ.
Сравниваем решения задачи с эталоном на слайде и вновь берем свою карточку рефлексии и заполняем ее, напротив 3-й задачи.
7.Учитель: А теперь настал момент общей рефлексии своей работы на занятии.
Заполните карточку рефлексии до конца, напишите вывод и свои пожелания.
Все озвучивают.
Как вы думаете, достигли ли мы нашу цель, поставленную в начале занятия?
(учащиеся отвечают)
Сегодня на занятии мы вспомнили разные подходы к решению одной задачи, используя свои знания по математике, химии, физике, экономике и тем самым в очередной раз показали, насколько тесно связаны все науки с математикой. Мы сегодня решили задачи, которые часто встречаются в экзаменационных тестах как по математике, так и по химии, физике. Задачи такого типа часто вызывают затруднения, но «решение задач – практическое искусство, подобное игре на фортепьяно, научиться ему можно только постоянно решая задачи и рассматривая решения трудных задач в качестве образцов».
Задача №4 остается вам в качестве домашнего задания. Мы уверены, что теперь вы с легкостью справитесь с подобной задачей.
Учитель: Наше занятие подошло к концу, всем спасибо!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15