Тема проекта: «Развитие информационной компетентности учащихся 5-9 классов через использование технологии критического мышления на уроках биологии»
Биология
Тема проекта: «Развитие информационной компетентности учащихся 5-9 классов через использование технологии критического мышления на уроках биологии»
Автор проекта: Забродина Вера Викторовна, учитель биологии МБОУ «СОШ №5» г. Нефтеюганск.
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Условия возникновения, становления проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» города Нефтеюганск (далее – учреждение), в 2012 году приступило к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
ФГОС общего образования устанавливает особые требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
Для повышения конкурентоспособности выпускника школы на рынке труда, очень важно сформировать у школьников высокий уровень информационной компетентности. По методике Т. Г. Киселёвой «Оценка информационной компетентности учащихся» выявила, что 54% учащихся 8 «А» и «В» классов имели низкий уровень развития информационной компетентности, 31% - средний и лишь 15% - высокий. Таким образом, возникла необходимость в образовательной деятельности перейти от простой передачи знаний, умений и навыков к развитию способности каждого учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Назрела необходимость в поиске методов формирования, развития и совершенствования информационной компетентности учащихся. На уроках информатики наиболее эффективно это позволит осуществить использование технологии критического мышления.
Актуальность проекта
Основная задача образования - научить учащегося самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта. Реализация ФГОС нового поколения требует создания условий для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни.
В современной школе все чаще в качестве одного из основных результатов образования называют уровень сформированности компетентностей учащихся. Компетентностный подход в обучении способствует успешной адаптации школьников в социуме, решению ключевых проблем современной жизни, их профессиональному самоопределению. Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, в практической жизни при выполнении социальных ролей…».
Использование технологии критического мышления на уроках с целью развития информационной компетентности учащихся позволит разрешить следующие противоречия:
между требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
сознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны школьников и учителей, и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий.
Как показывает опыт работы учителя Забродиной В.В., дальнейшее накопление информации, необходимой для успешного овладения курсом биологии на достаточно высоком уровне, ведет к перегрузке учащихся, поэтому задача педагога - вооружить учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Развитие информационной компетентности на уроках биологии в 5 – 9 классах через использование технологии развития критического мышления позволит оптимально решить эту задачу.
Ведущая педагогическая идея проеткаВедущая педагогическая идея проекта заключается в том, что использование технологии развития критического мышления на уроках биологии способствует развитию информационной компетентности учащихся 5 – 9 классов. Это даст возможность развивать способности каждого учащегося в самостоятельной постановке учебных целей, в проектировании пути их реализации, контроле и оценке своих достижений. Позволит развить умение работать с разными источниками информации, оценивать и анализировать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Новизна проекта заключается в создании системы работы по использованию педагогических приемов и практических методов с целью развития информационной компетентности на уроках биологии в 5 – 9 классах посредством технологии развития критического мышления. Автором опыта создан электронный банк методических и дидактических ресурсов, использование которого будет способствовать формированию у учащихся необходимого уровня информационной компетентности.
Длительность работы над проектом
Длительность работы над проектом составляет 2 года.
I этап - диагностический (2013-2014 годы). Этап предполагал обнаружение и изучение проблемы; составление плана работы; изучение психологической, педагогической и методической литературы; изучение технологии развития критического мышления и возможности ее использования на уроках биологии; подбор диагностического материала; выявление уровня развития информационной компетентности; исследование представлений учащихся о критическом мышлении и его роли в формировании компетентностей.
II этап - деятельностный (2014-2015 годы). Внедрение технологии критического мышления на уроках биологии в 5 – 9 классах, формирование системы работы по развитию информационной компетентности учащихся, учет индивидуальных достижений учащихся, отслеживание динамики развития информационной компетентности учащихся и уровня овладения технологией развития критического мышления.
III этап - констатирующий (2015-2016 годы). Обобщение опыта работы по использованию технологии критического мышления для развития информационной компетентности на уроках биологии.
Диапазон опыта распространяется на систему уроков биологии в 5 – 9 классах.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи, А.Н. Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, И.С. Якиманской Б.Д.Эльконина, А.В.Хуторского, Л.С.Выготского, С.В.Тришиной, Т.Г.Киселевой, И.О. Загашева и др.
В процессе работы над темой рассматриваются понятия: личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании; информационная компетентность; критическое мышление и технология его развития.
Основой для формирования системы методов и приемов формирования информационной компетентности учащихся стали личностно-ориентированный подход (И.С. Якиманская),системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина),компетентностный подход (Б.Д.Эльконин, А.В.Хуторский,).
При использовании системно-деятельностного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.
В настоящее время нет однозначного определения компетентности, нет и единой структуры компетенций. Анализируя имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе взгляды на раскрытие особенностей компетентностного подхода, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют учебно-познавательную компетенцию, информационную компетенцию и коммуникативную компетенцию.
Автор опыта рассматривает компетентность как непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности.
Опираясь на анализ теоретических положений компетентностного подхода к обучению, можно сделать вывод, что информационная компетентность является одной из ключевых компетенций школьников, и эффективное ее формирование возможно, если в образовательном учреждении создаются для этого все необходимые условия.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Автор опыта, вслед за Тришиной С.В., придерживается определения, что информационная компетентность — это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
В структуре категории «информационная компетентность» выделяют компоненты:
- когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);
- ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом;- технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;
- коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому;
- рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания.
В зависимости от способов деятельности информационной компетентности выделяем следующие уровни ее развития:
- репродуктивный или низкий (общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности; знание того, где основная информация может находиться; репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам; «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации, наличие и принятие любой помощи извне);- конструктивный или средний (умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; минимальная помощь извне);
- продуктивный или высокий (умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; умение проектировать сложные процессы; умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию; отсутствие помощи извне; оказание помощи другим участникам совместной деятельности; умение отрефлексировать свои действия).
Таким образом, понятие информационная компетентность, рассматриваемое в данной работе, имеет многогранное и многокомпонентное содержание, и основная задача, которая стоит пред учителем, в том числе и перед учителем информатики, связана с поиском и выбором эффективных способов ее развития и формирования в процессе обучения.
Исходя из сопоставления характеристики компонентов исследовательской компетентности и возможностей педагогических технологий, методов и приемов обучения, можно сделать вывод, что для эффективной работы по формированию информационной компетентности можно использовать технологию развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов 20 века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.
Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. предлагают под критическим мышлением в обучающей деятельности понимать совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
С.Л. Рубинштейн писал: «Критичность – существенный признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение – за окончательное».
Изучив имеющуюся литературу по вопросу развития критического мышления, обратили внимание на следующее:
Учебный процесс с использованием теории критического мышления строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Используются разнообразные визуальные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.
Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
По степени развития критического мышления у учащихся можно выделить три уровня:
- начальный или низкий (слабое представление учащегося о критическом мышлении, слабые умения оценивать, доказывать свою правоту),
- средний (умения и навыки мыслительных операций в пределах элементарных суждений, неокрепший опыт доказательства и опровержения, оценки и самооценки, понимание критики как мыслительного процесса),
- высокий (устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умение видеть свои и чужие недостатки (в поведении, речи, слове, деле и т.д.), умение быстрее других определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против; терпимость к аргументированной критике в свой адрес и т.д.)Опираясь на вышеперечисленные теоретические знания, мы подобрали и систематизировали методы и приемы теории развития критического мышления, способствующие формированию и развития информационной компетентности.
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА
Целью данного педагогического проекта является повышение уровня информационной компетентности учащихся 5-9 классов посредством технологии критического мышления.
Для достижения целей опыта необходимо решить ряд задач:
Изучение особенностей технологии развития критического мышления и сбор электронных и дидактических ресурсов для ее использования.
Введение в педагогическую практику технологии развития критического мышления для развития у учащихся третьего, высшего уровня критичности.
Формирование диагностических материалов для отслеживания уровня развития информационной компетентности и динамики развития критического мышления.
Создание системы уроков по биологии с использованием банка электронных методических и дидактических ресурсов.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса
Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным, т.е. решает вопросы не только одного учебного предмета, но и позволяет использовать результаты ее применения в других областях деятельности.
Обобщая работу, приходим к необходимости выстраивания последовательности действий в некий алгоритм внедрения технологии развития критического мышления для формирования информационной компетентности. Условно, он состоит из трех блоков:
1 блок. Обучение детей работать с информацией, используя алгоритм развития критического мышления, состоящего из трех этапов («Вызов» - «Осмысление» - «Рефлексия»).
2 блок. Включение в уже используемую учащимися на уроках технологии критического мышления различных методов и приемов работы с информацией, ее переработка и представление ее в различных формах (таблицы, тексты, графики, схемы, формулы и т.д.).
3 блок. Использование сформированных способов действий с информацией для решения поставленных задач на уроке и во внеурочной деятельности. Для перехода учащихся на продуктивный или высокий уровень информационной компетентности педагогом и самими учащимися создан банк заданий, который постоянно пополняется. Данный блок реализуется через использование различных форм организации учебной деятельности, например, урок-исследование, урок – игра и другие.
Следует более подробно остановится на содержании каждого блока выстроенного алгоритма.
БЛОК 1.
Изучив различные информационные источники определили оптимальную для использования на уроке биологии модель технологии развития критического мышления.
1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа).
На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:
самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?»
2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления).
Основными задачами на этом этапе являются:
организация активной работы с информацией;
самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями.
3 этап – «Рефлексия» (размышление).
Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.
Для этого необходимо самостоятельно систематизировать новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.
Размышление по этому поводу и обобщение того, «что узнал» учащийся на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект, карта понятий, интеллект-карта. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам.Список источников.
Выготский, JI.C. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1996. - 351 с.
Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
Заир – Бек С.И, Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2004. - 175с.
Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Брянск, 2002. - 19 с.
Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М. Вентана-Граф, 2014. –152 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб., 2000.
Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998 г.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975г.
Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление — углубленная методика. Пос. 4. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1998.
Тришина С. В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2005 172 с. РГБ ОД, 61:05-13/1610
Фрумин И.Д. и др. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. М., 2005.
Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление - 2003 - Красноярск
Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование. – 2003. – № 5.
Эльконин Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы // В кн.: Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003.
Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Д.Б.Эльконин // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С.27.
Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.31-41.
IX Международная научно-методическая конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество»/ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). - СПб., 2013. - Т.1, 264 с. - Т.2, 210 с.