Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему Птичья столовая


Министерство образования и науки РФ
Министерство образования и науки Самарской области
Юго-западное управление министерства образования и науки Самарской области
ГБОУ ООШ с. Абашево
Урок
по окружающему миру в 1 классе
«Птичья столовая»
( УМК «Начальная школа XXI века»)


Выполнил: учитель начальных классов
ГБОУ ООШ с. Абашево
Борисова Елена Александровна
План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема урока: «Птичья столовая»
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- электронная презентация «Покормите птиц зимой»;
- учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», М.: Вентана-Граф, 2013 г., УМК «Начальная школа XXI века»;
- рабочая тетрадь Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.: Вентана-Граф, 2014 г.;
- образец кормушки;
- смайлики; карточки для птичьего меню;
- ноутбуки на каждой парте.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся:
фронтальная
групповая
индивидуальная
в парах
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия Время
1. Организационный момент
Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать. Слушают стихотворение Регулятивные УУД:
- организация своего рабочего места
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности. 1 минута.
На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
- Читает стихотворение под музыкальное сопровождение.
Ночью в полях,
под напевы метели.Дремлют, качаясь березы и ели:Месяц меж тучек над полем сияет, -Бледная тень набегает и тает:Снится мне ночью: меж белых березБродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин
- Организует диалог.
- Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес.
- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц)
- Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?
- А кто из вас может назвать их?
- Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края?
- А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности?
-Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать?
- А почему их так называют?
- Как живётся им зимой?
- Какую пользу приносят птицы?
- Да, без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Слушание и осмысление стихотворения
Отвечают:
- Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
- Перелётные.
- Скворцы, ласточки, грачи и т.д.
- Они не приспособлены к холодам и для них зимой нет корма.
- Воробьи, синицы, вороны и т.д.
- Зимующие.
- Они не улетают зимой в тёплые края.
- Трудно, голодно, холодно.
- Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых.
- О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;
- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).Коммуникативные УУД:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД:
- проявление интереса к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3 минуты.
На данном этапе используется фронтальная форма работы.
Формулируется тема и цель урока.
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала
- Ребята, а это что за птица?
Трещала, с самого утра
Пор-р-ра! Пор-р-ра.
А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит….
- Расскажите стихотворение «Сорок сорок» наизусть
- Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот птицы и решили собрать лесное собрание.
- Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам?
Ну, тогда в путь. Отвечают:
- Сорока
Рассказывают стихотворение
Отвечают: да! Личностные УУД:
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
1 минута.
На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности.
4.Изучение нового материала.
- Давайте послушаем, что они говорят. Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему?
Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать?
Правильно.
Например, воробьи.(показ слайда)
Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев.
Или синички и поползни (показ слайда), они почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д.
- Сообщает новую информацию о птицах
- Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся. Отвечают на вопросы учителя.
- Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом.
- Мы должны им помогать, подкармливать.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- дополнение и расширение имеющихся знаний;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
7 минут.
На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами. Использовала словесные, наглядные методы обучения.
5. Физминутка(под музыку) Показ движений учителем.
Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать.
В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. А внизу леса, поля –Расстилается земля.
Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. Повторяют движения за учителем.
- (Дети машут руками, словно крыльями)- (Дети машут руками интенсивнее)
- (Потягивание – руки вверх)- (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
- (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)- (Дети встают и машут «крыльями»)
- (Дети садятся за столы) Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. 3 минуты.
Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока.
6. Изучение нового материала. - А сейчас давайте подумаем, чем же можно подкормить птиц?
Слайды «Как мы можем помочь птицам зимой»?
Показывает и комментирует слайды Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос, чем подкормить птиц
Познавательные УУД:
- чтение и слушание;
- умение извлекать нужную информацию;
- дополнение и расширение имеющихся знаний 3 минуты.
При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями выбора корма для птиц.
7. Применение полученных знаний
8. Практическая работа.
- Ребята, давайте составим меню для птиц. Что бы они заказали себе на обед?
(Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки).
- Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм?
1)    Вводная беседа.
-  Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся : пустая коробка из-под сока, ножницы, бечевка или шпагат.  Посмотрите внимательно на выставку кормушек (слайд).
- Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек  нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто  не хватает на это времени.
И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца).
2)    Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами.
3)    Анализ предстоящей работы.
- Рассмотрите образец кормушки.
- Из каких частей состоит кормушка.
- Из каких материалов сделана кормушка.
4) Изготовление кормушки под руководством учителя.
- Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет.  Работа у доски.
«Составляют птичье меню»
Дети объясняют свой выбор.
- В кормушку.
- Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки.
Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами.
- Коробка из-под сока и верёвка.
Дети выставляют свои кормушки на столик. Познавательные УУД:
- отбирать информацию.
Коммуникативные УУД:
-аргументировать свою позицию;
- участвовать в диалоге на уроке
Предметные:
- получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД:
- осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.
4 минуты.
На этом этапе урока использовала коллективную форму работы. Закрепили знания по выбору корма для птиц.
10 минут.
На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану изготавливали кормушку для птиц своими руками.
9. Обобщение полученных знаний. - А сейчас я вам предлагаю проверить свои знания, выполнив тесты.
Тесты в ноутбуках:
1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (-)2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)- Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. Ученики в ноутбуках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "-", если ответ неверный.
Рядом сидящий в это время выполняет задания в рабочей тетради. Потом меняются, идёт взаимопроверка.
Взаимопроверка выполненного задания в парах.
Регулятивные УУД:
- применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. 4 минуты.
На этом этапе урока при помощи компьютера обобщаются полученные знания. Использована индивидуальная форма работы и взаимопроверка в парах.
10. Рефлексия. - Вот и подошёл к концу наш урок. - Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему? Оценивают свою работу. Регулятивные УУД:
- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. 2 минуты.
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
11. Домашнее задание. - Вместе со взрослыми после уроков развесьте кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте подкладывать корм постоянно. 1 минута.
12. Итог урока. - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?- Что показалось вам наиболее интересным?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Прикрепите свои смайлики настроения на «Дерево познания»
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
Спасибо за урок! Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.Личностные УУД:
- понимают значение знаний для человека и принимают его.
1 минута.