План-конспект урока математики по теме: Решение задач на одновременное движение всех видов (4 класс)
Урок математики в 4-в классе по теме "Решение задач на одновременное движение всех видов"
Цели:
Обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Совершенствовать умения решать задачи на все виды движения.
Развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации)
Формировать способность к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
Оборудование:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
ХОД УРОКА.
I. Самоопределение к деятельности
–Итак, мы начинаем урок. Ребята, вспомните то красивое место, в которое мы с вами ездили осенью. (Да, Хвалынский парк)
- А хотели бы вы снова отправиться туда?
- Но для этого вы должны потрудиться - решить задачу. Послушайте её, сможете ли вы решить её сразу.
Из двух городов Вольска и Балаково расстояние между которыми 30 км одновременно выехали два автобуса со школьниками в направлении Хвалынского Национального парка. Скорость первого автобуса 75 км/ч, а скорость второго 60 км/ч. Через какое время автобусы встретятся и их пассажиры смогут вместе насладиться природой Хвалынского заповедника?
II. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
(Запись ответов в строчку в тетради)
Скорость распространения звука в воздухе 300 м/с. После вспышки молнии Света услышала гром через 5 секунд. На каком расстоянии от неё ударила молния? (1500 м)
Автомобиль за 7 ч проехал 630 км. Какое расстояние он проедет за 5 ч? (450 км)
Расстояние от Бреста до Киева 600 км. Поезд проехал 4/6 этого расстояния. Сколько км проехал поезд? (400 км)
Всадник проскакал на лошади 90 м за 30 секунд. Сколько м проскачет всадник за 1 минуту? (180 м)
Путешественник прошёл 20% всего пути, что составляет 80 км. Каков весь путь путешественника?(400 км)
Самолёт пролетел расстояние 3000 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолёт, если его скорость в 2 раза меньше? (1500 км)
Миша пробежал 8 кругов со скоростью 200 м/мин. Сколько времени он бежал, если длина круга 400 м? (16 мин)
Расстояние между двумя городами 900 км. Автобус проехал 40% этого расстояния. Сколько км проехал автобус? (360 км)
2. Самопроверка.
III. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи
– Какие величины встречались вам при решении задач? (Скорость, время, расстояние)
–Как они взаимосвязаны между собой? Сформулируйте тему нашего урока. («Решение задач на одновременное движение всех видов»)– Чему будем учиться на этом уроке?
IV. Локализация затруднений
– Какие трудности вы испытывали при решении задач на движение?
Путали формулы нахождения скорости сближения, удаления.
Неверно чертили схемы.
Не обращали внимание на вид движения.
– Составьте план действий при решении задач на одновременное движение.
(Алгоритм на интерактивной доске.)
Определить вид движения.
Выбрать схему.
Вспомнить формулы
Решить задачу
Записать ответ
V. Построение проекта выхода из затруднений.
1. Обобщающая беседа
Как называется расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени?
Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени?
Какие виды движения вы знаете?
Назовите формулу скорости сближения для встречного движения и движения вдогонку.
Назовите формулу нахождения первоначального расстояния для встречного движения и для движения вдогонку. На что необходимо обращать внимание при работе с этой формулой?Назовите формулу скорости удаления для движения в противоположных направлениях и для движения с отставанием.
2. Самопроверка
Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку? На сколько уменьшается это расстояние за единицу времени?
Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием? На сколько увеличится это расстояние за единицу времени?
В каких случаях произойдёт встреча?
3. Работа с учебником (с. 117)
4. Чтение вывода на стр. 117.
VI. Самостоятельная работа по вариантам с самопроверкой по эталону
Задача № 2
Чтение текста задачи.
Выбор схемы
Выбор формулы (ИД)
Задача № 3
Чтение текста задачи.
Выбор схемы, формулы (ИД)
Задача № 4, № 5
Чтение текста задачи.
Выбор схемы.
Выбор формулы к задаче (ИД)
VII. Включение в систему знаний
1. Блиц - турнир (стр. 118 № 6),работа в группах (по рядам)
Самопроверка по эталону (ИД)
Самооценка результатов
Чем похожи задачи?
Какая задача отличается от остальных
2. Решение задачи прослушанной вначале урока.
30 : (75- 60) = 2 (ч)
Ответ: через 2 часа встретятся автобусы.
3. Взаимопроверка
4. Закрепление.
– На что нужно обращать внимание при решении задач на одновременное движение всех видов?
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
IX. Домашнее задание.