Презентация для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ Развитие моторного праксиса у дошкольников


Развитие моторного праксиса у дошкольниковМБДОУ «Д С КВ «Солнышко» п.г. т. Уренгойучитель-логопед Семенова А. В. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.Исследования позволили сделать выводы: двигательная проекция кисти руки расположена рядом с проекцией речевой зоны коры головного мозга; развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук. рука – это второй центр речи, такой же как артикуляционный аппарат;

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.








Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста может быть очень многообразной и разносторонней. Некоторые нетрадиционные формы работы по развитию ручного праксиса: массажи и самомассажи движения, сочетаемые с речью медеигротренинг кристаллотерапия

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Кусается сильно котенок-глупыш,Он думает: это не палец, а мышь. - Но я же играю с тобою, малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!» Биоэнергопластика Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Недостаток меди в детском организме играет существенную роль в возникновении различных заболеваний и является причиной функциональных нарушений, таких, как повышенная мышечная утомляемость, частые головные боли, плохое настроение. Применение медетерапии – важная часть комплекса лечебно – оздоровительных и коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на нормализацию тонуса мышц, активизацию артикуляционного праксиса через тактильную стимуляцию.
КРИСТАЛЛОТЕРАПИЯ Ученые доказали, что минералы координируют деятельность мозга, активизируют деятельность центральной нервной системы. Электромагнитные биопотенциалы, излучаемые кристаллами, являются лечебным фактором. Кристаллотерапия (литотерапия) – наука о правилах лечения камнями(минералами). Кристаллотерапия обладает особыми, неповторимыми свойствами, которые приносят огромную пользу: снимают стрессовое состояние, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, концентрации внимания, улучшению памяти.
Важно проводить занятия по развитию моторного праксиса регулярно, тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Занятия обязательно доставят детям радость, помогут обрести уверенность в себе, научат аккуратности, будут способствовать развитию координации, глазомера, точности движений, улучшению памяти, внимания, связной речи, стимуляции фантазии, умению логически мыслить, рассуждать, разовьют необходимые навыки для овладения письмом, что обеспечит полноценное развитие ребенка, необходимое при подготовке к школе.