Родительское собрание о толерантности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ломовская средняя общеобразовательная школа
Родительское собрание
«Посидим рядком, поговорим ладкомо толерантности»
Учитель: Зотова Т.И
2014 г
Аннотация:
Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода и предусматривает совместное участие родителей и детей.
Способ проведения собрания: круглый стол.
Собрание включает в себя: упражнение-игра, беседа, рассмотрение некоторых практических ситуаций; разрешение конфликтов с позиции толерантности; подведение итогов родительского собрания.
Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, буклета для родителей, разучивание с детьми сценок, стихотворений, песни.
Направление: духовно – нравственное
Цель: повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания;
познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека;
способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества,
побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.
Сценарий собрания.
1.Включение в тему (Песня «Улыбка»)
-Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна.
Упражнение «Волшебная шкатулка».
-Сейчас я попрошу вас передавать по кругу вот эту шкатулку. Загляните внутрь. Там вы увидите уникального и неповторимого человека. Улыбнитесь ему и передайте шкатулку дальше.
-Кто же был тот уникальный и неповторимый человек, которого вы увидели в шкатулке?
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
Упражнение «Клубок».
-Давайте сейчас попробуем назвать качества личности человека, помогающие жить в обществе. Я попрошу вас взять вот этот клубок , передавать его из рук в руки, разматывая его и держась за ниточку.
-Вот так связаны между собой все люди, связаны теперь мы, потому что в данном обществе нам предстоит жить целых 11 лет, пока наши дети учатся в одном классе.
--Попробуйте, крепко держась за нить, потянуть ее каждый на себя. Что может произойти? Нить порвется, если мы не договоримся друг с другом, в какую сторону будем тянуть. Так вот, чтоб нам найти взаимопонимание между собой, нам нужны определенные правила общения. Спасибо.
2. Знакомство с понятием «толерантность».
-Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете?(Слайд) 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Сегодняшний разговор ставит целью задуматься нас о том, как быть толерантным в обществе родителей и в своей семье.
Анализ ситуаций
Наблюдение.
- Предлагаем вам посмотреть на себя со стороны.
(Дети разыгрывают сценки, читают стихотворения)
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой:
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться:
По приказу одеваться,
По приказу умываться.
Ровно заправлять постель.
По команде есть, садиться.
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я:
Конец терпенью моему
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ.
-Давайте проведем небольшой тест ,кто желает, на выяснение, какие вы дома , с детьми.
ТЕСТ1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:а) дадите ему другое блюдо;б) разрешите выйти ему из-за стола;в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:а) идете во двор и разбираетесь с детьми;б) советуете ребенку самому уладить конфликт;в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:а) начнете его ругать, кричать;б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядетерядом и разберете вместе с ним домашнее задание;в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;б) пытаетесь помочь исправить положение;в) физически или как-нибудь иначе наказываете.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:а) не выяснив причины, начинаете ругать;б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,что впредь опозданий не будет;в) накажете.
Результаты:
А это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.
Как же воспитать в ребенке толерантность?(Варианты ответов родителей). Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила.
«Как начинается война»?
Сын. - Папа, а как начинаются войны?
Папа.- Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.
Мама.- Англия с Америкой поссориться не может.
Папа.- Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретический пример.
Мама.- Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!
Папа.- Ничего бредового я ему не внушал!
Мама.- Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет. (рассердилась, кинула в папу клубок)
Сын. (встаёт между родителями) Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, как начинаются войны.
Составление схемы достойного выхода из ситуации
-Я обратилась к нашему школьному психологу и она порекомендовала всем попробовать учесть советы, которые я напечатала вам каждому. Дома их прочтите. Мы будем рады, если они помогут.
Создание кубика «толерантности».
-Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова. Прочитайте их, пожалуйста.
ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ВЫСЛУШАЙ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!
Давайте возьмем клей и склеим кубик. (Музыка).
Повертите его в руках, бросьте, посмотрите, что выпало, задумайтесь. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.
Заключительное слово учителя
Притча
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.
(Песня «Если добрый ты»).
- Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения друг с другом и с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
5. Рефлексия
- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?
Список используемой литературы и источников
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15