Занятие военно-патриотического клуба Юный спасатель -Строевая подготовка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Общеобразовательный центр»с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы
-Центр «Развитие»




УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
МЦ «РАЗВИТИЕ»

_________________Г. В. Лопатина.
________________200 _ г.

Урок занятия клуба
«Юный спасатель»
на тему: «Строи и управление ими»
Строевая подготовка









Педагог дополнительного
образования: Никонов В.А.
2014.-2015учебный год.





СОДЕРЖАНИЕ
1.Тема занятия......Строи и управление ими .3
2.Цель занятия.........................................................................................................................................................3
3.Задачи занятия......................................................................................................................................................3
4.Учебно-методическое обеспечение................................................................................................................3
5.План занятия........................................................................................................................................................3
6.Ход занятия..........................................................................................................................................................4
7. Значение строевой подготовки. Строевой строй Вооруженных сил РФ...................................................4
8.Строи и их элементы........................................................................................................................................5
9.Предварительные и исполнительные команды.............................................................................................8
10.Обязанности военнослужащих перед построением и в строю..
11.Игровая пауза.Блиц-турнир(Релаксация)....................................................................................................9.
12.Перестроение из одной шеренги в две и обратно.......................................................................................9
13.Закрепление материала................................................................................................................................10
14.Подведение итогов.......................................................................................................................................10
15. Список литературы.....................................................................................................................................11
Разработка занятия на тему
«Строевая подготовка».

Тема занятия:
Строи и управления ими.
Цели занятия:
повторить и углубить полученные учащимися ранее знания о строях, их элементах и порядке управления ими;
ознакомить учащихся с обязанностями солдат перед построением и в строю;
объяснить порядок подачи и выполнения команд в строю, а также перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Задачи:
повторить всё, что учащиеся знают о строе;
рассмотреть виды и элементы строя;
разъяснить и освоить порядок выполнения команд и перестроений в строю.
Учебно-методическое обеспечение:
Строевой устав Вооружённых сил РФ;
рисунки на плакатах,
учебник для учащихся 10класса общеобразовательных учреждений « Основы безопасности жизнедеятельности», А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев.
План:
1.Значение строевой подготовки. Строевой устав Вооружённых сил РФ.
2.Строи и их элементы.
3.Предварительные и исполнительные команды.
4.Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
5.Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
6.Закрепление материала.
7.Подведение итогов.


Ход занятия
Учащиеся выстраиваются в одношереножном строю. .=== Принимаю рапорт и проверяю внешний вид учащихся, объявляю тему, цели и задач урока, обращая внимание учащихся на то, что с некоторыми вопросами, о которых пойдёт речь, они уже знакомы, так как на уроках, посвящённых основам военной службы, используются элементы строевой выучки. Теперь предстоит повторить и углубить полученные ранее знания. Затем задаю вопрос: :как называется строй, в котором вы стоите?
Учащиеся. Одношереножный.
----- А строй в две шеренги.
Учащиеся. Двухшереножный.
-------- Правильно. А теперь приготовьтесь выполнить мою команду. Середина-ученик Иванов. Отделение, от средины разом-КНИСЬ!
Учащиеся выполняют команду.
--------- Как теперь называется ваш строй?
Учащиеся. Разомкнутый.
--------- Отделение, к средине сом-КНИСЬ! Как теперь называется ваш строй?
Учащиеся. Сомкнутый.
-------- А сейчас, внимание, новый материал.

Значение строевой подготовки. Строевой устав Вооружённых сил РФ.
Строевая выучка занимает в воинской жизни особое место как один из видов подготовки и комплекс норм и требований к действиям военнослужащих в самых разных условиях повседневной жизни, ратной учёбы и в бою. Она обладает большим воспитательным потенциалом, непосредственно связана с воинской этикой и эстетикой армейской и флотской службы. Уставным приветствием сослуживцев и старших по званию воин демонстрирует своё уважение к ним.. Чёткое ,молодцеватое, слаженное выполнение строевых приёмов придаёт особую красоту и торжественность воинским ритуалам. Военная история даёт множество примеров того, сколь велико значение построения войск. Так фаланга, известная с Троянской войны (около середины 13в.до.н.э.),благодаря Александру Македонскому(356-323гг.),приобрела репутацию непобедимой в те времена ударной силы. Развитие огнестрельного оружия заставило преобразовать пеший боевой порядок из колонн и атакующих линий в цепь, что повысило значимость умения каждого солдата быстро и точно выполнять команды. В Российской армии говорят: «Без строя нет победы! Красив в строю –силён в бою!».На войне от умения быстрее и лучше, чем противник, выполнять команды, действовать в составе отделения ,взвода, экипажа танка или БМП, расчёта орудия, ракетной установки зависят исход боя и жизни солдат. Всему этому нужно настойчиво учиться.
Строевая подготовка включает одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание подразделений; строевые смотры подразделений и частей; способы передвижения военнослужащих на поле боя.(преподаватель кратко комментирует каждый из перечисленных пунктов)
Готовя подразделения к слаженным действиям в различных строях ,строевая подготовка служит одной из основ успеха тактической подготовки. Она также выполняет важные воспитательные функции - формирует у военнослужащих выправку, привычку поддерживать образцовый внешний вид, дисциплинированность,подтянутость,расторопность,ловкость,выдержку. Строевая подготовка осуществляется как на специальных занятиях, так и повседневной жизни солдат и офицеров в соответствии с требованиями Строевого устава Вооружённых сил Российской Федерации. Он определяет строевые приёмы и движения, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, выноса Государственного флага РФ и Боевого знамени воинской части, обязанности военнослужащих перед построением и в строю, требования к их строевому обучению, способы передвижения на поле боя и действия при внезапном нападении противника. Им руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и военных образовательных учреждений Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов России, а также граждане, призванные на военные сборы.
Запомните: строевая выправка – это не только молодцеватый, подтянутый внешний вид, но и дисциплинированность, способность чётко действовать вне строя и в строю.

Строи и их элементы.
----------
Строй – установленное Строевым уставом Вооружённых сил РФ размещении
военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
--------- Как вы считаете, можно ли назвать строем солдатский хор? Ведь каждый его
участник размещается в соответствии с определённым ему местом..
Учащиеся высказывают свои мнения.
---------- Хор нельзя назвать строем, потому что такое размещение не установлено Строевым уставом. Рассмотрим элементы строя с помощью иллюстрации (рис.1). Найдите в строевом уставе: что такое шеренга?

Рис.1 Одношереножный строй (шеренга) и его элементы
Учащиеся. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
------------ А как называется строй, в котором аналогично - на одной линии одна возле другой - расположены машины воинского подразделения.
Учащиеся. Линия машин.
----------- Рассмотрим элементы строя.
Учащиеся по очереди называют определения.
Фланг - правая или (левая) оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.
Фронт-сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины лобовой частью).
Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.
Интервал-расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
Ширина строя-расстояния между флангами.
----------- Когда военнослужащие одной шеренги располагаются в затылок военнослужащим другой шеренги, они образуют двухшереножный строй. (Рис.2)

Рис.2 Двухшереножный строй и его элементы
------------ Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Ребята поясните слово ряд.
Учащиеся. Ряд-два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
-------------- Правильно. Нужно также помнить, что при повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу. В начале урока вы выполнили команду «Разом-КНИСЬ!» Вы знаете, что одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми. Чем отличаются интервалы в них?
Учащиеся.
В сомкнутом строю интервалы между военнослужащими в шеренгах равны ширине ладони между их локтями,
а в разомкнутом – одному шагу или же другой величине, указанной командиром. А как называется расстояние в глубину между военнослужащими (машинами),подразделениями и воинскими частями?
Учащиеся. Дистанция.
------------ На какой дистанции друг от друга располагаются шеренги двухшереножного строя?
Учащиеся.На дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего ).
--------- Военнослужащие могут быть построены не только в шеренгу, но и в колонну. Чем отличается это построение ?
Учащиеся. Расположение в шеренге – на одной линии.
Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены друг другу в затылок, а подразделения(машины)-одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.
-------------- Какие могут быть колонны?
Учащиеся. Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
------------- Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в
развёрнутый или походный строй.
------------- Давайте выясним: чем отличается развёрнутый строй от походного?
Учащиеся.
Развёрнутый - строй, в котором все подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном строю или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн. А в походном строю подразделения в колоннах построены одно за другим.
------------- Развёрнутый строй, как правило, применяется для проверок, расчётов, смотров, парадов, а походный - для передвижения подразделений, прохождения торжественным маршем, с песней и в других случаях. Объясните понятие «глубина строя» применительно к действиям в пешем порядке и на технике. (Рис.3)


Рис.3 Походный строй
Учащиеся. Глубина строя - расстояние от первой шеренги(впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего),а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин(впереди стоящей машины)до последней линии машин(позади стоящей машины).
-------------- Направляющий и замыкающий в походном строю. Уточните эти понятия.?
Учащиеся. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина),движущийся головным, а замыкающий - последним в колонне.
Предварительные и исполнительные команды.
--------------- Командиры управляют строем командами и приказаниями, которые подаются голосом, сигналами и личным примером, передаются с помощью технических и подвижных средств, по колонне могут передаваться через командиров подразделений (старших машин)и назначенных наблюдателей. Команды делятся на предварительные и исполнительные.
Предварительная команда. привлекает внимание военнослужащих и означает, что за ней последует исполнительная команда ,требующая от них немедленных действий. По всякой предварительной команде военнослужащие в строю принимают строевую стойку, вне его поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку, а в движении переходят на строевой шаг. При выполнении приёмов с оружием в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звания и фамилии военнослужащего: «Взвод, СТОЙ!»или Рядовой Иванов, напра-ВО!» По исполнительной команде военнослужащие немедленно и точно исполняют её. Найдите предварительную и исполнительную команды в словосочетании : «Отделение, СТОЙ!»
Учащиеся отвечают на вопрос.
-------------- Прислушайтесь: чем отличается подача этих команд? «Отделение». Как она подаётся?
Учащиеся. Отчётливо, громко, отрывисто и чётко.
----------------. Чтобы отменить или прекратить выполнения приёма, подаётся команда
«ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение которое было до выполнения приёма.
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
---------------- Рассказываю, а заранее подготовленный ученик демонстрирует и имитирует
соответствующие действия.
Военнослужащий обязан :
проверить исправность закреплённых за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
знать своё место в строю, уметь быстро, без суеты занять его;
в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;
соблюдать требования безопасности;
не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить;
быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять ,не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и чётко;
Игровая пауза-Блиц-турнир.(Вопрос-Ответ)2-3мин.(Релаксация).
1. «Максим 12.Зимой не холодно, а летом не жарко.?
2. «Катюша»? 13.Укороченная облегчённая винтовка?(карабин)
3 «Скатка»? 14.С ним или на нём?(Щит)
4 «Мушка»? 15.И,один в поле воин?(Разведчик)
5. «Редут»? 16.Тяжело в ученье ,легко в бою.(Суворов)
6. «Деньщик»? 17.Плох тот солдат, который не мечтает-------?(стать генералом)
7. «БТР» 18.Назови богатырей в поединке перед Куликовской битвой.
8. «БМП» ( Пересвет и Челубей )
9. «Калашников»? 19.Бьют не числом ,а умением.(Суворов).
10. «Т-34» 20.За одного битого двух не битых дают.(Суворов)
11. «МИГ-25»

Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
------------------ -Для перестроения из одной шеренги в две шеренги производиться расчёт.
Как правильно производится расчёт?
Учащиеся. Расчёт начинается с правого фланга: каждый военнослужащий, быстро поворачивая голову к стоящему слева от него военнослужащему, называет свой номер и быстро ставит голову прямо; левофланговый голову не поворачивает.
--------------- Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две производится по команде
«Отделение, в две шеренги - СТРОЙСЯ!» По исполнительной команде вторые номера по первому счёту делают с левой ноги шаг назад, по второму счёту, не приставляя правой ноги, шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, с третьим счётом приставляют левую ногу. Перестроение в одну шеренгу производится в обратном порядке.

Закрепление материала.
------------- Назначаю одного из учащихся на роль командира, учащихся - на роли солдат отделения и ставлю задачу: подать и выполнить команду на построение и перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Один из учеников, в роли командира отделения, подаёт команду: «Отделение, в одну шеренгу становись!» Учащиеся, вызванные преподавателем, выполняют команду. Затем класс анализирует выполненные действия, выясняет: могли ли назначенные учащиеся правильно выполнить команду без предварительно подготовки?
-------------- Предлагаю действующему в роли командира отделения подать команду ученику Иванову выйти из строя. Класс оценивает и обсуждает, как подана команда и как её выполнил Иванов.
Подведение итогов.
--------------- Оцениваю активность учащихся, их действия на уроке и даю задание на дом-
закрепить полученные знания по учебнику, ОБЖ-стр.139-145.А.Т.СМИРНОВ.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Начальная военная подготовка: Справочное пособие. Авторы: П.А.Гусак, А.М.Рогачев – М.: Просвещение, 1981г.
2. Начальная военная подготовка: Учеб. для учащихся 9-10кл. Авторы: А.И.Аверин, И.Ф.Выдрин – М.: Просвещение, 1984г.
3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин – М.: Просвещение,2001г.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11кл. общеобразовательных учреждений – А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев - М.: Просвещение,2004г.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений.– Авторы: А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев - М.: Просвещение,2004г.








13PAGE 15


13PAGE 14215




  K 15