Статья «Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
«Проектная деятельность на уроках физической культуры и ее роль в формировании УУД в условиях введения ФГОС»
Руководитель:
учитель физкультуры Салихов Р. А.
Кизел 2016г
Введение
Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.
Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.
В настоящее время в обществе стоит проблема, дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, идет снижение интереса к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является проектная деятельность. Это позволяет решать сразу
несколько задач:
- развитие личностных компетенций учащихся;
- интегрированность процесса обучения;
- экономия времени на самом уроке.
Проектная технология на уроке физическая культура позволяет строить обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможна на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Цель:
показать, необходимость использования проектной деятельности на уроках физической культуры, позволяющей строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика.
Задачи:
Анализ научно-методической литературы, теоретико-методических основ применения методов проектов в физическом воспитании
школьников.
Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.
Рассмотреть развитие творческих способностей и познавательной активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ
Гипотеза: метод проектов позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика, повысить значимость уроках физической культуры, в том числе у детей имеющих физические ограничения.
2 . Проблема совершенствования физического воспитания в школе на основе инновационных подходов.
2.1. Основные тенденции развития методических подходов к совершенствованию физического воспитания.
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.
Воспитательная функция физической культу6ры направлена на укрепление выносливости и закалку морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями.
Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; с разнообразными видами физкультуры, созерцание спортивной борьбы, проявления мастерства, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение.
Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека ежедневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе.
Сущность и система физического воспитания школьников. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами,
волей и нравственностью.
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.
В комплексной программе физического воспитания учащихся I - 1X классов общеобразовательной школы к основным задачам, вытекающим из основной цели, отнесены: укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности; воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье; стремление к физическому совершенствованию; готовность к труду и защите Отечества; приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности; обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств. Задачей физического воспитания является также эстетическое развитие детей красотой человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях. Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях.
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе.
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методических подходов, содействующих решению этой задачи.
С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Педагогические возможности "метода проектов" обусловлены открытостью, результативной непредрешенностью, интегрированностью, что позволяет перенести учебный процесс в образовательную плоскость, обеспечивает целостность познания, усиливая продуктивность обучения. Отметим, что данный метод позволяет повысить мотивацию учения, формирует коммуникативную компетентность его участников, развивает творчество.
2.2. Метод проектов как направление в совершенствовании физического воспитания школьников.
Успешность всего разнообразия задач физического воспитания школьников требует объединения усилий педагогического коллектива школы, работников внешкольных учреждений и родителей. Лишь в этом случае школьники попадают под воздействие системы всех форм организации физического воспитания, обеспечивающих во взаимодействии наибольший педагогический эффект.
Звеньями системы организации физического воспитания детей в школе являются:
- классно-урочная система занятий, проводимых в виде уроков физической культуры 3 раза в неделю в классе;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий , физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене);
- ежедневные занятия физическими упражнениями в группах продленного дня;
- внеклассная работа, включающая занятия в кружках физической культуры, секциях по видам спорта, спортивные соревнования, массовые игры.
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний.
. Организационно-управленческая и контролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснение учебных заданий, оказание помощи и страховки
. Учебно-познавательная деятельность учеников.
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Метод проектов может с успехом применяться как на уроках, так и во внеклассной работе с учащимися.
В задачи управления работой учеников на уроке входит обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего времени урока, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной.
К проектной деятельности на уроках физической культуры отнесем индивидуальный (персональный) и групповой методы.
Преимущества персональных проектов:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;
- учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущество групповых проектов:
- в проектной группе формируются навыки сотрудничества;
- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
- на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Таким образом, метод проектов является одним из направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Однако, следует учесть что применение метода проектов на уроках физической культуры не раскрыто в полном объеме воспитании школьников, не изучены все возможности применения метода проектов на уроках физической культуры
2.3. Использование методов проектов на уроках физической культуры в учебно-воспитательном процессе
2.3.1. Формы, методы и роль проектов на уроках физической культуры.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Выделяют 4 основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект инсценировки. Проекты на уроках физической культуры – это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение проектных технологий делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательной направленности, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Как у учителя физической культуры вариантов использования презентаций у нас не очень много. Потому что на физкультуре нельзя искусственно притягивать к ИКТ. Цель использования презентаций на уроках – это наглядность в изучении раздела. С использованием презентаций урок стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но и умственная, творческая работа учеников и учителя). Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности и в старших классах можно дать задание – подготовить проект. Как правило, дети презентации выполняют на хорошем уровне, ищут материал в интернете, у них повышается интерес у предмету, расширяется кругозор.
2.3.2. Этапы проектной деятельности.
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опят каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (рисунки, постеры, презентации, викторины). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие с помощью учителя в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания ФК. Защита может быть приурочена к «Дню здоровья», «Дню защиты детей» и т.д.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Проектная технология, применяемая в преподавании ФК, формирует у учащихся следующие компетенции:
- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
2.3.3. Различные формы работы с применением проектной деятельности на уроках физической культуры.
Методы проектов разнообразны и подбираются в зависимости от возраста. Например, старшие классы легко справляются с презентациями, средние – с викторинами, составлением кроссвордом, младшие – рисунки и комплексы упражнений. Наиболее часто проекты предлагаются освобожденным учащимся, а также детям, которые не являются отличниками и хорошистами по физкультуре. И как раз проектная деятельность помогает поддерживать интерес к данным занятиям.
Темы для проектов по физической культур могут быть следующие:
Актуальная зарядка — настоящая загадка!
Виды спорта
Во славу скакалки.
Восстановление школьной спортивной площадки.
Где и как растут чемпионы.Движение, ты — жизнь!Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши?Зимние виды спортаЗначение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.Информационные технологии в спортеКак самостоятельно построить спортивную площадку.Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».Метание на уроках в начальной школе.Мир мячейМир спорта моими глазами.Мне нужны занятия физкультурой?!Мой дневник достиженийМой любимый вид спорта.Мой спортивный кумирМосква – спортивная.Моя жизнь в спортеМоя спортивная семья.Мяч: от игры до спорта.О спорт, ты мир!О, спорт, ты — мир!От крепости физической к крепости духовной.От чего зависит частота пульса?Познай себяПрактико-ориентированный проект "Музыкальная разминка".Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.Путь к Олимпу. Мой дневник достижений.Развитие гибкостиРазвитие физических возможностей путем самостоятельной работы.С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь.Сам себе тренерСделай шаг навстречу спорту.Секреты красотыСекреты школьного успеха.Семейное физическое воспитание как народная традиция.Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья.Сила есть — ума не надо? Или спорт учебе не помеха.Скорость в спортеСовременный спорт: арена для спортивных достижений или битва за призовые места?«Со спортом не дружишь — не раз о том потужишь».Спорт в ВеликобританииСпорт в жизни А.С. Пушкина.Спорт в жизни моей семьиСпорт для души и телаСпорт и американское образование.Спорт как один из факторов формирования лидерских способностей подростков.Спортивное генеалогическое древо моей семьи.Спортивные праздники в сельской школе.Спортивные семейные традицииСпортивные суеверия.Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности.Спортивный досуг девятиклассниковСпортивный праздник "Нас не догонят".Спортивный уголок – в каждый дом, каждому ребенку.Спортом с детства занимаюсь, олимпийских вершин достичь стараюсь.Стадион будущего. Утренняя гимнастика для школьников — зарядка.Физическая культура — это урок или путевка в жизнь?Физические качества человека.Физическое воспитание в семьеФизкультура в школе: спорт или развлечение?Физкультминутки на урокахЧто должен знать юный спортсмен о допинге?Школьная физкультура — первая ступень к спортуЯ выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.
Темы предлагаются в зависимости от пола, возраста, личных интересов учащихся.
Так, обычный вопрос ребенка «Зачем нужна утренняя зарядка?» превращается в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может быть как индивидуальный, так и групповой.
Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»: Каждое утро мы делаем зарядку, но многие без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит. Гипотеза: Мы знаем, что утреннюю зарядку делать полезно, делаем её, но не знаем зачем. 
Актуальность: Утренняя зарядка самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье. 
Цель работы: Расширение знаний о пользе утренней зарядки. Объект исследования: утренняя зарядка.
Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки Методы исследования: анкетирование, статистическая обработка данных анкетирования, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, её формах, сравнение, анализ.
Задачи: 
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.
3. Создать буклет о значении утренней зарядки и распространить его среди учащихся и педагогов школы. 
Продуктом данного проекта может быть не только создание буклета, но и разработка комплекса упражнений утренней зарядки, показательное выступление с этим комплексом упражнений перед учащимися школы, а так же выступление на школьной конференции проектов.
Этапы проекта: 
1.Определение темы, цели и задач проекта.
2.Разработка вопросов анкеты.
3.Изучение информации о пользе утренней зарядки для человека.
4.Проведене анкетирования и обработка данных анкеты.
5.Создание и распространение буклета.
6.Создание фоторепортажа для презентации о том, как проходит утренняя зарядка.
7.Подведение итогов работы.
8.Оформление материалов.
9.Создание презентации для защиты проекта.
Результаты работы над проектом: 
В ходе работы над проектом учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать данные анкеты, строить графики и диаграммы, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность учащихся. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности.
Для учащихся 7 класса в рамках урока по разделу «гимнастика» предлагается проект, целью которого является составление комплекса акробатических упражнений. Выбор проектного метода на данном уроке обоснован тем, чтобы учебный процесс стал более увлекательным для учащихся и через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, решить выявленную проблему.
На данном уроке были представлены следующие этапы проекта:
1. Выявление социально-значимой проблемы, основанной на интересах самих учащихся (недостаточно хорошо развито физическое качество гибкость).
2. Формирование состава проектных групп (2 группы).
3. Распределение обязанностей в группах.
4. Выполнение практической части проекта (составление акробатической комбинации).
5. Презентация проекта (демонстрация комбинации).
6. Оценка работы проектных групп.
Раздел программы: гимнастика.
Тема: совершенствование ранее изученных элементов акробатических упражнений.
Тип урока: проектирование.
Проблема:
- недостаточная пластичность мышечных свойств организма учащихся;
- отсутствие комплекса акробатических упражнений.
Результат: научить самостоятельно составлять комплекс акробатической комбинации для развития гибкости и применять его в жизни.
Цель составить комплекс акробатической комбинации.
Задачи:
1 Совершенствование техники обязательных акробатических и связующих упражнений.
2. Развитие навыков проектной деятельности.
3 Развитие самостоятельности.
4. Воспитание толерантности.


Заключение.
Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активной включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опята организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, умение отвечать на вопросы, умение самостоятельно изобретать способ действия, умение находить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером, умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.
Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей.
Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Они рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности, в стенах школы могут
задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.
Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (в редакции Указов Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.201 №679, от 25.07.2003 №841 и Федеральных конституционных законов от 25.03 2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФЗК, от 12.07. 2006 № 2ФЗК, от 30.12.2006 № 6- ФЗК, от 21.07.2007 № 5- ФЗК).
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 мая 2012 г. № 413.
5. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.