Урок по декоративной композиции для 5 класса по теме «Борецкая роспись»
Конспект урока по декоративной композиции
5 класс.
Тема урока: «Свободно кистевая роспись. Борецкая роспись».
Едемская Светлана Александровна
преподаватель художественного отделения
МБОУ ДОД «ДШИ №39»
п. Кулой Вельского района Архангельской области.
Борецкая роспись.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка.
Приобщение к культуре Севера. Развитие эстетического вкуса и знаний о традициях северных мастеров.
Формировать навык по выполнению композиции.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Для учащихся:
- гуашь (с добавлением нескольких капель клея ПВА);
- кисти ( остроконечные беличьи или колонковые №1, 2, 3, 4);
- баночка для воды;
- листы бумаги (формат А4);
- салфетки;
- простые карандаши (Т, ТМ, Н, НВ);
- стирательная резинка;
-доска под роспись.
Для учителя:
-изделия с борецкой росписью, открытки, репродукции;
-плакат «Борецкая роспись» с характерными элементами росписи.
План урока (2 уч. часа):
Организационный момент: проверка готовности к уроку (5 мин.);
Теоритическая часть: вводная беседа с демонстрацией изделий росписи (20-30 мин.);
Практическая часть: отработка характерных элементов росписи (15-20 мин.);
Перемена (5-10 мин);
Практическая часть: отработка характерных элементов росписи (15-20 мин.);
Практическая часть: копирование композиций (20-25 мин);
Заключительная часть: подведение итогов (5 мин.).
Всего на роспись отводится 20 учебных часов:
Создание эскиза росписи;
Подготовка деревянного предмета к росписи (доска);
Нанесение рисунка на поверхность предмета;
Роспись деревянной поверхности;
Лакировка.
Ход урока:
Запись на доске: Борецкая роспись.
Учитель:
Давным-давно, много веков назад, когда в северных краях шумел могучий, нетронутый лес и полноводные реки несли свои воды в Белое море, жили здесь свободные, сильные и красивые люди: охотники, рыбаки, земледельцы, скотоводы. Они строили церкви, дома, выращивали лен, хлеб, ловили рыбу, выходили в море на зверя.
Русский человек всегда мог обустроить свой быт. С помощью плотницкого топора и ножа он умел построить дом, ветряную мельницу, ему по плечу была и мебель, и ткацкий станок; мог изготовить посуду, прялку для жены и дочери, смастерить игрушку для детей. Все это выполнялось им из дерева.
Вначале была резьба, т. е. мастер свое изделие украшал резьбой, затем резьбу стал раскрашивать. Роспись как самостоятельный вид искусства появилась позже. Благодаря тому, что веками накапливаемые приемы росписи передавались от отца к сыну, от деда к внуку, традиции народного древнерусского искусства дошли и до нас.
Живет среди легенд и преданий, бытующих на Двинской земле, легенда о возникновении борецкой росписи. С X века началось проникновение новгородских славян в бассейн Северной Двины, обосновывались они на высоких лесистых берегах этой могучей реки. Отсылали туда своих людей и знаменитые бояре Борецкие, владения которых простирались вплоть до Белого моря. Но покорил московский царь Иван III вольный Новгород, и бежали новгородские бояре в свои вотчины на Север, а вместе с ними и боярыня Марфа Борецкая со своими людьми. Поселилась она на высоком берегу реки, огородив это место высоким валом. Отсюда и название «Городок» (огороженное место), а «Борок» - от фамилии владельцев. Сейчас Борок – это не только пристань в 7 километрах от Городка, но и издавна общее суммарное название нескольких деревень (Фалюки, Скобели, Игнатьевское и др.).
Гонимые реформами Никона, стекались в эти глухие места староверы. Среди них было много посадского и ремесленного населения, иконописцев, художников-миниатюристов, переписчиков книг. В бывшем владении Борецких развилось живописное искусство. Очевидно, вначале был один центр росписи – Борок, в среднем течении Северной Двины, но впоследствии зародились еще два: один – в деревне Пучуга, в 25 км выше от пристани Борок (пучужская роспись), а другой, еще выше по течению, - в деревне Верхняя Жерлыгинская (нижнетоемская роспись).
Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Борецкой росписи.
Исстари народ любил все яркое, красочное, расписное. Расцвечивалась яркими узорами посуда: кружки, ложки, братины, утицы, ковши, туески. Украшались росписью лошадиная сбруя и дуги, хомуты и топоры, сани и грабли. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель, даже стены и потолки. Но особое место – прялке.
Роспись самой борецкой прялки всегда сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора, а сусальное золото придавало ей праздничность и нарядность. Через всю ножку прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге прялок, кроме розеток, иногда размещались птица, цветок или «перчик». Круг сюжетов росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян.
Русские народные мастера издревле любили применять в резьбе, росписи, вышивке, ткачестве символы, сохранившиеся еще с языческих времен. Здесь и солнце, дающее, по их представлению, все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя; и львы, единороги, как обереги от всех бед; и «древо жизни» с райскими птицами, рождающее мечты о далекой прекрасной жизни; и петухи, возвещающие о восходе солнца. Лебедь в древней мифологии символизировала бескрайнее небо, конь и утка означали солнце и воду, а излюбленный красный цвет – земное плодородие и стихию небесного огня и солнца. Наши далекие предки могли представить себе радугу-дугу как оберег от огненных молниеносных стрел громовержца Перуна. А когда узнали, что земля – шар, то радуга в их воображении превратилась в кольцо-оберег вокруг земли. Так и конская дуга, кроме утилитарного значения, и колокольчик под дугой могли играть роль оберега от всего дурного, что мог встретить ямщик на своем пути. А тот всадник на коне или два коня, бегущих по цветущему саду, что изобразил на прялке мастер, были также защищены радугой-дугой от злых сил.
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках были яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото. На обратной стороне прялки – сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Скачет изумрудный конь, сверкая киноварной упряжкой, среди прекрасных, златоглавых тюльпанов, окруженных темно-изумрудными листьями с «воланчиками».
На прялках мастера любили писать птиц. На первых прялках – это были курочки, простые птички. Птички изображались в различных позах. Они скромны, немногоцветны: охристые, изумрудные, красные. В дальнйшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок; хвосты их удлинились, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штрихов.
В верхней части лопасти расположен «став с оконцами». В центральной части его размещался цветок-древо с птицами, а по бокам – окна с цветами в горшочках или растущими прямо от подоконника. На оборотной стороне лопасти – более крупный орнамент, он образовывал рамку для пучка льна. Внизу простые композиции: один-два бегущих конька, иногда конь и лев, иногда всадник. Северными мастерами лев изображался добрым, защитником и помощником человека, тогда как единорог был более грозным, и укратить его могла только молодая невинная девушка.
Роспись Борка – графическая, белофонная. Здесь значительную роль играет линия, контур, она четко обрисовывает элементы росписи черным или коричневым цветом.
Борецкие расписные прялки благодаря их необычайной красочности, ковровой нарядности растительного орнамента и органически вписанных в него бегущих коней, фантастических птиц, изображений людей, львов, единорогов пользовались заслуженной славой у населения на протяжении трех столетий. Прялки, грабли, дуги, колыбели, деревянная посуда стали подлинным украшением музейных коллекций народного искусства.
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров борецкой росписи, и выполним некоторые элементы росписи. Учитывая графический характер росписи, в которой много геометрических элементов (треугольников, прямоугольников, квадратов, окружностей), при выполнении рисунка можно пользоваться линейкой и циркулем.
Мы сейчас с вами выполним характерные для росписи элементы – ленточный орнамент (учитель при объяснении орнаментов, оказывает индивидуальную помощь учащимся).
Ленточный орнамент выполняется:
Из треугольников.
Из прямоугольников.
Из ромбов.
Из скобок с ромбиками и капельками.
«Змейка».
«Зернышки».
Из полукружий и точек, образующих декоративный цветок.
Растительный орнамент.
В квадрате.
В круге.
После отработки характерных элементов росписи, учитель предлагает детям скопировать на лист бумаги одну из композиций прялок борецкой росписи.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце всех отведенных на роспись часов устраивается выставка. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.
Список использованной литературы:
Л. Ф. Тимофеева «Крестьянская роспись мастеров Борка». Архангельск, 2004 г.