Конспект урока на тему: «Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни»
Прудникова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Ленинская СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов»
Таврический МР
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни
у младших школьников
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается таким нормативно-правовым документом, как Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273 Статья 41. В ФГОС НОО определяются требования формирования ценностного отношения младших школьников к собственному здоровью и здоровью окружающих, безопасности и благополучия путем создания здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенку необходимо научиться поддерживать и укреплять свое здоровье, выявлять потенциальные опасности в жизни и уметь их преодолеть.
Здоровье является самой главной ценностью человека и общества, так как представляет основу для дальнейшего сохранения и развития собственной жизни. Традиционно считается, что медицинское сопровождение накапливает и обобщает практический опыт сохранения и укрепления здоровья человека. Но из года в год ученые констатируют факт о том, что медицина не способна самостоятельно создать в полной мере здоровьесберегающую среду для всех учащихся страны и сформировать минимум знаний для поддержания и укрепления собственного здоровья. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. И решить эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. В нашей школе система по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде взаимосвязанных блоков:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
- рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями).
Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ «Ленинская СОШ» включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, логопед, медицинский работник).
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Данная программа реализуется в образовательных курсах и культурно-оздоровительных мероприятиях: курс «Путешествие по тропе здоровья», «Полезные привычки», «Здоровое питание», «В гостях у доктора Неболейки».
Организация физкультурно-оздоровительной работы направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов).
Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Поэтому одной из важных форм деятельности является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно. Примером такого вида деятельности в нашем образовательном учреждении является игра «Мы растим цветок здоровья». Символ игры – «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», – это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – слово «ребенок». Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».
Работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
Основная форма организации занятий – игровая, так как она более соответствует возрастным психологическим особенностям детей. На занятиях дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. Акцент делается на чувства, переживания, что обеспечивает более эффективное усвоение детьми материала. Подобные занятия носят исследовательский характер. Формирование негативного отношения к «плохому» осуществляется через воспитание у детей мотивации к здоровому образу жизни. Теплый эмоциональный фон на занятиях обеспечивается присутствием сказочных персонажей – соведущих занятия.
Особую помощь в формировании навыков здорового образа жизни у младших школьников нам оказывает «Дневник здоровья», как средство повышения мотивации ЗОЖ в рамках реализации ФГОС. Его мы используем 2-3 раза в неделю, как в урочное (на уроках математики, окружающего мира, ИЗО и технологии), так и во внеурочное время. Например, на уроке окружающего мира мы путешествовали в страну Сезонию, где знакомились с временами года и их признаками, обсуждали в какие игры играют в разное время года. Тем самым каждый сезон заполняем рисунками в разделе «Моя двигательная активность».
Благодаря рубрике «Я забочусь о своем здоровье!» («Дневник здоровья» для 2 класса), мы изучили много физ.минуток (среди которых есть любимые), пальчиковую гимнастику, физические упражнения для формирования правильной осанки и ежедневно выполняем упражнения для поддержания хорошего зрения. Также в «Дневнике здоровья» ребята познакомились с методами самопомощи и оздоровления. Теперь каждый ученик может самостоятельно снять общую усталость, головную боль, усталость рук и ног.
Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов».
Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Отсюда основной целью работы с родителями мы поставили просвещение в вопросе по воспитанию ЗОЖ у детей в семье, переориентировав родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
В своей работе с родителями мы используем следующие формы и методы:
1. родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
2. наглядная пропаганда ЗОЖ, оформление агитационных стендов для родителей по здоровому образу жизни;
3. беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
4. анкетирование;
5. дни открытых дверей, совместные спортивные праздники.
Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, дают объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.
Система использования представленных выше методов и приемов, способствующих пропаганде и формированию навыков ЗОЖ, дает свои положительные результаты. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой стремится наша школа.