Методическая разработка: Методы и формы социального педагога с семьёй
Белименко Ирина Николаевна – социальный педагог
Тюменская область, Сургутский район, г. Лянтор
Лянторская средняя общеобразовательная школа №3.
«МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ»
«Надо, чтобы семья была хорошей школой,
а школа - хорошей семьёй».
Теодор Бер:
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.
Во все времена семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались из поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье, как воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения.
Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время всё яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
Взаимоотношения школы и семьи важны на всех этапах школьной жизни. Хорошо, если отношения в семье ребёнка добрые, разумные, тогда он сам будет вносить в школу доброту и разумность. А если его положение в семье ненормальное? Тогда школа может и должна компенсировать эту духовную ущербность, чтобы ребёнок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком. Для этого-то ей и необходимо наладить дружеские, партнёрские отношения с родителями. Одной из причин ущербности семейного воспитания является низкая педагогическая и психологическая культура родителей, неумение налаживать правильные отношения с детьми, справляться с ситуациями, когда у детей возникают трудности в учёбе, в общении со сверстниками.
Школа должна помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьёй следует вспомнить типы семей, с которыми работает социальный педагог, – многодетная, неполная, опекунская, с детьми-инвалидами, неблагополучная. Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, которые имеют низкий социальный статус в какой - либо из сфер жизнедеятельности или несколько одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в роли советника, который информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей, дает педагогические советы по воспитанию детей, в качестве консультанта помогает в вопросах семейного законодательства, межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания. В отдельно взятых семьях, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. Он выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Актуальность данной темы состоит в том, что семья в современных условиях нуждается в социальной поддержке, которую может оказать служба социальной помощи и социальный педагог школы. Социальный педагог семье необходим, так как 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребёнка, не имеют специальных знаний в области воспитания в установлении контактов с детьми. Родителям важно получать информацию, содержащую практические советы и рекомендации для конкретного случая.
Деятельность социально - педагогической службы нашей школы направлена на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме в которых развивается ребёнок. Начало учебного года начинается у социального педагога с изучения социальных паспортов. На основании социальных паспортов классов составляется «Социальная карта семей», Контингент учащихся по национальностям», «Социальный паспорт школы», где видна полная картина типов семей, с которыми работает социальный педагог. Я работаю с разной категорий неблагополучных семей. В процессе изучения каждой семьи выявляю интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, и составляю социокультурный и педагогический портрет семьи.
В процессе своей работы определила 3 основные группы проблемных семей, которые требуют к себе особого внимания.
Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль взаимоотношений с детьми.
Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей.
Основная задача в работе с неблагополучными семьями - укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми. Конечная цель всей нашей деятельности – восстановить воспитательный потенциал семьи. Поэтому в каждом конкретном случае необходима соответствующая помощь и поддержка. Доказано, что выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. Это аксиома: чем раньше школа узнаёт о такой семье, тем лучше для детей. Опыт показывает, что эффективными формами в работе с семьёй являются:
Социальный патронаж, посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющий установить и поддерживать длительные связи с семьёй, своевременно выявляя её проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь
Совместно с классными руководителями посещаю семьи не только «социального риска», но и семьи учащихся, которые вызывают тревогу. В вечернее время, встречаемся с родителями и беседуем о посещаемости, успеваемости, занятости ребёнка во внеурочное время, о проблемах внутреннего и внешнего общения семьи, по необходимости предлагаем родителям помощь психолога и социального педагога в налаживании контакта с ребёнком. Патронаж даёт возможность наблюдать семью в её естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой - то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. На каждую проблемную семью заводится папка с картой полной характеристики семьи, с учётом проводимой работы.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьёй. Для родителей и учащихся использую индивидуальные и групповые формы работы. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. Регулярно приглашаются в школу родители и подростки на индивидуальные беседы с регистрацией в тетради учёта. Проведение индивидуальных консультаций, с родителями полезны как для них самих, так и для меня. Вместе с детьми и родителями определяем способы решения проблем ребёнка. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием беседующих, оно не должно разглашаться. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, применяются групповые методы работы с семьёй (семьями) - тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приёмов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности, особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Ещё одна форма работы с семьёй – социально-педагогический мониторинг семьи – это система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации, оперативность получения сведений и их систематическая актуализация. Сущность социально- педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе, непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет систематизирование сбора информации и полученные результаты.
Также самым распространённым и естественным является метод наблюдения. Именно он даёт педагогу больше всего материала для воспитательной работы.
Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные мероприятия. Большую часть мероприятий в школе проходят с участием родителей. Традиционными в нашей школе стали месячник «Семья». В рамках, которого проводится ряд мероприятий: Конференция «Роль отца в семейном воспитании», конкурсы рисунков, фотографий, сочинений, классные часы с приглашением родителей. Месячник «Правового и толерантного воспитания» включает в себя такие мероприятия как: круглые столы в рамках школы и города с участием общественности, экскурсии в городской отдел милиции. С участием фельдшера-нарколога проводятся тематические классные часы на тему: «Линия жизни».
Наблюдается активность родителей в проведении школьных спортивных соревнований. Доброй традицией стало проведение ежегодных соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодные встречи по волейболу «Ученики-родители - учителя – участники локальных войн».
На протяжении пяти лет в школе действует родительский патруль. Ежемесячно проводим рейды в закреплённом микрорайоне с участием инспектора ОДН с целью выявления и предотвращения правонарушений подростков в вечернее время. К данной работе активно привлекаются и члены родительского комитета школы, что даёт положительные результаты.
Мы в школе делаем всё возможное, для того, чтобы решить, проблему семьи не выходя за её стены, но когда возможности решения проблем исчерпаны, мы привлекаем сотрудников опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов, работников социальных служб, которые оказывают действенную профессиональную помощь. Заботясь об укреплении семьи, развитии её воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на оздоровление и нормализацию отношений в семье и её социуме. Социальный педагог заботится о том, чтобы социальная работа носила активный характер, включая в социальную работу самих детей и родителей.
Работа не сразу даёт положительный результат, в её процессе приходится сталкиваться с различными трудностями, из опыта своей работы сделала вывод, что есть ряд условий, которые не позволяют наладить своевременный контакт с семьями «группы риска» это:
- Стеснение детей говорить о своих проблемах;
- Отсутствие желания родителей идти на контакт и сотрудничество со школой в связи со сверхзанятостью, асоциальным поведением.
Сегодня перед семьёй остро стоит проблема, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов, но и системы «родитель – ребёнок». Семья не всегда выполняет свои воспитательные функции; обеспечивает психологический комфорт эмоциональное благополучие ребёнка.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учёта всех её характеристик: семья - система гомеостатическая, т.е. сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких либо нарушений; семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать её на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для её успешного решения.
Работу социального педагога можно сравнить с работой бойца невидимого фронта. Работу художника можно увидеть, работу скульптора можно потрогать, а наша работа не даёт мгновенных положительных результатов. Но если мы смогли уберечь ребёнка от беды, оказали помощь родителю в трудоустройстве и предотвратили распад семьи, значит, работу социального педагога можно считать важной и нужной.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15