«Роль педагога в создании атмосферы эмоционального отклика, заинтересованности детей в театральном искусстве»


МБДОУ « Детский сад №5 «Белекеч»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Мастер – класс
«Роль педагога в создании атмосферы эмоционального отклика, заинтересованности детей в театральном искусстве»
Воспитатель: Кондратьева Н.В.

Апрель 2013 г.
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский.
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающей своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости.
Педагогическое руководство игровой театральной деятельностью в детском саду включает:
- воспитание у ребенка основ общей культуры;
- приобщение детей к искусству театра;
- развитие творческой активности и игровых умений детей.
Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности.
Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей, на высокохудожественные образы ( в музыке, в изобразительном искусстве, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности.
М. Аромштам писал: «Театр – это не просто развлечение. Информация, которую ребенок получает во время спектакля, является не только познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы, это еще и школа чувств. Ребенок здесь учится переживать, испытывает разные эмоции, учится узнавать о чувствах других людей».
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Увиденное в театре распирает кругозор и надолго остается в памяти ребенка. Рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства. Передача в рисунки различных эпизодов спектакля, лепке фигурок отдельных персонажей и целых сцен развивает художественно – творческие способности.
Театр – это ещё целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство ещё со многими удивительными словами и понятиями.
В театре все устроено так, чтобы можно было очутиться «внутри сказки».
И заинтересовать ребенка сможет увлеченный человек.
Работа педагога требует от него необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей.
При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной деятельности. Он становится стрессоустойчивым, артистичным приобретает режиссерские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна используются говорящие жесты: мимика, движения, интонация.
Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Артистизм помогает в общении и делает человека более раскрепощенным, а значит свободным.
Главные условия – эмоциональнее отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.
Прав был К. С. Станиславский, который говорил, что для детей надо играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше. Хороший актер проверяется на детской аудитории. И если он этой публикой «завладеет» сможет заинтересовать её, значит, он хороший актер, педагог.
Кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как искусство только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольника.