Внеурочное занятие для учащихся 1-2 класса Из чего варят кашу и как кашу сделать вкусной

Познавательный час для учащихся 1 класса
«Из чего варят каши и как кашу сделать вкусной»

Автор: Лисина Марина Анатольевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 95»

Цель: Создать условия для формирования представлений о разнообразных кашах как обязательном компоненте ежедневного меню.

Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными зерновыми культурами;
Расширить представление о кашах - традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
Развивать у учащихся интеллектуальные способности, формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
Воспитывающие:
Содействовать воспитанию уважения к культуре русского народа;
Закрепить у учащихся уверенность в том, что каша должна быть обязательным компонентом ежедневного меню здорового человека;
Способствовать формированию умений планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.

Технические средства: компьютер, мультимедийная установка;

Дидактические материалы:
1. образцы круп в мешочках;
2. стаканчики с образцами круп;
3. карточки с заданиями «Собери пословицы», «Найди пары»;
4. анкеты для детей.
5. презентация MS PowerPoint

Ход занятия:
Этап занятия
Оборудование
Деятельность учителя
Деятель-
ность учащихся

Организацион-
ный момент.
(4 мин.)

Представьте, что мы стоим на краю этого пшеничного поля. Давайте встанем в круги возьмёмся за руки.
Закроем глаза и представим яркий солнечный день. Тёплый ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня. (Учитель пожимает руку одному из детей) Передавайте по кругу это тепло. Открывайте глаза. Ну, вот мы все согреты теплом, которого, я надеюсь, нам хватит до конца занятия.








Пожимают друг другу руки.

Дети садятся на свои места.

Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
(6 мин.)

































Основная часть.
(27 мин.)

Какие продукты получают из зерновых культур?
Что вы знаете о хлебе?
Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Оказывается, впервые хлеб появился на земле 15 тысяч лет назад. Но выглядел совсем не так, как нынешний. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Именно кашу и считают прародительницей хлеба.
Тема нашего занятия: «Из чего варят каши и как кашу сделать вкусной»
Давайте определим цели нашего занятия. А помогут нам это сделать слова – подсказки:
Мы повторим
Мы узнаем
Мы будем помнить


















Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. На Руси каша испокон веков являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено
столько обычаев:
Хлеб, хлебобулоч-
ные изделия.













Мы повто-
рим, какие бывают каши.
Мы узнаем, из чего варят каши и как кашу сделать вкусной.
Капитошка нас учит, как стать здоровым, поэтому мы будем помнить, что каша полезна и её надо ежедневно кушать.


































































































































Жениха и невесту перед входом в дом обсыпали крупой, чтобы в семье был достаток, и дольше сохранялась молодость и красота. А свадебный пир в старину так и называли «кашей». И именно она, каша, являлась обязательным угощением.
Накануне Рождества в старые времена варили специальную кашу (кутью сочельницкую). Она использовалась в гаданиях.
В древности на Руси кашу варили в знак примирения между врагами. Без каши мирный договор был не действителен.
Ушли в прошлое обычаи и обряды. Но каша, как и прежде, играет очень большую роль в питании русского народа.
Вспомните, какие бывают каши?


Из чего варят каши?

На столы выдаются стаканчики с разными видами круп. Задача детей: угадать крупу, о которой рассказывает учитель.
Овсянка – делается из овса. Она богата белком. Кашу из овсяной крупы считают самым сытным завтраком. Кроме того, она очень быстро готовится.
Манная крупа – мелко - дробленая пшеница. Манная каша очень быстро усваивается.
Пшеничная крупа – крупно - дробленые зерна пшеницы.



Гречневая крупа – получается из гречихи. Она очень богата магнием, железом, калием. Она очень полезна.
Рис – изготавливают из рисовых зерен. Каша из риса содержит витамины группы В и Е.
Пшено – не имеет никакого отношения к пшенице. Пшено получают из другого зернового растения – проса. Пшенная каша богата белком и хорошо усваивается.
Кукурузная крупа – мелко - дробленые зерна кукурузы. В ней много витаминов В, А, Е, Р, а так же железа и кремния.

Игра Капитошки «Угадай, крупу»
В одинаковые мешочки насыпают разные крупы: рисовую, гречневую, манную, овсяные хлопья, пшено, пшеничную крупу.

Задание Капитошки «Найди пару»
Соотнести названия круп и растения.

Итак, мы с вами узнали, из чего варят каши и что они очень полезны.
По результатам ваших анкет, в нашем классе 20 человек любят есть каши.
Самые любимые каши ребят нашего класса: манная, гречневая, пшённая, рисовая.
Оказывается, что самой любимой кашей царя Петра I была ячневая (из дроблённого ячменного зерна).

Оказывается, что великий русский полководец А.В.Суворов тоже любил каши.
А однажды, после одного из тяжёлых сражений Суворов принял решение: забрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу. Кашу в народе так и прозвали Суворовской.
Рецепт Суворовской каши: лук, морковь, пшено, перловая крупа, горох, вода, соль.
О каких людях говорят: «Он мало каши ел»?
Каша - самая полезная еда на завтрак, она помогает вырасти здоровыми и сильными. Кашу полезно есть не только детям, но и взрослым.
Я узнала, что из нашего класса кушают каши на завтрак 11 чел. Молодцы!
«Но ведь каждый день есть кашу невкусно», - скажите вы.
Как же сделать кашу вкусной?
Вот некоторые полезные советы наших ребят: добавить в кашу варенье, изюм, орехи и ягоды.
А я хочу посоветовать добавлять в кашу не только свежие фрукты, но и сухофрукты.
Оказывается, что более 100 лет назад русский граф Гурьев расцеловал своего повара за вкусно приготовленную кашу.
Рецепт этой каши был очень прост: в манную кашу повар добавил измельчённые грецкие орехи, 2 яйца, сливочное масло и ванилин. Этой очень вкусной кашей граф Гурьев всегда потчевал своих гостей. И везде её называли Гурьевской кашей.
Физминутка
Игра Капитошки «Верите - не верите»
(Дети слушают высказывания учителя. Если они согласны с утверждением, то остаются стоять. Если они не согласны – приседают).
Верите, ли вы, ребята, что индейцы Южной Америки, засаживая кукурузное поле, вырывали в земле ямки, в которые бросали несколько зёрен и заодно голову небольшой рыбки.
(Да, рыба служила удобрением.)
Верите ли, вы что в Мексике кукурузе установлен серебряный памятник?
(Нет, на самом деле памятник не серебряный, а золотой).
Верите, ли, что в Древней Греции только что родившегося ребёнка укладывали в борозду вспаханного поля?
(Да, считалось, что земля даст ребёнку силу и здоровья).
Верите, ли, что у колоска пшеницы бывают усики разного цвета?
(Да: белые, жёлтые, красные, фиолетовые и чёрные)
Мы узнали, что народ издавна ценил целебные свойства каши и сложил о ней немало пословиц и поговорок.
Игра Капитошки «Собери пословицу»

























(фронталь-
ная работа)
Дети называют виды каш.
Каши варят из крупы.

(работа в группах)




































(индивиду-
альная работа)
На ощупь определить, какая крупа в мешочке.



(Работа в группах)






























Так говорят о слабых людях.















































Стоят.



Приседают.




Стоят.




Стоят.








(работа в группах)

Подведение итогов. Релаксация.
(3 мин.)

Подошло к концу наше занятие.
Кто желает продолжить мои предложения?
Я поняла, что
Я узнала, что
Мне было интересно
Теперь я буду
Спасибо за хорошую работу на занятии.


(фронталь-ная работа)


Методическая литература:
1.В. М. Ковалев   Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 г.
2.  М.М.Безруких, Т.А.Филиппова   Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009 г.
3. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова   Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009 г.

Интернет- ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 115