Различные подходы к решению проблемы индивидуального подхода в обучении.


АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
9144009144000
РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации
«Учитель начальных классов. Реализация личностно0ориентированного подхода при обучении младших школьников в условиях ФГОС»
Тема:
«Различные подходы к решению проблемы индивидуального подхода в обучении»
Реферат подготовил: Проценко Нина Леонидовна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 п. Печенга,
Печенгского района Мурманской области
Номер и дата договора:
2017/01-174-01 от 17 января 2017 г.
6 марта 2017 г.
8001005842000
п. Печенга, Печенгский район, Мурманская область,
Российская Федерация
Оглавление
стр.
Введение………………………………………………………………………………… 2 - 3
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия…4 - 9
Психолого – педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении …………………………………………………………………………… 9 - 16
Новые тенденции в индивидуализации обучения………………………………… 16 - 17
Глава 2. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе
2.1. Формы и методы индивидуализации в обучении………………………………… 17 - 18
2.2. Дифференциация обучения………………………………………………………… 18 - 21
2.3. Внутриклассная индивидуализация учебной работы……………………………. 21 - 24
2.4. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе……………… 24 - 26
2.5. Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы……………… 26 - 28
Заключение………………………………………………………………………………. 28 - 29

Список литературы………………………………………………………………………. 33
Введение
«Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик»
(Л.Н. Толстой)
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Уровень развития ребенка, успешность усвоения учебного материала, прочность осмысленность знаний, зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Многие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
1.1 Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения.
«Индивидуализация- организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся уровень развития их способностей к учению». Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А. Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. В.А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М. Чередов: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы».
И.М. Осмоловская: «Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика».
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения».
Анализ литературы показал, что идея индивидуализации не является «изобретением» педагогической науки. Она была заимствована педагогикой непосредственно из психологии и отчасти из социологии конца XIX века.
В 20-е годы на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации (т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа). Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику, социологию и психологию.
Бесспорно, что в реальном образовательном процессе знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: знание и понимание детей; любовь к детям; основательный теоретический баланс; способность педагога размышлять и умение анализировать. Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом состоит понимание индивидуального подхода.
В учебных пособиях по педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Е.С Рубинский подробно рассматривает значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.
Индивидуализация обучения определяется как организация процесса обучения - любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся:
1) от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения;
2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала;
3) использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.
В связи с этим принцип индивидуального подхода в обучении требует, чтобы педагог:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы;
3) постоянно привлекал каждого ученика к посильной для него и все усложняющейся по трудности учебной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу самодеятельность учеников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться педагогу, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом обучении обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, педагог, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Часто путают понятия «индивидуализация», «индивидуальное», «индивидуализированное».
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуализированное обучение - это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребенком предмета обучения математике, а методы, средства и формы обучения позволяют учащимся активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения и обеспечивают им возможность выбора уровня овладения учебным материалом.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, учитель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Некоторые учителя ошибочно считают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Конечно, эти ученики нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и о «благополучных» детях. За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Конечно, подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание таким детям необходимо уделять.
Понять сложные, глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Необходимо, чтобы сам ученик помогал учителю познать его. Следовательно, ребёнка нужно сделать своим другом, союзником, сотрудником. Это самый кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств. Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре.
Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
1.2. Психолого – педагогические основы осуществления индивидуального подхода в обучении
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги прошлого обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.
Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников; возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Рассмотрим особенности, которые следует учитывать в первую очередь при индивидуализации учебной работы и проблемы диагностики этих особенностей. Прежде всего сюда относится комплексное свойство - уровень умственного развития учащегося. Н.А. Менчинская в своём определении охватывает этим понятием как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность).
Обучаемость или способность к учению, представляет собой понятие, характеризующее умственные способности учащегося, т.е. «способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения». Критериями определения способности к учению являются скорость усвоения, гибкость процесса мышления и связь конкретных и отвлечённых компонентов в мышлении. Скорость усвоения - это комплексное явление, существенный показатель которого не столько скорость запоминания, сколько темп обобщений. Скорость усвоения исследовала З.И. Калмыкова, которая использовала для обозначения этого явления термин «темп продвижения». Его критерии: количество знаний, необходимых для возникновения обобщений и экономность мышления. К ним добавляется ещё самостоятельность: чем ниже темп продвижения, тем больше учащиеся нуждаются в помощи.
Калмыкова З.И. разработала стратегию диагностики способности учиться («обучаемости»). Калмыкова считает «обучаемость» - способность учится - ключевым звеном в системе предпосылок развития в условиях школьного обучения. Способность учиться («обучаемость») определяется Калмыковой как «совокупность тех интеллектуальных свойств человека (или тех особенностей мышления), от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности». Под продуктивностью учения Калмыкова понимает ту сторону умственного развития, которая позволяет самостоятельно открывать новые значения, и особенно в этом направлении должна быть нацелена диагностическая стратегия познавания учебных способностей.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.
Необходимо учитывать некоторые возрастные особенности учащихся начальных классов, в частности их ситуативность, динамичность психических состояний, зависимость обучаемости и податливости воспитательным
влияниям от характера учебной деятельности и поведения, их оценки учителем, учащихся класса и самим учеником; от самочувствия ребёнка детского и младшего подросткового возрастов.
Приходится учителю считаться и с некоторыми личностными характерологическими особенностями своих учеников: самолюбием, чувством собственного достоинства, самоуважения, самооценки, уровнем притязаний. Отмечается наличие или отсутствие у детей деловых качеств – организованности, работоспособности, прилежности и других.
Определенный отпечаток на учебную деятельность, её особенности, накладывает функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Леворукость или праворукость, наклонность к предметно- наглядному или образному мышлению, способность к абстрагированию, пространственному воображению, изобразительные и музыкальные способности, мотория активности, эмоциональность и др. особенности.
Другая группа индивидуальных особенностей детей обуславливается особенностями нервно- психического склада, теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психического здоровья и развития. Сюда относятся дети с задержками в психическом, интеллектуальном, эмоциональном, волевом развитии; быстро утомляемые и др. На таких детей особенно сильно и отрицательно действуют шум в школе, грубое, нетактичное отношение учителя, обиды, испорченные отношения с товарищами по классу и другие обстоятельства.
Особенности педагогически запущенных детей, обусловленные недостатками в воспитательной работе с ними в семье, детском саду и школе, образуют сложный комплекс причин внутреннего порядка, не позволяющих им успешно учиться и вести себя наравне со всеми. Эти дети усложняют труд учителя своими отставаниями в учебе, раздражают неумением вести себя правильно, непослушанием, неисполнительностью, двигательной расторможенностью, чрезмерной подвижностью или, наоборот, вялостью,
пассивностью, заторможенностью.
Опасность педагогической запущенности состоит, прежде всего в том, что обусловленные его отклонения в учебной деятельности и поведении ученика могут быть неправильно, ошибочно восприняты и оценены учителем как проявления лени или злой воли, злонамеренности ученика, его нежелания учиться и вести себя прилежно, выполнять требования учителя. Такая позиция служит ошибочному подходу к оценке возможностей ученика, к коррекции его учебной деятельности и поведения. Положительные результаты даст изменение негативного отношения к ученику на внимательное, уважительное, доброжелательное. Основания для доброго отношения к ученику учитель всегда сможет найти при анализе его личностных особенностей.
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Практика показывает, что наблюдательный и опытный учитель может определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он часто делает это интуитивно, подсознательно. Наибольшие трудности в этом плане испытывают начинающие учителя. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога.
Анализ литературы позволил выделить описание следующих внешних признаков интересующих нас индивидуальных особенностей.
Так, холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он - весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.
На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Интроверты же предпочитают поднять руку или ждать, когда их спросят.
Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать.
Экстраверты испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.
Интроверты же, наоборот, испытывают дискомфорт в новых, необычных для них ситуациях, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи.
Школьники с низкой самооценкой не смотрят прямо, в лицо партнеру или учителю, взгляд их скользит снизу в верх, или в сторону от партнера, или же фиксирован на какой-либо точке пространства, движения неритмичные. У доски такие дети часто переминаются с ноги на ногу, носки повернуты внутрь.
Учащиеся, которые переоценивают себя, смотрят вокруг оценивающе, прищурив глаза, сидят за партой расслабленно, откинувшись назад, голова высоко поднята.
У школьников, уверенных в себе, спокойные, широкие, ритмичные движения: они прямо смотрят в лицо учителю, партнеру; у доски не переминаются с ноги на ногу.
При определении психологических особенностей учащихся важно соблюдать некоторые правила, например: не принимать реакции мимики и жестов на внешние физические раздражители за проявление внутренних психических состояний, не делать выводов на основании одной детали, не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации, не рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью).
На основе выделенных критериев была разработана примерная схема анализа учителем личностных, типологических особенностей учащихся и их самооценки по внешним показателям (см. Приложение 1). Записывая, классифицируя и анализируя особенности поведения школьников, учитель сможет самостоятельно отнести ученика к той или иной подгруппе.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.
Важная особенность осуществления индивидуального подхода к ученику - это внимание к каждому ученику, к его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами:
положительной эмоцией по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься.
Для того чтобы пробудить интерес, необходим коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.
Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое «мероприятие», это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.
При личностном подходе учет возрастных особенностей приобретает новую направленность. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее воспитание, тем больше ребенок верит своему педагогу, безоговорочное подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать учеников к дисциплине, труду, поведению в обществе, ответственному отношению к учебе, к интересу к занятиям. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую установку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности.
Учитывая эти особенности учащихся, преподаватель научиться перераспределять внимание, оказывать помощь именно тем учащимся, которые в первую очередь нуждаются в ней, и именно тогда, когда она более всего необходима.
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Свое название «инноватика» получила от термина innovation (инновация, нововведение).
Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.
Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.
Желание и способность самостоятельно приобретать знания есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса. Важно учитывать реальные предпочтения и интересы учеников, их индивидуальное познавательное движение и стиль деятельности.
Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности. В связи с этим, проблема развития познавательных интересов становится в последнее время одной из ключевых проблем в современной педагогике.
В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.С. Блюменфилд), групповую работу (А. Браун, И.А. Палингсар), применение знаний в реальной жизни (М. Майэр и Е. Андерсон); моделирование ситуаций (М. Пресли)
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка довольно рано. Они удовлетворяются разными способами, и ребенок часто приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в учебных пособиях для начальной школы. Но знания, получаемые ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы. Под поступлением в школу ребенок часто начинает удовлетворять свои познавательные интересы, в отрыве от школьного обучения, что делает процесс обучения для него отчужденным и малоэффективным. Обучение же в школе целесообразно строить с учетом, этих реальных познавательных интересов детей.
Глава 2. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе
Формы и методы индивидуализации в обучении
В связи с происходящими в нашей стране переменами, процессами демократизации, информатизации общества, его ориентация на общечеловеческие ценности проблема индивидуализированного обучения стала привлекать особое внимание ученых и практиков.
В качестве теоретической основы индивидуализированного обучения выступают современные педагогические и методические идеи: гуманизация и гуманитаризация образования, личностно - деятельностный подход, развивающее обучение, коммуникативность - мотивация- индивидуализация.
При индивидуализации обучения педагоги опираются на:
отдельные свойства обучаемого, например, силу и мобильность нервной системы учащегося;
ценностные ориентации учащихся, способности к вероятностному прогнозированию, различные виды памяти, интеллектуальность;
познавательные интересы учащихся;
уровни успеваемости;
национальную специфику.
Внимание учителей к индивидуализации обучения вызвано прежде всего изменением самой организации обучения в связи с пересмотром взгляда на педагогику, на подход к учащемуся как к личности. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения.
Основные варианты индивидуализации:
Дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплекса этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам (классы, школа).
Внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы.
Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: убыстренном (акселерация), замедленном (ретардация).
Дифференциация обучения
Для организации индивидуализации учебной работы как у нас, так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов - дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).
В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено два типа классов (школ):
1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
Классы, созданные на основании дефектов в умственном развитии, рассчитаны на детей с аномальным развитием.
Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из различных индивидуальностей.
Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее - гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.
В доказательство преимуществ гомогенных классов выставляются следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различному типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше.
Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечёт за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.
Вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны. Нужно узнать уровень каждого ученика. Именно с этим вопросом о принципах выделения типологических особенностей учащихся и сталкивается в первую очередь учитель, реализующий индивидуализированный подход в обучении.
Учитель должен:
1) видеть рост ученика и учитывать его;
2) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся.
4) дифференцировать учащихся на учебные группы по:
а) отношению к учению (познавательный интерес);
б) познавательным способностям;
в) успеваемости (уровень знаний).
В идеале диагностика учебных возможностей должна проводиться специалистами-психологами, однако исследование класса может сделать и учитель. Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности. Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс можно поделить по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями: ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями: выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями: требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд «слабых». Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. (см. Приложение 2)
При условии успешной дифференциации и индивидуализации учебной работы слабоуспевающие ученики должны перейти в разряд среднеуспевающих, "средние" - стать хорошо успевающими, а последние сделаться ещё более знающими, умеющими и способными.
Кроме метода дифференциации обучения существуют также внутриклассная индивидуализация учебной работы - это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;
прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.
Внутриклассная индивидуализация учебной работы
Необходимость во внутриклассной индивидуализации тем настоятельнее, чем более разнородный класс служит объектом такой индивидуализации. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа учащихся - это такой способ учебной работы, где
1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;
2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;
3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы, учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Чаще всего такие задания используется на этапе закрепления материала.
Так же самостоятельные задания могут быть одинаковыми для всего класса, но содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается или предлагаются задания большего объема или более сложные, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);
В качестве логически завершенной единицы общения учителя с классом следует заменить традиционный урок на блок уроков, который представляет собой логическую цепочку из этапов проведения занятий по данной теме. Таких этапов десять:
1. Вводное повторение - то есть напоминание основных знаний, полученных на прошлом занятии, необходимых для усвоения нового материала. Учитель: помогает учащимся включиться в работу. Ведет диалог с классом, создает позитивное настроение, при необходимости напоминает пройденное. Задачи учителя: похвалить, направить, объяснить заново непонятую часть материала.
2. Обзор нового материала - учащимся предоставляется необходимый минимум основных знаний. Нужно, чтобы дети как можно быстрее могли перейти к самостоятельной работе, поэтому время на эту часть ограничено. Учитель: выделяет основную информацию по теме и преподносит ее в максимально понятной и удобной для запоминания форме. Должен быть готов объяснить повторно и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Ведет информационный монолог, отвечает на возникающие вопросы, дает инструктаж.
3. Практика под руководством учителя или тренинг-минимум — необходим для первичного закрепления материала. На этом этапе нарабатывается навык решения типовых задач и устраняются возникающие ошибки. Учитель ведет эвристический монолог с учащимися, моделирует проблемные ситуации, при необходимости отвечает на вопросы.
4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика учеников. Этот этап отличается тем, что разным ученикам нужен разный объем дополнительного материала. Учитель должен разбить класс на пары или на группы по изучению вопроса и организовать их работу. В обмене мнениями выступить посредником, проверить насколько дети усвоили новый материал, при необходимости оказать помощь.
Организация класса сильно меняется по мере прохождения учебного материала. Первые уроки обычно усваиваются достаточно легко и класс делится на две группы. В дальнейшем сложность восприятия материала возрастает, и почти все ученики оказываются в группах разных типов. Учитель ведет диалог с классом, моделирует различные ситуации, проводит опрос и выставляет оценки. При необходимости повторяет объяснения и дает инструктаж.
5. Ученики проверяют себя и дают самооценку своим успехам. Учитель ориентирует школьников на применение индивидуальных эталонов. Учащие должны сравнивать себя не с другими учениками, а самого себя с самим собой и учитывать насколько они сами продвинулись в понимании предмета и усвоили новое.
6. Итог занятия — определение соответствия замысла учителя с полученными результатами (знание и понимание изученного материала, применение его для решения задач, анализ пройденного, оценка).
7. Домашнее задание. Должно включать в себя задания на выбор ученика, в том числе и творческие. Домашнюю работу можно задать сразу на весь блок уроков и в трех уровнях — минимальный, общий, продвинутый.
8. Обобщающее повторение пройденного материала — этот этап помогает учащимся увидеть тему полностью и систематизировать полученные знания.
9. Контроль за усвоением полученных учащимися знаний — проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всего класса и для отдельных учеников. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.
10. Коррекция — поиск допущенных ошибок и их исправление. Ученики, отлично усвоившие тему, могут решать сложные и нестандартные задачи, или помогают другим найти ошибки и понять их причины.
Так как система проведения занятий выстраивается учителем для достижения определенных учебных целей, то при конкретной работе с классом некоторые из приведенных этапов можно объединить в один.
Следует также заметить, что коллективные методы работы органически сочетаются с групповыми и индивидуальными. Практически это осуществляется так: в начале урока учитель ставит перед всеми учениками ту или иную задачу (усвоить какие-то знания, овладеть какими-то умениями и навыками) и начинает коллективную работу со всем классом. По мере того как часть учеников овладевает содержанием материала, изучаемого фронтально, учитель дает им самостоятельные задания (работа с книгой, выполнение каких-то заданий и т.д.), а сам продолжает отрабатывать материал с остальными учащимися. После того как учитель убедился, что материал усвоен следующей группой учащихся, он предлагает им самостоятельную работу по закреплению и углублению полученных знаний, умений, навыков и продолжает заниматься с оставшимися учениками. Когда материал усвоили и они, им тоже дается самостоятельное задание (учитель в это время просматривает работы, выполняемые учениками первых двух групп). К концу урока ученики всех групп усваивают материал.
Известно, что усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке. Однако, ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета.
Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляется еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях.
Рабунский Е.С. пишет: «Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством:
1) частичной индивидуализации общеклассного домашнего задания,
2) применения индивидуальных и групповых домашних заданий,
3) применения, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций,
4) применения «текущих» индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе выполнения учащимися заданий, рассчитанных на длительную подготовку («отсроченных заданий»)».
2.4. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе
Обучение в индивидуальном темпе, пожалуй, самая старая форма индивидуализации. До возникновения классно-урочной системы использовалась именно эта форма, да и иначе не могло быть. Когда учитель занимался с каждым учеником, он неизбежно должен был считаться со скоростью его восприятия, мышления, усвоения учебного материала.
В настоящее время этот способ представляет собой сравнительно мало используемую форму индивидуализации обучения. Если курс проходится в замедленном темпе, то мы имеем дело с ретардацией, если же в убыстренном темпе - с акселерацией.
Ретардация используется при повторении курса, а также во вспомогательных школах (для детей с расстройствами слуха и зрения, олигофренов и т.д.), где в дополнении к необходимости приспосабливаться к дефектам детей учебная работа проводится в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ. С ретардацией мы имеем дело и в том случае, когда ребенок с низкой школьной зрелостью принимается в школу позже, чем это предусмотрено школьным законодательством. Школьная зрелость трактуется как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную и физическую зрелость. Таким образом, при ретардации учитывается более слабая подготовленность и более низкий уровень развития ребенка.
Повторение курсов обучения (второгодничество) задерживает развитие ребенка на целый учебный год. Его цель - заставить отстающего ученика в течение целого учебного года повторять учебные курсы, чтобы таким образом он получил возможность обучаться в следующем классе.
В школьной практике используются следующие виды акселерации: раннее поступление в школу; перескакивание через класс; формирование школ и классов с ускоренным обучением; акселерация по отдельным предметам или группам предметов.
При раннем поступлении в школу детей принимают не на основании их возраста, а на основании их более высокой школьной зрелости.
Раннее поступление в школу оправдывает себя в том случае, когда умственное развитие ребенка значительно выше среднего, а остальные компоненты - по меньшей мере нормальные. Было опровергнуто мнение, что ребенок, поступивший в школу раньше, не может приспособиться к коллективу старших его по возрасту и что это в дальнейшем может затормозить его развитие и снизить успеваемость. Но кроме умственной зрелости должны по меньшей мере соответствовать возрасту, т.е. не должны быть недоразвитыми, и другие компоненты школьной зрелости. Иначе у детей, рано поступивших в школу, могут возникнуть трудности. Умеренная акселерация, особенно в случаях одаренных детей, не только желательна, но и необходима. Оставление ребенка, достигшего школьной зрелости, в детском саду или дома из-за недогрузки его умственной сферы будет тормозить его развитие и приведет его к умственной лени, начиная уже с раннего возраста.
Перескакивание через класс - организационно наиболее удобный вид акселерации для школы, однако, не для школьника. Желающим здесь дается возможность самостоятельно усвоить учебные курсы старшего класса и тем самым пропустить этот класс. Такое перескакивание можно рекомендовать только особо одаренным учащимся в случае, если другие возможности акселерации учебной работы отсутствуют.
Школы и классы с ускоренным обучением создавались на уровне как начальной, так и средней школы. Они предназначены для более сильных по умственным способностям учащихся. Например, создавались школы, где 6-летний курс проходился за 5 лет или 8-летний - за 7 лет. В таком случае вся школа (класс) постоянно работает в более высоком темпе, чем обычная школа. Такой способ не требует от учащихся большей самостоятельности, но зато необходима большая выносливость, чтобы выдержать убыстренный темп.
С целью ускоренного прохождения отдельных предметов или групп предметов для особо способных учащихся (имеющих специальные способности в какой-то конкретной области) создаются специальные групп, которые обучаются отдельно в ускоренном темпе. Остальные предметы эти учащиеся изучают вместе со сверстниками в обычном темпе.
Ускоренное прохождение учебного предмета можно встретить и в классах с углубленным изучением отдельных предметов, где освобождающееся время используется для более глубокого изучения профилирующих предметов.
В заключение следует отметить, что различные виды акселерации в современной школьной системе заслуживают гораздо большего внимания, в особенности различного рода комбинации акселерации с другими формами индивидуализации обучения. Потому что при акселерации в результате большого умственного напряжения находят посильное применение способности учащихся, школьники выигрывают по времени и раньше получают свою академическую специальность.
Различные виды акселерации в нашей все более дифференцирующейся и гибкой школьной системе заслуживают гораздо большего внимания, в особенности различного рода комбинации акселерации с другими формами индивидуализации обучения.
2.5. Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы
В дополнении к трем основным формам индивидуализации используются также и различные их комбинации. Одной из основных возможностей в этом отношении является создание постоянных или временных относительно гомогенных групп, по любому предмету или разделу, причем учащиеся, составляющие эти группы, по остальным предметам будут заниматься в своих обычных классах. Этим достигаются сразу две цели:
преодолеваются те воспитательные и организационные недостатки, которые были присущи гомогенным классам;
одновременно здесь появляется возможность более гибко, чем в обычных классах, учитывать индивидуальные особенности учащихся.
В современном образовательном процессе предусмотрено формирование групп по интересам при преподавании факультативных курсов. Задачи факультативов - развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. Специфика факультативных курсов в индивидуализации учебной работы заключается в том, что учащиеся получают здесь более широкие и глубокие знания, чем это предусмотрено обязательной школьной программой в тех областях, которые соответствуют интересам и специальным способностям учащихся, выбравших их.
Известно, что степень податливости к педагогическим воздействиям мотивационной сферы является наиболее лабильной, в сравнении с интеллектом личности.
Целесообразно строить работу с такими детьми таким образом, чтобы они сначала, справляясь с заданиями, получали удовлетворение от самой учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может быть осуществима.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.
Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.
Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.
Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Поэтому попытка ввести индивидуализацию учения по средствам освобождения школьников от учебных предметов, которые им трудно даются, и усиление тех, которыми они легко овладевают, не может быть признана правильной с точки зрения развития личности. Задача заключается в том, чтобы дать всем школьникам систему знаний как средство их развития.
Процесс обучения представляет собой систему сменяющихся актов взаимодействия учителя и учеников. Управлять учебной деятельностью школьников - это значит определять цели, помечать задачи, осуществлять планирование, организовывать учащихся для выполнения заданий, проводить оперативный контроль, вносить коррективы в организацию учебной работы, оказывать помощь затрудняющимся, развивать способности каждого ученика, подводить итоги деятельности.
Заключение
Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение. Проведенный анализ научной литературы показал, что существует множество трактовок индивидуального подхода в обучении.
Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможность, ближайшие перспективы развития воспитуемого.
Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.
Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня) является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.
Проведенное исследование по теме реферата подтвердило, что реализация индивидуального подхода в обучение школьников – довольно сложный процесс, предполагающий правильном подборе методов, средств, приемов можно получить положительный результат, заинтересовать учащихся тем самым, улучшив уровень знаний.
Новое понимание идей индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретное задачей обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся, учится видеть в «бесспорных достижениях» и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
В реферате удалось раскрыть основные положения индивидуализации, ее психологическую составляющую и показали практическое значение, а также передали новые тенденции в современной школе и влияние его на развитие гармоничной личности. При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутриклассной дифференциации процесса обучения. Индивидуальный подход – это психолого-педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.
Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
Современный учитель должен не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.
Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.
Приложение 1
Примерная схема наблюдений за учеником (фамилия, имя), сангвиником,
стремящимся к доминированию в общении
Проявления Выводы
1 2 3
Взгляд Уверенный, часто сверху вниз. Иногда глаза ищут контакта. Завышенная самооценка, высокомерие, желание нравиться
Мимика Довольно подвижная, многообразная. Очевидно, сангвиник.
Речь Громкая, быстрая; почти всегда звучат повелительные нотки. Очевидно, сангвиник; стремится к доминированию в общении
Общительность Очень общителен, легко и быстро вступает в контакт, за короткий промежуток времени успевает переброситься фразами почти со всей группой (например, в начале или конце урока). Вероятно, сангвиник; стремится к доминированию в общении
Скорость реакции Высокая, почти всегда речевая; иногда использует междометия, сопровождая их выразительной мимикой. Вероятно, сангвиник
Посадка Непринужденная, скорее развязная, часто нога на ногу, откинувшись на спинку стула, руки в карманах. Очень самоуверен, демонстрирует силу
Стойка у доски Широко расставленные ноги; если хорошо знает урок, может скрестить руки на груди; если не уверен в себе, держит руки в карманах; становится более подвижным; редко переминается с ноги на ногу. Очень самоуверен, ищет выход из ситуации
«Контакт глаз» в учебном общении Ищет контакт практически всегда, не боится "контакта глаз" с учителем, даже если не готов к ответу; часто следит за реакцией учителя, чтобы найти выход из затруднительного положения. Очень самоуверен, ищет выход из ситуации
Поднятие руки Практически не поднимает руку, предпочитает выкрики с места; если кто-то из одноклассников отвечает, может выкриками требовать внимания к себе. Очень самоуверен, демонстрирует силу
Обращение к учителю до и после урока Обращается к учителю только перед уроком, чтобы предупредить о том, что не подготовил что-то. Самоуверен
Реализация учебно-речевой ситуации Если учебно-речевая ситуация очень нравится, то требует, чтобы учитель обязательно дал ему возможность реализовать ее перед классом. Экстраверт
Предпочитаемые учебно-речевые ситуации Динамичные учебно-речевые ситуации, в которых он играет роль лидера. Сангвиник
Отношение к письменным и устным видам работ Старается избегать письменных работ; однако, если работа оценивается, выполняет ее очень старательно; предпочитает списывать, но из учебника, а не у одноклассников (чтобы они не догадывались, что он чего-то не знает). Экстраверт
Использование черновиков при подготовке к новой учебно-речевой ситуации Предпочитает обходиться без черновиков, ему это часто удается. Экстраверт
Приложение 2
Таблица дифференциации обучения
Этап обучения Слабая группа Сильная (средняя) группа
А) подготовительная работа к усвоению нового материала 1. Консультация (аналогичный материал и несколько простых практических заданий), т.е. подготовка к овладению знаниями и умениями.
2. Домашнее задание: предварительное чтение материала, планируемого к изучению; может быть практическое задание для отработки понятий, правил, практических умений, на базе которых должна усваиваться новая тема. 1. Самостоятельная работа (постановка задачи; установление связей с другими темами);
2. Домашнее задание более объемно, содержательно.
Б) объяснение нового материала 1. Разбивка материала на мелкие части;
2. использование значительного времени при вычленении и обработке каждого из признаков изучаемого предмета;
3. Постоянный контроль. 1. Самостоятельная работа по углублению и изучению материала.
2. Четкое выделение каждого понятия; затем совокупность и взаимосвязь - выработка умения самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
В) закрепление знаний формирование умений навыков.
1. дифференциация заданий
2. дифференциация объема и количества.
3. различные условия работы: мера помощи учителя; заранее разработанные инструкции; Облегченные задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца и т.д.) Работа в замедленном темпе при заранее ограниченном объеме материала. Непосредственный контроль Подробнейшие инструкции («пошаговые», конкретными примерами) Задания на применение новых знаний; упражнения, вопросы на базе нового материала. Поставлена цель выполнить как можно больший объем задания, чтобы отработать практические навыки до "автоматизма" и подойти к общим выводам самостоятельно. Контроль поэтапный. Дан алгоритм (или перечислены основные операции).
Г) домашнее задание - типовые задания (аналогичные выполнены на уроке); дополнительные задания для ликвидации пробелов в знаниях, задания на восстановление утраченных умений и навыков. Однако необходимо не перегружать учащихся, что может вызвать отрицательную реакцию. Поэтому отбирать нужно необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях. - усложнение задания не только с применением практических знаний, но и использование теоретического материала, творчества; задания, требуемые рассуждений и анализа; чтение дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся; выделение связей с другими темами и предметами.
Д) итоговый контроль - небольшая по объему глубине (только базис); возможность использовать образцы, схемы, учебник; в самом крайнем случае (если учащийся совсем не знает, что делать, учитель может дать наводящие вопросы. Задания сложные, требующие хорошего знания теории, межпредметных знаний; использование вспомогательного материала нежелательно; полная самостоятельность при выполнении контрольной работы.
Список литературы
Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1979. - 256 с.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. - 1975. - 250 с.
Макаров С.П Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. – 1994г.-№1., с.2-10.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., -1956. - 240 с.
Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах: учебник для студентов и вузов,
обучающихся по направлениям подготовки по специальностям в обл. «Образования и педагогика» - М., 2008. - 575 с.: ил.
Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990г.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.
Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., «Академия», 2006. - 464 с.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1984. - 144 с.
Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. Научный журнал "Вопросы психологии" - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961 №2. - 45 с.
Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - 124 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учебное пособие для студентов высших спец. учебных заведений. - М., 2001. - 320 с.
Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. - Омск, 1973.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.