Создание условий для эмоционального благополучия воспитанников


«Создание условий для эмоционального благополучия воспитанников»
В. И. ВязигинаСоздание условий для эмоционального благополучия воспмтанников.
Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Базовые эмоции - это фундаментальные эмоции, образующие мотивационную систему человека. К базовым эмоциям, составляющим основу эмоциональной сферы, относятся эмоции радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения, страха, вины. Каждая из них имеет свою шкалу (варианты) проявлений, свои причины и последствия проявления. Именно эмоции, их взаимодействия с познавательными процессами, процессами сознания организует восприятие, мышление и деятельность человека. Ведь эмоции существуют независимо от мышления, познания. Опираясь именно на эмоциональную сферу ребенка, можно решить целый ряд проблем его развития в процессе формирования личностной сферы. Работая над формированием эмоций, расширением их диапозона, сознанием тонкого эмоционального реагирования, воспитатель обеспечит развитие резервных потециальных возможностей ребенка и тем самым создает основу для его успешного обучения в школе.
Л.В. Выготский писал, что эмоциональная реакция является могущественным организатором поведения.
Большими возможностями для формирования культуры чувств, эмоций обладают праздники. Праздники для детей не тусовка, а премьера важного события. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений. Ежедневные праздники жизни, постоянная праздность молодых приводят к развалу личности. Редкие, безликие праздники порождают дыхание скуки в жизни детей. Праздники не праздность, а большое и важное дело всегда коллективное, всегда творческое. Верно говорит народная пословица, что праздники памятны, а будни забываются. Праздники привлекательны для детей тем, что там - совместная деятельность, свободное общение. Праздники снимают конфликтность, рождают чувство общности. Праздники - ярчайшие страницы и события в жизни, социальные рубежи, это свободная форма духовного самовыражения, духовного общения ребенка, утверждал Сталь-Шмаков. И если кто-то из учеников нашей школы возьмет с собой во взрослую жизнь светлые и яркие минуты праздничных школьных событий, то это будет означать, что опыт эмоционального восприятия и освоения нашей сегодняшней действительности, сыграл свою положительную роль.
Развитие воображения и обогощение эмоциональной сферы происходит в сюжетно-ролевых и творческих играх: «Угадай, кто я?»; «Сделаем вместе»; «Назови как можно больше предметов»; «Что получилось?»; «Зоопарк».
Преобладающий тип эмоционального поведения по содержанию могут быть следующие: всегда весел, доволен, настроен радостно, с хорошим самочувствием. Или: угнетенное, вялое, пониженное, раздражительное самочувствие.
Восторженное настроение, грустное, тоскливое, озлобленное. Труслив или хитер. Если указанные нормы поведения переходят в аффект, то следует им дать наименование по содержанию. Нарушение в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Предлагаю такие коррекционные упражнения:
1)Робкий ребенок. Коррекционные упражнения: «Секрет»; «Место для отступления»; «Белое облако».
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка-угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность-признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы наказать, бить, ломать, щипать других, чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступают в драку. Это для данного ребенка единственный механизм «выхода» эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
Причины агрессивности почти всегда семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Только поняв и приняв это взрослые «догадаются», что ребенок не в чем не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
2)Упражнения на снятие агрессии, психического напряжения: «Так – не обижайся!»; «Час тишины и час можно»; «Сбрось усталость»; «Покачайся из стороны в сторону»; «Театр прикосновений»; визуализация «Радуга».
3)Игры на развитие делового эмоционального общения: «Чего не хватает»; «Помоги».
4)Релаксационные упражнения для быстрого засыпания в постели: «Шарик»; «Камень-веревочка»; «Ноги»; «Радуга».
К учащимся умственно отсталым с неуравновешенным поведением необходим особый подход и оказание помощи в преодоление негативных черт характера.
Суть его состоит в целенаправленном отборе форм, методов и средств воздействия на личность ученика для изменения стереотипа его поведения. Чувство дружбы, милосердия к каждому члену коллектива, как равноправному, формируются тогда, когда дети начинают руководствоваться в своих действиях и взаимоотношениях не только личной симпатии, но и сознанием долга, ответственности перед коллективом.
Учителям, воспитателям и психологам школы восьмого вида рекомендуется использование игровых заданий в целях коррекции недостатков эмоциональной сферы учащихся и развития ее сохранных качеств. Игра сильнее других видов деятельности затрагивает эмоциональную сферу личности. Игра помогает преодолевать даже достаточно устойчивые аффективные барьеры, служит источником доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, способствует обогащению эмоционального опыта детей, развитию их высших чувств.
Игра всегда добровольна, позволяет участникам самоутвердиться, дает чувство удовлетворения, может воодушевить, пробудить интерес, способствует осознанию потенциальных возможностей собственной психики. И если стихийное, бессистемное и неумеренное использование игры в практике работы коррекционного учреждения может даже навредить педагогическому процессу, то правильно подобранная и умело проведенная игра рассматривается в качестве одного из основных его элементов.
Синхронизировать эмоциональный настрой группы, создать особую атмосферу- этой цели в наибольшей степени соответствуют подвижные игры с элементами соревнования, которые выполняют скорее развлекательную, чем коррекционно - развивающую функцию, но несут мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают школьников на новый вид деятельности:
«Горячий картофель»; «Черепашьи бега»; «Вороны и воробьи»; «Кому достанется платок»; «Карлики и великаны»; «Береги свой хвост»; «Не погаси свечу»; «Тянитолкай»
Такие игры можно проводить и по ходу занятия, они помогут снять усталость, или излишнее напряжение группы, заполнить возникшую паузу между этапами работы.
Однако если школьники проявляют повышенное возбуждение, связанное, например, с общим переживанием какого-то недавнего события, более благоприятное влияние на их эмоциональную сферу окажут спокойные игры:
«Ласковое имя»; «Смотри мне в глаза»; «Любое число»; «Ассоциации»; «Один, два, добрый день»; «Невыдуманные истории»; «Море волнуется раз»; «Испорченный телефон»; «Пойми меня».Игры, направленные на коррекцию и развитие невербальных средств эмоциональной экспрессии умственно отсталых школьников:
«Самое веселое (грустное, злое и т.д.) лицо; «На месте грустная (удивленная, испуганная и т.д.) фигура замри»; «Зеркальная комната»Игры, направленные на повышение интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений в сложной, конфликтогенной ситуации:
«Я на тебя не сержусь»; «Круг комплиментов»; «Чаепитие»; «Коробочка с сюрпризом»; «Веселая пантомима»; «Портрет»; «Грустный, веселый, испуганный, злой»; «Тайна».Таким образом, коррекционно-развивающее влияние игровой деятельности определяется ее занимательностью, эмоциональной привлекательностью. При наличии четко поставленных задач и творческого подхода к их решению это делает игру одним из наиболее эффективных факторов психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся школы восьмого вида.