Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику Л.М.Рыбченковой,О.М.Александровой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
Регулятивные:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- преобразование практической задачи в познавательную;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- формирование умения ставить учебную задачу;
- контроль и самоконтроль учебных действий;
- осуществлять поиск необходимой информации;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик;
- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;
- правилом при создании речевого высказывания;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
- руководствовать правилом при создании речевого высказывания;
- выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- способствовать развитию умения самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познавательные:
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- давать определение понятиям;
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;
- развитие умения классифицировать явления;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выделять существенную информацию из читаемых текстов;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- владеть основами смыслового чтения текста;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- ориентироваться в учебнике с большой долей самостоятельности;
- соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала;
- осуществлять рефлексию способов и условий действия.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- ориентироваться на разнообразие способов решения лингвистических задач.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать и уважать разные мнения;
- построение фраз с использованием лингвистических терминов;
- строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения;
- умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
- рефлексия своих действий;
- формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение;
- определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формулировать собственное мнение;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- уметь задавать уточняющие вопросы;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать текст ответа;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
Предметными результатами освоения программы по русскому(родному) языку в 6 классе являются:
Ученик научится (задания базового уровня - выносятся на итоговую оценку)
Ученик получит возможность научиться (задания повышенного уровня - частично могут включаться в материалы итогового контроля)
Речь и речевое общение
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информа-ции); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жан-ров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекс-товую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противополож-ные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.Говорение
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. • писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявле-ние) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соот-ветствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литера-туры с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязы- ковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка. • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. • анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. • анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
№ п/п Название раздела (содержание раздела) Количество часов
1. Введение 6
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.
2. Морфемика, словообразование, орфография ( Р/р 1ч., соч. 1, дикт. 1) 22
Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова. Понятие об этимологии. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Буквыо-а в корнях -гор-/-гар-, зор-/-зар-, -раст-/-рос-.Правописание приставок пре-/при-. Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
3. Лексикология, орфография. Культура речи (соч. 4ч, изл. 1ч, дикт.1ч) 39
Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе. Понятие об общеязыковых и художественных метафорах. Лексические выразительные средства. Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Повторение темы «Лексикология».
4. Грамматика.Морфология,орфография,культура речи. Имя существительное (Р/р 1ч, дикт. 1ч. ) 20
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные. Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих. Повторение темы «Имя существительное»
Имя прилагательное ( Р/р 1ч, соч. 1ч, изл. 1ч, дикт. 1ч.) 28
Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Од- на и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск- Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Описание как тип речи. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. Повторение темы «Имя прилагательное»
Имя числительное (Р/р 1ч, соч. 1ч, дикт .1ч) 18
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных. Разряды количественных числительных. Дробные и собирательные числительные. Синтаксическая функция числительных в предложении. Морфологический разбор имени числительного. Повторение темы «Имя числительное»
7 Местоимение(Р/р 2ч, соч. 4ч, дикт.1) 25
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимений. Повторение темы «Местоимение»
Глагол (Р/р 2ч, соч. 2ч, дикт. 1ч)
29
Глагол. Повторение изученного в 5 классе. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.
Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Рассказ о событии.
5. Синтаксис, пунктуация, культура речи (Р/р 1ч,соч. 2ч, дикт.2ч,.) 16
Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи»
Итого 204 ч. (дикт. 9ч. р/р 11 ч., соч.14ч.,изл. 3ч.)
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п Разделы программы Кол-во часов Из них
Соч. Изл. Р/р контрол. работы, диктанты
1 Введение. 6 2 Морфемика, словообразование, культура речи. 22 1 1 1
3 Лексикология, орфография, культура речи. 39 4 2 1
4 Грамматика. Морфология, орфография, культура речи. Имя существительное. 20 2 1
Имя прилагательное. 28 1 2 1
Имя числительное. 18 1 1 1
Местоимение. 25 4 2 1
Глагол. 29 2 2 1
5 Синтаксис, пунктуация, культура речи. 16 2 1 2
Всего: 204 14 3 11 9
Тематическое планирование
№ урока Содержание программного материала Кол-во часов Дата план Дата факт
Введение
1 Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 1 2 Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 1 3 Текст и его признаки. §3
1 4 Практическая работа по тексту упр.16 «Сказка про солнечного зайчика» 1 5 Орфоэпические нормы. §4
1 6 Основные правила произношения гласных и согласных звуков. 1 Морфемика, словообразование, орфография. 7 Морфема-значимая часть слова.
1 8 Состав слова. §5
1 9 РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34). 1 10 Основные способы образования слов в русском языке. §6 1 11 Словообразовательная пара.
1 12 Словообразовательная цепочка.
1 13 Сложные слова. §7
1 14 Сложносокращённые слова.
1 15 Понятие об этимологии. §8
1 16 Морфемный разбор слова. §9
1 17 Словообразовательный разбор слова.
1 18 РР Сочинение на лингвистическую тему.
1 19 Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-.§10
1 20 Буквы О и А в корнях -зор-/-зар-.§10
1 21 Буквы О и А в корнях -раст-/-рос-. §10
1 22 Условия выбора гласных в приставках пре-/при.
1 23 Правописание приставок пре-/при- §11
1 24 Трудные случаи правописания приставок пре-/при
. 1 25 Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». 1 26 Тестирование по теме. Стартовый контроль.
1 27 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 28 Работа над ошибками.
1 Лексикология, орфография, культура речи. 29 Орфография. Повторение изученного в V классе. §13 1 30 Лексика. Повторениеизученного в V классе. §13
1 31 РР Подготовка к написанию сочинения о народном промысле. 1 32 РР Сочинение-рассказ о народном промысле.
1 33 Метафора. §14
1 34 Общеязыковые и художественные метафоры.
1 35 Лексические выразительные средства. §15
1 36 Олицетворение. Эпитет. §15
1 37 РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). 1 38 Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-.
1 40 Чередование гласных в корнях -твар-/-твор-.
1 41 Чередование гласных в корнях-равн-/-ровн-.1 42 Исконно русские слова. §17
1 43 Заимствованные слова. §18
1 44 Признаки заимствования слов
1 45 Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 1 46 Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. §19 1 47 Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы. §20 1 48 Неологизмы. §20
1 49 Общеупотребительные слова. §21
1 50 Лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. §21 1 51 Профессионализмы. §22
1 52 Термины. §22
1 53 Жаргонизмы. §23
1 54 Стилистически нейтральные слова.§24
1 55 Книжная лексика. §24
1 56 Стилистические пласты лексики.§25
1 57 Разговорная лексика. §25
1 58 РР Сочинение-рассуждение.
1 59 Фразеологизмы.§26
1 60 Источники фразеологизмов.§26
1 61 Фразеологизмы нейтральные. §27
1 62 Стилистически окрашенные фразеологизмы. §27
1 63 РР Подготовка к сжатому изложению.
1 64 РР Написание сжатого изложения.
1 65 Повторение темы «Лексикология».
1 66 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 67 Работа над ошибками.
1 Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. 68 Части речи в русском языке. §29
1 69 Имя существительное как часть речи. §30
1 70 Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. §30 1 71 Разносклоняемые имена существительные. §31
1 72 Несклоняемые имена существительные. §31
1 73 Имена существительные общего рода.
1 74 Морфологический разбор имени существительного. §33 1 75 РР Стиль текста( упр.253, 254).
1 76 Суффиксальный способ образования имён существительных.§34 1 77 Приставочный способ образования имён существительных.§34 1 78 Приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных.§34 1 79 Имена существительные, образованные способом сложения.§34 1 80 Сложносокращённые имена существительные. §35
1 81 Правописание сложных и сложносокращённых существительных. §35 1 82 Правописание гласных в суффиксах имён существительных.§36 1 83 Правописание суффиксов –ек/-ик-.§36
1 84 Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах имён существительных. §36 1 85 Повторение темы «Имя существительное». §37
1 86 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 87 Работа над ошибками.
1 Имя прилагательное. 88 Имя прилагательное как часть речи. §38
1 89 Повторение правописания не с прилагательным.
1 90 Р/Р Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). 1 91 Составление текста-описания по картине
Н.Е.Рачкова «Девочка с ягодами». 1 92 Степени сравнения имён прилагательных. Простая сравнительная степень. §39 1 93 Степени сравнения имён прилагательных. Составная сравнительная степень. §39 1 94 Степени сравнения имён прилагательных. Простая превосходная степень. §40 1 95 Степени сравнения имён прилагательных. Составная превосходная степень. §40 1 96 РР Сжатое изложение ( упр. 303-304). 1 97 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 1 98 Употребление качественных прилагательных. §41
1 99 Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 1 100 Употребление относительных прилагательных. §42 1 101 Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 1 102 Употребление относительных и притяжательных прилагательных в значении качественных. 1 103 Морфологический разбор имени прилагательного. §44 1 104 Словообразование имён прилагательных.
1 105 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. 1 106 Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 1 107 Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. §46 1 108 Правописание букв н и нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных. §46 1 109 Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 1 110 Словообразование имён прилагательных. §48
1 111 Правописание сложных прилагательных. §48 1 112-113 РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 2 114 Повторение темы «Имя прилагательное». §50
1 115 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 116 Работа над ошибками.
1 Имя числительное. 117 Имя числительное как часть речи. §51
1 118 Простые, сложные и составные числительные. §52 1 119 Количественные и порядковые числительные. §53 1 120 Написание ь в количественных числительных. §53 1 121 Правописание порядковых числительных. §53 1 122 РР Роль числительных в тексте (упр.385). 1 123 Склонение количественных числительных. §54 3 124 Склонение порядковых числительных. §54 125 Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 1 126 Склонение дробных числительных. §55 1 127 Склонение и употребление собирательных числительных. §55 1 128 РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). 1 129 Синтаксическая роль числительных в предложении. 1 130 Лексические способы сокращения текста. 1 131 Морфологический разбор числительного. §57 1 132 Повторение темы «Имя числительное». §58 1 133 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 134 Работа над ошибками 1 Местоимение. 135 Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 1 136 Личные местоимения. §60 1 137 Склонение личных местоимений §60 1 138 РР Приёмы сжатия текста. §60 1 139 Возвратное местоимение себя.§61 1 140 Притяжательные местоимения. §62 1 141 Употребление притяжательных местоимений. §62 1 142-143 РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). 2 144 Указательные местоимения. §63 1 145 Определительные местоимения. §64 1 146 РР Текст. Логика текста (упр.460). 1 147 Вопросительно- относительные местоимения. §65 1 148 Грамматические признаки вопросительно- относительных местоимений. §65 1 149 Неопределённые местоимения. §66 1 150 Правописание неопределённых местоимений. §66 1 151 Отрицательные местоимения. §67 1 152 Правописание отрицательных местоимений. §67 1 153 Морфологический разбор местоимения. §68 1 154 РР Подготовка к сочинению – описанию картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). 1 155 РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491). 1 156 Повторение темы «Местоимение». §69 1 157 Тестирование по теме «Местоимение». 1 158 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 159 Работа над ошибками 1 Глагол. 160 Глагол. §70 1 161 Словообразование глаголов. §70 1 162 Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 1 163 Разноспрягаемые глаголы. §72 1 164 Переходные и непереходные глаголы. §73 1 165 Возвратные глаголы. §73 1 166 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 1 168 Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. §74 1 169 Условное наклонение. §75 1 170 РР Подготовка и написание сочинения-рассуждения по упр. 540. 1 171 Повелительное наклонение. §76 1 172 Изменение форм повелительного наклонения. §76 1 173 Правописание форм повелительного наклонения глаголов. §76 1 174 Различие форм повелительного и изъявительного наклонения 2-го лица мн.ч. §76 1 175 РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552). 2 176 Употребление наклонений. §77 1 177 Безличные глаголы. §78 1 178 Значение и грамматические особенности безличных глаголов. §78 1 179 Употребление безличных глаголов в тексте. §78 1 180 Морфологический разбор глагола. §79 1 181 Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 3 182 Правописание суффиксов –ыва-(-ива-) и –ова-(-ева-). §80 1 183 Правописание гласных перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени. §80 1 184
РР Рассказ о событии. §81 1 185 Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» 1 186
Повторение темы «Глагол». §82 1 187 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 188
Работа над ошибками. 1 Синтаксис, пунктуация, культура речи. 189
Основные единицы синтаксиса. §83 1 190
Простое предложение.§84 1 191
Диалог. §84 1 192 РР Подготовка и написание сочинения-описания по картине А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). 1 193 Порядок слов в предложении. §85 1 194 Простое осложнённое предложение. §86 1 195 Вводные слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. §86 1 196
РР Рассуждение. §87 1 197
Сложное предложение. §88 1 198
Виды сложных предложений. §88 1 199 Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 1 200 Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 1 201 •Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 202
Работа над ошибками. 1 203-204
Резервный урок 2