Игровая психокоррекция эмоционального благополучия младшего школьника
Игровая психокоррекция
эмоционального благополучия
младшего школьника
( 10 занятий)
Автор – составитель
Мосурова Татьяна Николаевна
г. Сургут
Оглавление
стр.
1.Анкета диагностики страхов .......3
2.I этап - ориентировочный (2 занятия)....5
3.II этап – основной (6 занятий) ...7
4.III этап – закрепляющий (2 занятия) 12
5.Рекомендации классному руководителю.....14
Анкета диагностики страхов
Инструкция: «Скажите, вы боитесь или не боитесь?»
Когда остаешься один?
Заболеть?
Умереть?
Каких – то детей?
Кого – то из учителей или взрослых?
Незнакомых людей?
Того, что тебя накажут?
Героев из фильмов ужаса?
Страшных снов?
Темноты?
Волка, собаки, медведя, пауков, змей, мышей?
Машин, поездов, самолетов?
Бури, грозы, урагана, наводнения, землетрясения?
Когда очень высоко?
В маленькой, тесной комнате, туалете?
Воды?
Огня, пожара?
Войны?
Врачей?
Крови?
Уколов?
Боли?
Неожиданных, резких звуков (когда внезапно что – то упадет, стукнет, затрещит)?
Контрольной работы?
Чего еще вы боитесь?
I этап - ориентировочный (2 занятия)
Занятие 1.
Вводная беседа:
«Сегодня у нас начинаются необычные занятия. Вам интересно, что мы на них будем делать? На этих встречах мы будем много разговаривать, играть, рисовать, общаться друг с другом разными способами. А самое главное эти занятия помогут вам научиться держаться достойно в трудные минуты, чувствовать себя спокойно в сложных ситуациях и смело идти на встречу трудностям. От вас потребуется лишь внимательное отношение друг к другу, выполнение правила молчания, когда кто – то говорит, честность и вежливость, активное участие во всех упражнениях. Вы согласны? Тогда давайте начнем с приветствия друг друга».
Упражнение 1. «Эмоциональная разминка».
Цель: раскрепощение, снятие физического и эмоционального напряжения.
Ход: Ведущий предлагает детям под тихую веселую музыку поздороваться друг с другом разными способами: взглядом, руками, жестом, пятками, носом, плечом и т.д. Рефлексия.
Упражнение 2. «Кто чего или кого боится?».
Цель: снижение негативных переживаний, которые препятствуют нормальному самочувствию детей.
Ход: Дети располагаются в круге, и ведущий задает общий вопрос для всех: «Кто чего или кого боится? Расскажите подробней». Дети высказывают свои переживания по тому или иному поводу, освобождаясь от негативного груза. Рефлексия.
Разминка «Подвигаемся как»
Дети поднимаются с пола, и ведущий просит их под веселую музыку подвигаться как пантера, медведь, лисица, заяц, и другие животные, каких пожелают участники.
Упражнение 3. «Что такое страшно?»
Цель: знакомство с понятиями определяющие состояния тревоги и страха; налаживание положительного эмоционального контакта между участниками тренинга и ведущим для дальнейшего взаимодействия.
Ход: Дети рассаживаются в круг и ведущий задает вопрос: «Что в вашем понимании означает страшно?». Дети высказываются. Ведущий обобщает. «Что означает "боюсь"?, Что такое волнение, тревога?, Чем отличается волнение от страха?, Как вы умеете справляться с этими состояниями и чувствами?, Что лучше испытывать страх и волнение или радость и удовольствие? Что означает радость, приятное волнение?». Коротко обсуждаются эти вопросы. В заключении еще один вопрос: «Хотели бы вы избавиться от волнения и страхов и стать более веселыми, радостными, спокойными и смелыми?». Заключение контракта – согласие всех участников Т – группы. Рефлексия. Прощание.
Занятие 2.
Упражнение 1. «Улыбка».
Цель: снятие нервно – мышечного напряжения, создание положительных эмоций.
Ход: Участникам объясняется значение улыбки для снятия напряжения, как физического, так и эмоционального. Дети закрывают глаза и ведущий предлагает представить им солнечный осенний день, как они красивые и нарядные идут по парку с букетами цветов, затем дарят эти цветы любимым учителям и улыбаются друг другу и учителям. «Давайте улыбнемся. Откройте глаза и улыбнитесь мне и всем окружающим». Предлагается ряд ситуаций, связанные со школой или учебной ситуацией (могут предлагать и дети). Рефлексия.
Разминка «Построиться по»
Участники строятся в шеренгу по любому предложенному ведущим или детьми признаку (рост, все, цвет волос, веселость, активность, по месяцам).
Упражнение 2. «Страшный учитель».
Цель: представление эмоций страха и испуга в преувеличенной форме, работа с чувством страха.
Ход: Ведущий: «Закройте глаза и представьте, что вы сидите за партой и вдругстрашный, престрашный учитель, с острыми зубами и длинными когтями, лохматый, со зверской улыбкой смотрит в журнал и вызывает вас к доске, он волочит вас по полу и швыряет посреди класса Испугались? Как вам страшно покажите:
сжались все в комочек, застыли;
брови подняли вверх;
глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться;
рот приоткрыли;
голову втянули в плечи;
руками вцепились в стул, будто боимся упасть;
задрожали, зубами застучали;
слова сказать не можем.
Брр! Как нам страшно! Сделаем глубокий вдох и резкий выдох. Посмотрели друг на друга и улыбнулись. Правда ли так страшен учитель? Что вы испытываете сейчас? Что показалось необычным? Долго ли можно находиться в таком скованном состоянии?». Ведущий показывает преувеличение страхов школьника перед проблемной ситуацией в школе и вне школы.
Упражнение 3. «Добрая школа».
Цель: Закрепление положительных эмоций в ситуациях, связанных со школой.
Ход: Ведущий предлагает разного типа ситуации и при назывании их по очереди, дети должны отреагировать какими - либо эмоциями на данный вариант. Ситуации:
вы у доски и учитель помогает вам ответить на поставленный вопрос;
вы получили положительную отметку при ответе у доски или за партой;
учитель ласково улыбнулся и погладил вас по плечу;
за выполнение задания у доски вы получаете красивую картинку – фант;
при вашем устном ответе вам улыбается учитель, солнечные лучи падают на ваше лица и озаряют его, вас внимательно слушает весь класс и удивляется вашей эрудиции.
Рефлексия. Прощание.
Домашнее задание: написать сочинение на темы «боюсь», «мне страшно, когда».
II этап – основной (6 занятий).
Занятие 3.
Приветствие «Комплимент»
Ведущий предварительно беседует с участниками Т – группы на тему «Что такое комплимент?». После, дети образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент – приветствие (добрый день, у тебя приятная улыбка и т. д.) справа налево, а затем наоборот.
Упражнение 1. «Цветик семицветик».
Цель: формирование уверенности в себе, формирование способов преодоления страхов.
Ход: Дети сидят на ковре в кругу. У ведущего в руках 7 кусочков цветной бумаги в виде лепестков, скрепленные скрепкой. Инструкция: «Это цветик – семицветик. Он выполнит все ваши желания, если вы этого захотите. Давайте по очереди назовем все ваши желания, их только семь. Начнем с того, что пожелаем не бояться того, что мы боимся больше всего на свете». Детям дается время подумать. Начинает ведущий. Затем передает цветик – семицветик участникам. Когда желание договаривает последний участник, ведущий сообщает: «У нас очень важные желания. Вы хотите, чтобы они исполнились? У меня есть еще один семицветик, который даст вам силу эти желания осуществить. Теперь, отрывая лепесток, необходимо сказать, как вы поступите, чтобы вам больше не волноваться о том, о чем вы проговорили в первый раз». Вновь ведущий начинает первым. Дети сами придумывают пути выхода их волнующей их ситуации, а если затрудняются ведущий направляет на конструктивное решение проблемы. В заключении ведущий говорит: «Теперь ваши желания осуществятся, только необходимо поступать так, как пожелали. Срывая лепесток у второго семицветика. Рефлексия.
Разминка «Дракон»
Все участники встают в цепочку. Первый – «голова дракона», последний «хвост». Голова должна поймать хвост.
Упражнение 2. «Я могу».
Цель: формирование уверенности в себе и снижение тревожности в ситуации проверки знаний.
Ход: Ведущий предлагает ситуацию: «Учитель просит меня пересказать длинное, сложное произведение какого-либо писателя. И сделать это громко, четко и выразительно, да еще и выйти к доске. Я все знаю, но у меня дрожат колени, я не могу, у меня дрожат руки, я не могу. Я все забыл – я не могу. Что в подобных случаях не получается у вас? Начните со слов «я не могу» и каждый по очереди проговорит, чем ему трудна эта ситуация. Теперь попробуйте представить, что есть девочки и мальчики, которые плохо умеют пересказывать, не умеют читать, кто знает намного меньше, чем вы. Кто никогда не может справиться с самыми легкими заданиями. А вы прекрасно можете читать, писать, считать. И можете справиться с самыми трудными заданиями и у доски, и за партой. Вы можете! Давайте проговорим «я могу - дети говорят, что они могут сделать; «я сумею- каждый попытается сказать, что и насколько он может выполнить, если приложит все усилия». При этом правильность или неправильность реплик детей комментируется, подчеркивается только, что каждый чего–то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других. Рефлексия.
Домашнее задание: принести краски и альбом.
Занятие 4
Приветствие.
Разминка «Бабочка – ледышка».
По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.
Упражнение 1. «Я его боюсь».
Цель: снижение эмоционального напряжения и тревожности при рисовании объекта страха.
Ход: Ведущий предлагает детям разместиться там, где им было бы уютно в комнате релаксации. Акварельными красками и карандашами участники рисуют на большом листе бумаги кого они боятся – свои страхи. Инструкция: «Рисуя того, кто вызывает у вас самое большое волнение или напряжение, неприятные чувства, выговаривайте все, что думаете о нем, все, что хотели бы сделать с ним, пусть оно вас испугается и не будет больше вас пугать». После рисования дети садятся в круг и их рисунки обсуждаются. Ведущий просит еще раз по очереди проговорить, что на рисунке и что они хотят ему сказать, сделать с ним, попросить. Задаются следующие вопросы:
Чем оно вас пугает?
Что вы хотели бы изменить в нем, чтобы оно вас не пугало?
Что ему нужно от вас, что оно так пугает вас?
Что было бы, если вы его не боялись?
Как сделать, чтобы он потерял свою страшную силу?
Сделайте это, когда вы будете готовы.
Ведущий предлагает ряд вариантов избавления от волнующий факторов, ориентируясь на высказывания детей.
Упражнение 2. «Слепой танец».
Цель: снятие страхов, развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям.
Ход: Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2 – 3 минуты). После чего меняются ролями. Обсуждение по вопросам:
Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?
Как больше понравилось танцевать – с открытыми глазами или с закрытыми? Почему? И т. д.
Прощание.
Занятие 5
Приветствие.
Разминка «Ласковое имя»
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ласкательных имен участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
Упражнение 1. «Смелые ребята».
Цель: работа со страхом наказания, выработка конструктивных способов поведения в стрессовых ситуациях.
Ход: Ведущий: «Часто бывает так, что взрослые (мамы, папы, учителя, тети, дяди) вас ругают, делают обидные замечания, наказывают. Вам становится неприятно, даже если вы что-то и натворили. А вы стояли, опустив голову, и молчали или вам запрещали говорить, оправдывать себя. Были у вас такие ситуации?». Выслушивание детей. «А пробовали ли вы говорить когда – нибудь взрослым, что вам страшно, что вы очень боитесь, когда вас наказывают или ругают не заслуженно? Попробуйте». Ведущий предлагает детям разыграть подобную ситуацию. Дети проигрывают сценки на темы:
Разбился цветочный горшок в классе, вошла учительница и стала зло бранить;
Вы не выучили урок, и учитель делает вам неприятное замечание, кричит;
Вы испачкали новую одежду, и родители наказывают вас, поставив в угол или другим способом.
После этого эффекта ведущий предлагает детям сказать взрослым: «Что мне делать, чтобы ты успокоилась, чтобы ты не ругался?». Обмен впечатлениями, чувствами. Ответы на вопросы: «Легче ли стало в этой или другой ситуации? Изменится ли поведение родителей в ответ?». Дети могут сами предлагать ситуации из собственной жизни.
Домашнее задание: попробуйте применить полученные вами знания в ситуациях, которые возникнут в течении времени, когда мы не будем видеться.
Упражнение 2. «Прогулка по берегу моря».
Цель: снятие физического напряжения, настрой на положительные переживания.
Ход: Дети вместе с ведущим снимают обувь и с закрытыми глазами делают шаги в разные стороны. Затем становятся в круг, кладут свои руки на плечи впереди стоящего и ведущий комментирует: «Мы на берегу моря. Ярко светит солнце, нам тепло. Море спокойное (гладит спину впереди стоящего ладонями), давайте прогуляемся по берегу моря (продолжает гладить, но чуть живее)». Дети делают те же самые движения по цепочке. «Но вот поднялся ветер (резкие движения руками), море волнуется (похлопывание), волны накатывают на берег с огромной силой (массаж шейных позвонков), и так далее. После все садятся в круг и рассказывают о своих ощущениях. Рефлексия. Прощание.
Занятие 6
Приветствие.
Разминка «Почешем спинку»
Ведущий просит участников встать в круг, так чтобы каждый видел спину рядом стоящего. Кто-либо из детей начинает хаотичное движение пальцами или ладонями по спине соседа. Тот, кому сделали «массаж» должен в точности повторить это движение на своем партнере. Так выполняется детьми по всему кругу. Движение должно вернуться к его «создателю» и тогда он отмечает, то ли это было движение. Рефлексия.
Упражнение 1. «Дыхание»
Цель: обучение участников снимать физическое и эмоциональное напряжение в ситуациях, вызывающих тревогу и страх.
Ход: Ведущий предлагает несколько способов избавления от волнения и напряжения на уроках, в неприятных ситуациях и др. рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например:
делать выдох вдвое длиннее, чем вдох;
в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать на 10 – 20 секунд;
делать вдох и выдох без паузы 1 – 2 минуты;
глубокий вдох, резкий выдох и т. д.;
если трудно уснуть, проследить за дыханием, чтобы вдох и выдох были ритмичны.
Предложить попробовать проделать дыхательные упражнения с демонстрацией ведущим. Рефлексия.
Упражнение 2. «Бой с подушками»
Цель: разрядка негативных эмоций, снижение напряжения.
Ход: Ведущий просит: «Представьте себе самые неприятные, волнующие вас ситуации или события. Возьмите подушки». И под быструю, но не агрессивную музыку дети должны произвести с ними манипуляции (бить, хлопать, выговаривать, и что угодно делать). После с детьми проговаривается их чувства, возникшие в ходе выполнения упражнения, делятся ощущениями и эмоциями, и тем, что с ними происходили во время упражнения (рефлексия).
Прощание.
Занятие 7
Приветствие.
Разминка «Молекулы»
Инструкция: «Представим себе, что мы все – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы сейчас все начнем быстро двигаться по этой комнате, и я буду называть какое-нибудь число. И тогда атомы должны объединяться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь, друг друга предплечьями».
Упражнение 1. «Мысленная тренировка».
Цель: обучение конструктивному выходу из ситуаций, вызывающих страх и тревогу.
Ход: Ведущий: «Когда вы идете в школу и знаете, что сегодня вас должны спросить, или вы пишите контрольную работу; когда предстоит совершить что-то важное; когда необходимо выполнить поручение учителя или другого взрослого. Попробуйте заранее представить эту ситуацию во всех ее подробностях, трудных моментах, вызывающих ею переживания, и тщательно продумайте свое поведение». Проигрывание ситуации: представление о окончании занятий и приход домой. Рефлексия.
Разминка «Дракон» (см. занятие 3).
Упражнение 2. «Радиоприемник»
Цель: обучение настройке на подходящее эмоциональное состояние в напряженных
ситуациях.
Ход: Ведущий: «Вы знаете, что такое радиоприемник? (пояснить если требуется) Давайте попробуем представить себя маленькими живыми радиоприемниками, которые могут настроиться на любую волну. На одной волне может звучать красивая, спокойная мелодия, на другой – грустная медленная, на третьей – быстрая, веселая, на четвертой –грохот и шум если мы хотим настроиться на какую-либо волну необходимо повернуть в своем воображении кнопку настройки и представить то чувство, которое несет выбранная волна. Давайте настроимся на первую волну (для эффективности упражнения подобрана соответствующая музыка). Проговорите свои чувства по очереди. Побудьте на этой волне, в этом настроении, ощущении. Переключимся на вторую волну и т. д.
Рефлексия.
Домашнее задание: тренировка переключения на разные волны, прослеживание изменений в настроении.
Занятие 8
Приветствие.
Разминка «Мостик дружбы».
Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем ведущий спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «мостик дружбы».
Упражнение 1. «Приятное воспоминание».
Цель: снижение тревожности, обучение вызывать ресурсное состояние в сложных ситуациях.
Ход: Включается живая, мягкая мелодия, дети вместе с ведущим садятся на ковер в удобные позы. «У всех из нас есть самое приятное воспоминание и если было бы возможным мы бы вернулись туда и остались бы навсегда. Закройте глаза, сейчас мы вернемся туда, где нам было очень хорошо. Услышьте ваше дыхание, как бьется сердце, послушайте музыку... и вспомните тот день, час, минуту, когда вам было больше всего весело, приятно, вы чувствовали себя прекрасно, где вас ничего не волновало, не беспокоило». Ведущий стимулирует детей на то, чтобы они вспомнили, как им было спокойно и ничто не тревожило (фиксация на данных ощущениях). После детям предлагается обсудить ощущения, испытанные во время сеанса. Дается рекомендация: при ситуациях, вызывающих беспокойство, неуверенность, страх вспомнить то состояние, когда они испытывали покой и радость.
Упражнение 2. «Мусорная корзина»
Цель: избавление от негативных эмоций и чувств, препятствующих нормальному самочувствию.
Ход: Ведущий ставит на середину комнаты небольшую корзину и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужна мусорная корзина, затем почему необходимо постоянно освобождать ее от мусора. Предлагается представить себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живем, невозможно передвигаться, становится тяжело дышать, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами, чувства накопляются часто ненужные, вредные. Некоторые любят копить чувства, например обиды, страхи. Далее предлагается выбросить старые ненужные обиды, страхи, тревогу в мусорную корзину. Для этого дети на листочках записывают все то, что им мешает, ненужно, от чего хотят избавиться, например: «я боюсь...», «меня волнует», «мне не нужна тревога по поводу» и т. д. Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорную корзину, а ведущий выносит эту корзину в мусорный ящик. Рефлексия.
Домашнее задание: принести символ героя сильного, смелого, решительного.
III этап – закрепляющий (2 занятия)
Занятие 9
Разминка - приветствие «Бум – Бум»
Детям предлагается поздороваться, встав в круг, взявшись за руки, и каждый из участников произносит приветствие в любой форме. После того как скажет один, все вместе кланяются и громко произносят бум – бум (словно колокол).
Упражнение 1. «Я самый смелый».
Цель: закрепление положительных качеств характера школьников, формирование уверенности в себе.
Ход: Ведущий предлагает детям по очереди переодеваться и брать символы, выражающие смелость, решительность и т. д. и выходить на сооруженную сцену и произносить такую речь: «Я самый смелый, сильный, решительный, потому что я умеюмогуне боюсь». Это проговаривается с соответствующей интонацией и движениями (мини – театр). Дети – зрители хором повторяют все то, что проговаривает человек на сцене, хлопают, кричат браво, ух ты и т. д. Через эту процедуру проходят все участники тренинга. Рефлексия.
Упражнение 2. «Беседа по сочинениям».
Цель: показать преувеличение страхов и тревог школьниками, показать бессилие страхов над школьниками после тренинговой работы, отказ от негативных переживаний.
Ход: Все упражнение строится вокруг вопросов рефлексивного характера:
Что было до того, как вы написали это сочинение?
Что вы чувствовали, когда писали его?
Что вы чувствуете сейчас?
Что вы чувствуете, когда перечитываете его?
Изменилось ли что-то из того, о чем вы написали в сочинении?
Дети работают с сочинениями, отвечают на вопросы и делают с ними все, что хотят.
Прощание.
Занятие 10
Разминка - приветствие «Мяч»
Участники становятся в круг. В руках у одного из них мяч. Бросая мяч, следует сказать комплимент, словесный подарок, приветствие тому, кому брошен мяч.
Упражнение 1. «Нарисуем смелость».
Цель: формирование уверенности в себе, снижение тревожности.
Ход: Дети под смелую, динамичную музыку рисуют свою смелость, решительность, храбрость и т. д. По окончании рисования рисунки анализируются, проговариваются все изображенные качества и их значения для школьников:
смелость,
храбрость,
решительность,
уверенность,
спокойствие,
уравновешенность.
Дети могут анализировать рисунки друг друга. Рефлексия.
Упражнение 2. «У меня все хорошо»
Цель: рефлексия эмоционального состояния, закрепление положительных эмоций; прощание.
Ход: Ведущий предлагает вспомнить все прошедшие занятия и побеседовать о них. Рассказать пользовались ли школьники приемами саморегуляции своего эмоционального состояния в то время, когда не шли занятия (дома, в школе, со сверстниками, взрослыми). Ответить на вопросы:
Мои чувства и мысли на сей момент?
Что я ощущаю сейчас, и буду ощущать потом?
Стал ли я другим, если стал, то каким?
Что именно во мне изменилось и стало нравится?
Что мне помогло?
Мои страхи и тревоги сейчас это
Ритуал прощания: пожелание друг другу сохранить те чувства, которые открыли в себе в течении тренинговой работы. Упражнение «Мостик дружбы».
Рекомендации классному руководителю
Необходимо обеспечить реальный успех учащихся с высоким уровнем тревожности, в какой – либо деятельности на уроке (рисование, ответ у доски, выполнение индивидуальных заданий и т. д.).
Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи учащихся невелики:
А) разработать методику контроля знаний (самоконтроль, взаимоконтроль и др.);
Б) систематически комментировать ответы учащихся, а не анализировать их личность;
В) дифференцировать оценку учащихся и давать полное обоснование выставленной отметке;
Г) тактичный подход к учащемуся;
Д) создавать ситуации успеха.
III. Поощрять творческие порывы учащихся.
IV. Меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним
самим, оценивая улучшение его собственных результатов.
V. Создать в классе благоприятный психологический климат:
А) теплые эмоциональные отношения;
Б) доверительный контакт;
В) быть детям другом и помощником.
VI. Тревожные дети обычно скованны, мышечно зажаты необходимы упражнения на
расслабление, релаксацию (дыхание, массаж «прогулка по берегу моря»,
физминутки).
VII. Главное, не принуждать учащихся делать то, что они еще не в силах сделать, при этом, запугивая выставлением отрицательных оценок.
13PAGE 15
Заголовок 115