Проект по познавательному развитию Страна Зачем? Как? Почему


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №52» г. Чебоксары









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Чебоксары 2010 г.



Содержание проекта:



Аннотация.
Актуальность.
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Проблема
Цели и задачи
Ожидаемые результаты
Участники проекта
Ресурсное обеспечение
Этапы реализации проекта
Мониторинг
Отчет о реализации проекта
Литература.
Приложение.






























Аннотация.

Данный проект посвящен развитию у детей навыков и умений опытно - экспериментальной деятельности.
В проекте определены цели и задачи, намечены мероприятия и ожидаемые результаты. Игры, опыты, эксперименты и занятия приведены в систему в соответствии с требованиями: «Программы воспитания и обучения в детском саду ».
Для реализации задач проекта предусматривается взаимосвязь с родителями и их активное участие в мероприятиях, проводимых с детьми и оказания практической помощи в создании необходимых условий для формирования у детей навыков и умений опытно- экспериментальной деятельности.
В дошкольном учреждении экспериментирование включается основные формы деятельности: занятия, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельную деятельность дошкольника.
Подобраны и систематизированы приемы, способствующие развитию у детей мыслительных процессов, развитию познавательной активности, интереса и желания к экспериментированию.
Даны рекомендации по оснащению предметно-развивающей среды. Намечены мероприятия по работе с родителями.
Данный проект будет полезен для воспитателей средних и старших групп.



Тема: Формирование навыков и умений
опытно-экспериментальной
деятельности.



Актуальность.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; чем она дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ.
Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не жалеющих идти в школу. Что свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Анализ внешней среды.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для ребенка характерно колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. На основе анализа работ отечественных ученых Н.Поддъяков выделил два типа детской активности:1)Собственную активность ребенка, полностью определенную им сами, его внутренним состоянием; 2)Активность ребенка, стимулируемую взрослым. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально творческих способностей не позволяет ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому.


Анализ внутренней среды.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами жизни природы и необходимостью их учета собственной жизнедеятельности.
В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме, без заучивания и повторения правил и законов в формализованном виде. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно создают новый продукт- постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
В группах детского сада создана предметно развивающая среда в частности уголки экспериментирования, где дети могут самостоятельно организовать творческую познавательную деятельность. Сначала дети проводят эксперименты на специально организованных занятиях. Потом этот вид переходит в совместную и только потом в самостоятельную деятельность.
Наблюдая за детьми в своей группе, я пришла, к выводу, что нелегко утолить жажду познания у детей среднего возраста. Все чаще и чаще возникает вопрос: «Зачем?» «Как?» «Почему?». А эти вопросы требуют компетентности в различных областях окружающего нас мира, также важна форма организации познавательной деятельности. Также в группе есть дети, которые не проявляют интереса в некоторых видах деятельности и бывает трудно обратить внимание и вызвать у них интерес к интересующему предмету, явлению.
Изучая «Методику проведения учебных исследований с дошкольниками» А.И.Савенкова и опыт работы Н.А.Рыжовой, ознакомившись различными материалами, предлагаемыми в журналах по дошкольной педагогике, я пришла к выводу, что нужно вводить работу с детьми различных видах деятельности опыты и эксперименты с целью развить интерес приобретению знаний.
В начале учебного года в средней группе «Почемучки» мною была проведена диагностика с целью выявления у детей отношения к экспериментальной деятельности.
Наблюдения показали, что не все дети проявляют устойчивый интерес познавательной деятельности, некоторые малоактивны в выдвижении гипотез, не всегда понимают прблему. Есть дети, которые забывают о цели, увлакаясь процессом, ошибаются в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом), так же затрудняются сделать вывод, рассуждения формальные.
Так возникла проблема: каким образом активизировать познавательную активность детей, расширить и углубить знания и представления о явлениях и обьектах окружающего мира?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формировать у детей навыки и умения опытно – экспериментальной деятельности с целью расширения и углубления знаний и представлений о явлениях и объектах окружающего мира.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира.
Формировать у детей навыки и умения опытно- экспериментальной деятельности.
Учить детей анализировать результаты опытов, делать выводы и составлять развернутый рассказ об увиденном.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ДЕТИ:
Сформированы навыки и умения опытно- экспериментальной деятельности.
Проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Описывают происходящее и выдвигают предположения о результате.
Задают вопросы и пытаются самостоятельно на них ответить.
Самостоятельно экспериментируют.
Анализируют результаты опытов, делают выводы и составляют развернутый рассказ об увиденном.
РОДИТЕЛИ:
Имеют представления о влиянии использования опытно- экспериментальной деятельности на познавательную активность детей.
Участвуют в воспитательно - образовательном процессе.
ПЕДАГОГИ:
Используют опыт работы по опытно- экспериментальной деятельности в своей работе.
.




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Материальное:


Программно- методическое:


Мини- лаборатория.
Настольно- печатные и дидактические игры.
Плакаты, иллюстрации, картинки.
Коллекции камней, песка, земли.
Схемы, таблицы.
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
«Наш дом- природа» Н. А. Рыжова
«Ознакомление старших дошкольников с природой» Л. Ф. Павленко.
Перспективный план.








Участники проекта:
























Реализация проекта.
Этапы работы:









































Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственные

Подготовительный этап
Цель: Выявить сформированность навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности, составить перечни для отслеживания динамики усвоения материала и усложнения экспериментаторских возможностей детей.



Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с неживой природной через поисково- познавательную деятельность
Изучение передового педагогического опыта по поисково- познавательной деятельности
сентябрь, постоянно
Егорова Н.В.




Егорова Н.В.

Определение уровня знаний и умений о неживой природе
Диагностирование детей
сентябрь
Егорова Н.В.

Выявить отношение родителей к опытно- познавательной активности детей
Анкетирование родителей
октябрь
Егорова Н.В.

Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников
Анкетирование воспитателей
октябрь
Егорова Н.В.

Основной этап
Цель: Обучать детей принимать и ставить цель; видеть и выделять проблему, решать проблемы: анализировать, выделять существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы, осуществлять эксперимент; выдвигать суждения и умозаключения; фиксировать этапы действий и результаты графически.


Обеспечение условий для реализации проекта
Оформление мини-
лаборатории,
уголка
«Почемучки»
октябрь
Егорова Н.В.


Подбор экологических сказок, художественной
литературы
октябрь
Егорова Н.В.


Подбор
наглядного
материала:
-коллекция песка,
глины;
-подбор
иллюстраций;
-оформление
картотеки опытов
октябрь
Егорова Н.В.

Внедрение в воспитательный
процесс эффективных
методик по
ознакомлению
с неживой
природой
-Разработка перспективных планов;
-специально организованных занятий;
-бесед;
-целевые прогулки;
-опыты, эксперименты
Разработка методических материалов
(конспектов
занятий,
сценариев,
пособий)е
ноябрь

Егорова Н.В.


Ознакомление с неживой природой.
Цикл познавательных занятий: «Волшебница вода»
«Воздух невидимка»
«Органы чувств»
-познавательное чтение
художественной
литературы,
-экологических сказок
-речевая логическая задача
-дидактические,
-развивающие,
-творческие игры
Аудиовизуальные средства.
Праздники, развлечения:
«Праздник волшебной воды»,
Театрализованное представление «Приключения капельки»
сентябрь-
май

Егорова Н.В.


Педагогическое просвещение родителей
Родительское собрание «Развитие любознательности средствами природы»
Оформление информационных листов:
1.Досуг с ребенком на природе.
2.Коллекционирование в семье.
Проведение консультаций:
1.Роль семьи в развитии интереса ребенка к поисковой деятельности,
2.Проведение семинара-
практикума
«Организация опытов-
экспериментов в домашних условиях»
Индивидуальные беседы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию»
октябрь- март
Егорова Н.В.


Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ
Привлечение родителей к оснащению предметно-
развивающей среды
сентябрь-
май
Родители,
Егорова Н.В.


Взаимодействие с сотрудниками
Проведение семинара- практикума
«Познавание неживой природы через эксперементирование»
«Удивительная вода»
Выставка игровой и дидактического материала
ноябрь
-
апрель
Егорова Н.В.
.

Заключительный этап
Планирование дальнейшей работы посредством сравнительного анализа данных мониторинговых исследований детей и бесед с родителями воспитанников.


Оценка эффективности работы
Диагностирование детей
Анкетирование родителей
Открытый просмотр занятия
«Школа маленьких исследователей»
май

Егорова Н.В.






МОНИТОРИНГ.

Дети
Родители
Педагоги

По наблюдениям у детей сформировался устойчивый познавательный интерес к опытно – экспериментальной деятельности 51%, в большинстве случаев проявляют активный познавательный интерес 49%.
Научились выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения широко используя аргументации и доказательства43%.
Самостоятельно планируют предстоящую деятельность 39%.
Действуют планомерно, помнят о цели работы на протяжении всей деятельности, доводят дело до конца 47%.
Формируют в речи достигнутые результаты, замечают неполное соответствие полученного результата о гипотезе; способны устанавливать причинные связи, делают выводы 47%.
Активно участвуют в оснащении мини- лаборатории.
41% - включились в совместную опытно- экспериментальную деятельность
29% - проявляют заинтересованность
24% - одобряют деятельность ребенка
6% - оказывают эмоциональную поддержку.

Имеют опыт работы по опытно – экспериментальной деятельности.


Отчет о реализации проекта.
Ребенок- дошкольник активно стремится узнать об окружающем мире как можно больше. Помощь ему в этом, направить и развить его любознательность- одна из задач педагога- воспитателя.
Приступив к работе в МДОУ «Д/с № 52 «Солнечная полянка», я заметила повышенный интерес детей к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования с детьми, к долгосрочным наблюдениям.
Такой интерес к экспериментальной работе привел к необходимости углубленной работы в этом направлении. Я решила начать работу по формированию у детей навыков и умений опытно- экспериментальной деятельности.
Работу над проектом я начала с изучения и анализа опыта работ
Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», Л. Ф. Павленко «В гармонии с природой», С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры дошкольника». Богатый и насыщенный материал позволил мне выбирать, варьировать, проявлять свою творческую активность в разработке проекта под названием «СТРАНА- ЗАЧЕМ? КАК? ПОЧЕМУ?». Вместе с родителями мы решили назвать группу «Почемучки», создать в группе мини- лабораторию. На основе занятий с экспериментальной деятельностью были выявлены те знания и умения, которые дошкольники должны приобрести и составлены их перечни для отслеживания динамики усвоения материала и усложнения экспериментаторских возможностей детей.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке проводятся долгосрочные наблюдения – эксперименты. Здесь же дети могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.
Для проведения эксперимента самостоятельно и в полном объеме ребенок должен уметь управлять своими органами чувств и уметь анализировать полученные с их помощью сведения, уметь выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы – все это достигается в предварительной комплексной работе в различных видах деятельности, а также благодаря тренинговым играм и заданиям, проводимым как на занятиях, так и в свободное время.
Для популяризации детского экспериментирования был необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям были предложены примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду в разных возрастных группах. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении развивающей предметной среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.
Для повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а так же организованы консультации, посещение занятий мастер-классов, наблюдение за детьми во время свободной экспериментаторской деятельностью.
При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбор методов отслеживания результативности данной работы.
Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение структурных компонентов деятельности экспериментирования и тех характеристик, которые определяются как "ряд навыков деятельности".
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; высказывать суждения, делать выводы и умозаключения; фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не количественные, а качественные показатели, причем, важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Какие же показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
Во-вторых, важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделим такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс её реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях - то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.
Наиболее подходящей к данным требованиям оказалась диагностика уровня овладения экспериментальной деятельностью, разработанная Прохоровой Л.И. и Менщиковой Л.Н. На ее основе была составлена диагностическая таблица.
ДИАГНОСТИКА
овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.


Фамилия
Отношение к экспериментальной деятельности
Целеполагание
Планирова-ние
Реализация
Рефлексия
Итог


Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К

1 Денис
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 Аня А.
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

3 Вова
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

4Прасковья
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5 Саша К.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 Саша Ч.
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1

7 Сева
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1

8 Данил
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

9 Кирилл
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

10 Илья
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

11 Полина
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

12Гриша С.
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

13Гриша Ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14 Ульяна
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15 Ксюша
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16 Аня С.
1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2

17 Рома
0
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
1

18 Борис
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1

19 Сергей
0
1
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1

20 Артем
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

21 Надя
1
2
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2

22 Юля
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1

23 Максим
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1

Н- начало год, К- конец года.
Диагностика разработана: Л. И. Прохоровой и Л. Н. Менщиковой.
Динамика освоения детьми опытно- экспериментальной деятельности.

Показатели
(уровень)
Начало
года
Конец
года
Динамика


кол-во
%
кол-во
%
%

Высокий
0
0
10
43
43

Средний
17
76
13
57
33

Низкий
6
24
0
0
24


Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребёнка.
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.



Библиография.

1. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду».- М.: Сфера, 2005г.
2. Рыжова Н. А. «Наш дом- природа» Н. А. Рыжова
3. Павленко Л. Ф. «Ознакомление старших дошкольников с природой»
Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
4. Короткова Н. Организация поисково- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание.- 2002.- № 1.- С.42-47.
5. Поддьяков Н.Н. и другие. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 192 с.: ил. – (Б-ка воспитателя дет. Сада).
6. Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности. //Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.- с. 56-58.
7. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: просвещение, 1992. – 96 с.: ил.
8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./О.В.Дыбина (отв. Ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).
9 Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
.








13PAGE 15


13PAGE 141915




Педагоги


Родители


Дети
средней
группы
«Почемучки»


То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!


Воспитатель
второй категории
Егорова Н. В.











ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП










ОСНОВНОЙ
ЭТАП






ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП