Сестринский уход при пневмониях
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
Тема: «Сестринский уход при пневмонии»
Методическое обоснование занятия
Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». На занятии используется несколько методик преподавания как инновационных, так и традиционных.
Начиная занятие, преподаватель подчеркивает актуальность изучаемой темы,
необходимость знания особенностей сестринского ухода при пневмониях для оказания квалифицированной помощи при развитии осложнений и правильного комплексного лечения, проведения мероприятий по их первичной и вторичной профилактике. Для вовлечения студентов в учебный процесс, создания «рабочей» обстановки преподаватель предлагает студентам определить цели занятия, давая возможность всем студентам, в первую очередь слабым, принять участие в работе на этом этапе занятия. Затем преподаватель резюмирует предложения студентов.
С целью выявления уровня подготовки и определения объема самостоятельной внеаудиторной работы студентов преподаватель проверяет выполнение заданий в рабочей тетради. При проведении подобного контроля студенты получают возможность свободно излагать свои мысли, учиться вести диалог, узнают новую информацию из высказываний других студентов и комментариев преподавателя. Задания в рабочей тетради составлены таким образом, что при их выполнении требуется повторение знаний, полученных при изучении предметов ОПД и ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода».
Если позволяет техническое оснащение, после проверки правильности выполнения заданий можно для большей наглядности и лучшего запоминания поставить фрагмент учебного фильма по манипуляционной технике или уходу за пациентом без звука, дав возможность студентам прокомментировать видеоинформацию.
Для усвоения и понимания темы целесообразно рассматривать изучаемую тему через призму основных положений сестринского процесса. Для этого преподаватель предлагает решить ситуационную задачу (приложение 1) малыми группами с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей, закреплением алгоритма действия при развитии неотложных состояний. В процессе решения задачи происходит «автоматическое» выявление пробелов в знаниях и восполнение недостающих знаний. При решении ситуационной задачи можно не только проверить правильность запланированных мероприятий сестринского процесса, но и повторить этапы сестринского процесса, методику объективного исследования (определение отеков, исследование пульса, измерение АД, термометрия). При обсуждении планирования сестринского ухода за пациентом преподаватель получает возможность проверить знания студентов по следующим вопросам:
- особенности сестринского процесса при пневмониях,
- определение понятия «пневмония»,
- особенности режима и диетотерапии при заболеваниях органов дыхания,
- правила подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям, выписывание направлений, трактовка лабораторных показателей (норма – патология),
- этико-деонтологические аспекты в работе с пациентом и родственниками,
- инфекционная безопасность.
Во время подобной работы студенты получают возможность свободного изложения своих мыслей по обсуждаемой проблеме, узнают новые сведения из высказываний товарищей. В ходе группового решения задачи содержание учебной деятельности выступает как средство общения, преодолевается фронтально-индивидуальный характер традиционного обучения, создаются благоприятные условия для актуализации межличностных отношений, развивается целостно - ориентационное единство, происходит формирование коллектива. Взаимодействие студентов стимулирует развитие самооценки, вырабатываются навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Этап деловой игры (приложение 2) позволяет смоделировать профессиональную деятельность медсестры, объединить игроков общей целью (диагностической, тактической работой с моделью пациента), обеспечить конфликтную ситуацию между болезнью и медработником, что способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. Даны вопросы для подготовки к деловому участию в игре, на которые надо будет ответить после завершения игры (приложение 3). Из числа студентов назначаются эксперты, которые контролируют правильность действий студентов, фиксируют все ошибки и неточности, допущенные в ходе игры с тем, чтобы при обсуждении высказать свое мнение об игре в целом, о допущенных ошибках и неточностях и обязательно предложить свой вариант отдельных действий исполнителей или возможно всей деловой ситуации. Эксперты обязаны также проанализировать сложившуюся психологическую обстановку при разыгрывании ситуации. Обсуждение идет после окончания игры. Сначала преподаватель дает возможность самим играющим исправить свои ошибки, затем высказаться более слабым студентам, а уже потом более сильным, давая возможность каждому студенту принять участие в обсуждении. Этот этап позволяет сформировать у студентов способность ориентироваться в производственных ситуациях, стандартных и нестандартных, самостоятельно принимать решения, работать в команде и планировать свою деятельность, общаться с пациентами и коллегами.
Контроль конечного уровня знаний можно провести в форме фронтального или индивидуального опроса, эвристической беседы, тестового контроля. Это даёт преподавателю и студентам ясное видение картины усвоения пройденного материала, студент может сравнить своё мнение о собственных знаниях и умениях с мнением преподавателя и товарищей. Используется системная рефлексия, самоанализ и анализ деятельности обучающихся, степени сформированности у них начальных общих и профессиональных компетенций.
Затем даётся домашнее задание (предпочтительнее не просто указать страницы учебника, а предложить вспомнить, всё, что изучалось по следующей теме на других дисциплинах, изучить дополнительную литературу, написать реферат, использовать по возможности компьютер и интернет и т. п.). Такой подход стимулирует к осуществлению поиска и использования информации, применению информационно-коммуникационных технологий.
Задачи, стоящие перед преподавателем:
создание оптимальных условий для овладения компетенциями, соответствующими осваиваемому виду профессиональной деятельности,
использование имеющегося практического опыта, умений, знаний студентов для формирования ОК (1 - 14) и ПК:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
координация и коррекция действий студентов;
инициирование рефлексии на всех этапах занятия;
создание ситуации успеха на занятии, способствующей формированию осознания себя конкурентно – способной личностью.
В основу занятия положен деятельностный подход.
Предусмотрена максимальная активизация студентов на всех этапах занятия.
Цель занятия: создание условий для формирования готовности к оказанию сестринской помощи при пневмонии с соблюдением этико – деонтологических аспектов поведения с пациентом и родственниками.
Уровни усвоения материала:
1 уровень:
- механизм развития заболевания.
2 уровень:
- этиологические факторы, клинические проявления пневмоний;
- возможные осложнения;
- методы диагностики и принципы лечения;
- возможные проблемы пациента при пневмонии;
- организацию и методы оказания сестринской помощи при пневмонии;
- этико – деонтологические нормы общения с пациентами и родственниками.
3 уровень:
- провести сестринское обследование пациента;
- выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;
- составить план сестринского ухода и реализовать в моделируемых ситуациях;
- оказать неотложную доврачебную помощь при лихорадке, одышке, критическом снижении
температуры тела;
- подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
- соблюдать инфекционную безопасность медсестры и пациента.
Форма организации учебного процесса - практическое занятие.
Место проведения занятия - кабинет доклинической практики.
Оснащение занятия: учебные таблицы, карты сестринского процесса, бланки лабораторных исследований оборудование кабинета доклинической практики, индивидуальные задания, средства индивидуальной защиты, учебники, тонометры, фонендоскопы.
План занятия
1
Организационный этап, приветствие, отметка присутствующих, выяснение причин отсутствия. Оценка внешнего вида студентов и соблюдение формы одежды.
5 мин.
2.
Вводное слово преподавателя, сообщение темы и цели занятия, мотивация. Раскрытие актуальности темы, роли изучаемых методов исследования. Сообщение плана работы.
10 мин.
3.
Контроль исходного уровня знаний (проверка заданий в рабочей тетради)
25 мин.
4.
Решение ситуационных задач
60 мин.
5.
Разыгрывание ролевых ситуаций с обсуждением
110 мин.
6.
Контроль конечного уровня знаний
30 мин.
7.
Заполнение медицинской документации
10 мин.
8.
Обсуждение самостоятельной работы
15 мин.
9.
Подведение итогов и задание на дом.
5 мин.
Итого: 270 мин
Межпредметные связи: анатомия – АФО дыхательной системы;
ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода» – манипуляционная техника, подготовка к дополнительным исследованиям, инфекционная безопасность, сестринский процесс;
фармакология – антибиотики, НПВП, муколитики, дыхательные аналептики;
психология – особенности поведения пациентов с патологией органов дыхания, умение общаться с пациентами и родственниками;
латинский язык – терминология
Ход занятия
Преподаватель проверяет готовность группы к занятию, обращая внимание на внешний вид студентов, наличие рабочей формы, учебной документации, средств обучения, подготовку рабочего места.
Преподаватель подчеркивает актуальность и значимость разбираемой патологии, важность для медсестры умения правильно обследовать пациента, подготовить к дополнительным исследованиям, определять нарушенные потребности и выявлять проблемы пациента, привлечения родственников к уходу за пациентом. Озвучивает статистические данные о заболеваемости пневмониями и частоте развития осложнений. Предлагает студентам самостоятельно определить роль медсестры в профилактике и лечении пневмоний, поставить цели занятия, помогает правильно и полно их сформулировать.
Проверка подготовленности студентов к занятию проводится в ходе проверки выполнения домашнего задания в рабочей тетради. Задания в рабочей тетради составлены таким образом, что при их выполнении требуется повторение знаний, полученных при изучении предметов ОПД и ПМ «Решение проблем пациента путем сестринского ухода».
Решение ситуационных задач. Преподаватель предлагает студентам ситуационные задачи открытого типа. Студенты решают задачи малыми группами с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей, закреплением особенностей сестринской помощи при пневмониях.
Разыгрывание ролевых ситуаций. После распределения ролей студенты получают карточки с заданиями. Игра идет без вмешательства экспертов и преподавателя в ее ход. После окончания игры при ее обсуждении первое слово дается «исполнителям» ролей, затем экспертам и в завершении преподавателю. Оценка каждого игрока и эксперта зависит от количества обнаруженных ошибок (игроку оценка снижается, а эксперту повышается).
Контроль конечного уровня знаний (фронтальный или индивидуальный опрос, эвристическая беседа, тестовый контроль) и сформированности начальных компетенций (применение студентами практических манипуляций по сестринскому обследованию пациента и сестринской педагогике, составление мотивированного плана ухода, оформление медицинской документации и т. д.).
Заполнение документации: учебной карты сестринского процесса, манипуляционников, глоссариев. Работа ведется под контролем преподавателя, учит документировать свои действия.
Далее студенты вместе с преподавателем обсуждают итоги самостоятельной работы, выясняют неясные вопросы. Каждый студент оценивает свою работу на занятии, ориентируясь на поставленные в начале занятия цели, отмечает достижения и неудачи, стараясь для себя определить причины неудач.
Преподаватель подводит итоги занятия, выставляет оценки, комментируя работу каждого студента, что позволяет студенту понять степень усвоения изученного материала и сделать соответствующие выводы. Дается задание на дом.
Осваиваемые компетенции
Способы формирования
Формы контроля и оценки
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.
Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.
Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.
Получает согласие на вмешательство.
Контролирует усвоение полученной информации
Оценка качества памятки, плана беседы, терапевтической игры, санбюллетеня.
Анкетирование пациента или статиста в конкретной ситуации.
Интервьюирование пациента и персонала на учебной и квалификационной практиках.
Наличие устных и письменных благодарностей от пациента и персонала
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
Выбирает дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и окружающими.
Совместно со всеми участниками лечебно-диагностического процесса готовит пациента и участвует в проведении вмешательств в соответствии с протоколами, принятыми в ЛПУ.
Целесообразно и адекватно оснащает рабочее место.
Обеспечивает постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства.
Обеспечивает безопасность пациента и медперсонала.
Оценка качества
памятки для пациента, ролевой игры. Экспертная оценка терапевтической игры.
Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ.
Текущая аттестация.
Зачёт у постели пациента.
ГИА
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.
Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.
Владеет методиками введения медикаментозных средств
Собеседование.
Составление памятки.
Тестовый контроль.
Решения проблемных ситуационных задач.
Демонстрация навыков на зачёте, ИГА
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
Использует, обрабатывает и хранит аппаратуру согласно инструкциям по применению.
Обучает пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними.
Обучает пациента и родственников регистрации полученных результатов
Контроль качества памяток.
Контроль ведения листов динамического наблюдения.
Наблюдение за действиями на учебной и производственной практиках
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию
Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет утвержденную медицинскую документацию.
Правильно регистрирует и хранит документы
Проверка качества заполнения документов
Осваиваемые общие компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
демонстрация интереса к будущей профессии;
активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности;
волонтерство;
создание портфолио
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Проведение деловых игр. Кейс-стади.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;
оценка эффективности и качества выполнения;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в
°профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
демонстрация умений
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
демонстрация умений изменять технологии выполнения лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
демонстрация готовности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях
Приложение 1.
Ситуационная задача
В пульмонологическое отделение поступает пациентка 35 лет с диагнозом крупозная пневмония нижней доли правого легкого. При сестринском обследовании выявлены жалобы на головную боль, озноб, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие таблетки, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.
Объективно: состояние тяжелое, температура 38,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 30 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд/мин, ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст, тоны сердца приглушены.
Назначено:
1. Режим постельный, диета №13.
2. Рентгенограмма грудной клетки.
3. Общий анализ крови, мокроты, мочи.
4. Оксигенотерапия по показаниям.
5. Бензилпенициллина натриевая соль в/м по 1 млн. 6 раз.
6. Отхаркивающая микстура по одной ст. ложке 5 раз.
8. Парацетамол 1 таб по показаниям.
Задания
Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Проведите инструктаж пациента по сбору мокроты для исследования, на БК, на бакпосев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.
Обучите пациента правилам пользования карманной плевательницей.
Выполните врачебные назначения.
Через несколько часов пациентка отметила появление чувства жара, потливости. Сохраняется головная боль, слабость, боль в грудной клетке, связанная с дыханием.
Объективно: состояние тяжелое, температура 39 0 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 30 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, а при аускультации крепитирующие хрипы. Пульс 110 уд/мин, ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст, тоны сердца приглушены.
Задания
Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.
Через 2 дня пациентка отмечает улучшение состояния на фоне проводимого лечения. При повороте в постели почувствовала головокружение, тошноту, появление «кругов» перед глазами. Вызвала медсестру.
Объективно: кожные покровы бледные, кисти рук, стопы холодные наощупь. Температура – 37,00 С. Пульс 105 в мин, ритмичный, малый. АД 90/55 мм рт. ст.
Задания
Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
Составьте алгоритм неотложной помощи.
Приложение 2.
Карточки - задания для проведения ролевой игры
Разыгрывание ролевых ситуаций идет по ситуационной задаче (приложение 1)
Пациент
Предъявление жалоб, данных анамнеза, ответы на вопросы.
Медицинская сестра премного отделения
Проведение сестринского обследования, заполнение истории болезни
(антропометрия, исследование пульса, измерение АД, ЧДД, термометрия)
Соблюдение этико-деонтологических норм в общении с пациентом.
Палатная медицинская сестра пульмонологического отделения
Заполнение температурного листа со всеми показателями, знакомство пациента с лечебно – охранительным режимом отделения, подготовка пациента к лабораторным исследованиям, рентгенографии грудной клетки, объяснение правил приема назначенных препаратов. Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических норм в общении с пациентом.
Медицинская сестра процедурного кабинета.
Работа с листом назначений. Парентеральное введение лекарственных препаратов.
Соблюдение дезрежима, этико – деонтологических норм в общении с пациентом.
Студентка – практикантка
Оказание помощи медсестрам, проведение бесед с пациентом и родственниками об особенностях диеты. Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических норм в общении с пациентом.
Приложение 3.
Вопросы для обсуждения
Что Вы чувствовали во время игры?
Какие проблемы у Вас возникали и как Вы их решали?
Достаточным ли было обучение пациента?
Достаточной ли была оказанная неотложная помощь?
Что бы Вы в будущем сделали по-другому?
Реалистичной ли была разыгранная ситуация?
Ощущали ли Вы поддержку со стороны других игроков?
Как Вы оцениваете свое этико-деонтологическое поведение?
Что Вам дала игра?
Какие Вы можете сделать общие выводы из игры, будет ли она полезна в Вашей будущей профессиональной деятельности?
Приложение 4. Домашнее задание
Задание 1. Дайте определение:
Пневмония – _________________________________________________
Задание 2. Подчеркните основной метод диагностики пневмонии:
Общий анализ крови, анализ мокроты, бронхоскопия, рентгенография органов грудной клетки, спирометрия, пневмотахометрия.
Задание 3. Заполните таблицу «Сбор мокроты».
На чувствительность к антибиотикам
На туберкулез
1
О чем Вы предупредите пациента перед сбором мокроты?
2
Какую емкость Вы дадите пациенту для сбора мокроты?
3
Куда отправите мокроту?
В противотуберкулезный диспансер
Задание 4. Заполните схему «Особенности сестринского процесса при пневмониях».
I этап:
( (
( ( ( (
Жалобы
Анамнез болезни
Анамнез жизни
Укажите способствующие факторы:
Температура
Экскурсия грудной клетки
ЧДД
Тип одышки
Аускультативно
Хрипы над пораженным участком
(
(
(
(
(
II этап:
( (
Приоритетные проблемы:
Потенциальные проблемы: риск развития абсцесса легкого; дыхательной недостаточности, плеврита.
Перечислите дальнейшие этапы сестринского процесса: _____________________________________________
Задание 5. Выпишите рецепты.
Раствор гентамицина сульфата 4% 2 мл для внутримышечного введения (назначить по 2 мл внутримышечно 3 раза в день).
Цефазолин по 0,5г (назначить внутримышечно по 0,5г, предварительно растворив в 2,5 мл воды для инъекций).
Мукалтин в таблетках по 0,05 (назначить по 2 таблетки 3 раза в день).
Либексин в таблетках по 0,1 (назначить по 1 таблетке 3 раза в день).
Подчеркните красным цветом антибиотики, зелёным – отхаркивающее средство, синим – противокашлевое средство.
раза в день
S. По 0,5г внутримышечно 3 раза в день (растворив в2,5 мл воды для инъекций)
3 раза в день, предварительно растворив в 100 мл тёплой воды.
R,1 N20
D.S. По 1 таблетке 3 раза в день после еды
Задание 6. Решите задачу.
Пациент К., 28 лет, поступил в пульмонологическое отделение с диагнозом: пневмония нижней доли левого лёгкого.
Данные сестринского обследования: жалобы на озноб, ломоту в теле, кашель с отделением ржавой мокроты, боли в грудной клетке слева, усиливающиеся при дыхании; общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита.
Заболел остро, после переохлаждения.
Хронических заболеваний не отмечает, вредных привычек нет, наследственность не отягощена.
Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Положение в постели пассивное. Гиперемия щёк (больше слева). Видимого увеличения лимфоузлов нет. Температура тела 39,8оС. Грудная клетка обычной формы, левая половина отстаёт при дыхании. ЧДД= 20 в мин. Дыхание поверхностное, ритмичное. Аускультативно дыхание жёсткое, слева в нижних отделах влажные хрипы. Тоны сердца звучные, ритмичные, ЧСС=106 в мин. Пульс 106 в мин., ритмичный, удовлетворительного наполнения и напряжения, одинаков на обеих руках. АД= 110/75 мм. рт. ст. Язык сухой, обложен у корня белым налётом. Живот мягкий, безболезненный.
Пациент не верит в успех лечения, считает, что если ему суждено выздороветь, то он и без помощи медиков выздоровеет; от инъекций отказывается.
Задания:
1) Выявите нарушенные потребности и проблемы пациента;
2) Определите цели ухода, выберите модель ухода;
3) Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
Эталон решения задачи.
Нарушенные потребности: __________________________________________________________________________________________________________
Проблемы пациента настоящие: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из них приоритетными являются _____________________________________________________
Потенциальные проблемы: _____________________________________________________
Цели ухода краткосрочные ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели долгосрочные: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План сестринских вмешательств при уходе за пациентом с пневмонией.
Сестринские вмешательства
Мотивация
1. Контроль за соблюдением пение.
1. Для уменьшения нагрузки на сердечно-сосудистую и боли.
2. Обеспечить диету №13 и обильное щелочное питьё.
2. Для
3. Контроль внешнего вида, АД, ЧСС, ЧДД, температуры.
3. Для своевременной диагностики осложнений и оказания неотложной помощи.
4. Обучить дисциплине кашля, обеспечить плевательницей и обучить ею пользоваться.
4. Для профилактики осложнений и для
5. Сбор и дезинфекция мокроты, дезинфекция плевательницы.
5. Для анализа мокроты и для
6. Проветривание палаты.
6. Для профилактики гипоксии
7. Уборка палаты 1% раствором хлорамина.
7. Для профилактики внутрибольничной инфекции.
8. Беседа с пациентом о сущности и необходимости дополнительного обследования, подготовка больного к обследованию.
8. Для постановки точного диагноза
9. Уход за лихорадящим больным в зависимости от периода лихорадки
9. Не допустить перегрева или переохлаждения организма.
10. Беседа с пациентом и необходимости лечения, о возможных осложнениях и их профилактике.
10. Убедить пациента в необходимости лечения, вселить веру в выздоровление.
Задание 7. Решите кроссворд.
3.
с
п
и
1.
1.
р
и
п
ы
и
2.
н
2.
3.
4.
5.
По горизонтали: 1 – патологические дыхательные шумы
2 – метод массового рентгенологического обследования
3 – антибиотик группы аминогликозидов
4 – сульфаниламидный препарат
5 – выделение с мокротой прожилок крови
По вертикали: 1 – один из основных симптомов пневмонии
2 – тип лихорадки (по уровню температуры, выше 39оС)
3 – жаропонижающее средство.
Критерии оценки решения задачи по оказанию неотложной помощи
«5» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;
«4» - правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднения в аргументации этапов;
«3» - правильная оценка характера патологии, неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
«2» - неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
Критерии оценки решения
проблемно-ситуационной задачи по специальности
5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмами действий;
4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмом действий;
3 «удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;
4 «хорошо» - рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
КЕЙС БАЛЛОВ СТУДЕНТА
№
Баллы
1.
Домашнее задание в рабочей тетради
2.
Приложение №1
3.
Приложение №2
4.
Приложение № 3
ИТОГО: