«Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО».
Труфанова Олеся Владимировна
учитель математики
МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска«Система оценки достижения планируемых предметных
результатов по математике в контексте требований
ФГОС ОО».
Одним из направлений оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающимися.
Именно система оценивания образовательных результатов определяет направления деятельности для учителя, а для ученика правильно организованная и понятная система оценивания образовательных результатов становится основой для формирования самостоятельности.
Основным объектом оценки предметных результатов по математике в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Особенностью системы оценивания в рамках ФГОС является комплексный подход к оценке результатов образования. Помимо привычных контрольных работ необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Формирующим оценивания является обеспечение участия ученика в процессе оценивания. От этого зависит мотивация и самооценка, которые существенным образом влияют на обучение. Я активно включаю учеников в контрольно-оценочную деятельность (самооценка и взаимооценка). В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Чтобы проследить динамику индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, учителю необходимо знать, как работал ученик на уроке, понял ли он тему. Чтобы включить в процесс рефлексии всех учеников, надо сделать этот процесс как можно более индивидуальным, конкретным для каждого. Тогда ребенок начнет думать о себе, о своей работе на уроке, о приобретенных новых знаниях и умениях, о своих победах или неудачах, о путях преодоления препятствий, если такие возникают. Инструменты самооценивания можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик. Я выбрала для себя «Светофор». Ученики показывают учителю цветной кружок: красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Чтобы проследить динамику индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов, необходимо проводить контрольно-оценочную деятельность. Формами данной деятельности являются
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
- тестово-диагностические работы (при изучении темы два раза: «на входе» и на «выходе»);
_ итоговое оценивание.
Итоговое оценивание должно включать разные виды оценивания:
это оценки за стандартизированные итоговые работы плюс накопленные оценки, а также успехи во внеурочной деятельности (конкурсы, олимпиады).
И ещё один момент, который можно активно использовать в своей работе – это «Портфель достижения ученика».
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки). Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. Портфолио способствует формированию самостоятельности мышления обучающихся. Основные задачи портфолио: поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников, выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс.
Библиографический список
Методические рекомендации к рабочей тетради "Учимся учиться и действовать" Ред. к.пс.н., профессора МГППУ М.Р. Битянова, М, 2011
Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике 5,6 классы. Составитель А.М. Лукашенок. Мозырь «Белый ветер», 2013
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013
Раздел III ФГОС п.18.1.3. минобрнауки.рф/документы/938