Урок обучения грамоте Путешествие в мир букв и звуков

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63»
города Ульяновска






КОНСПЕКТ УРОКА
« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БУКВ И
звуков


Немова О.Н..







2014-2015 учебный год



Тип урока: Повторение и обобщение по теме: «Звуки и буквы».
Вид урока: Интегрированный театрализованный урок (русский язык и кружок «Олимпик» ).
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные технологии.
Цель урока: повторить и закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях.
Задачи урока:
- Продолжать учить дифференцировать понятия «звук», «буква».
- Анализ и синтез слов с данными звуками.
- Развивать умение определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) .
- развивать фонематический слух, вырабатывать отчётливое произношение звуков, дикцию;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать речь в процессе составления слов, предложений;
- воспитывать добрые качества в ребёнке, развивать творческое воображение и стремление беречь и охранять природу родного края.
-формировать положительную учебную мотивацию; – воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.









1.Орг
Момент 



















2.
Основной этап
Звучит голос: "Внимание! Внимание! Мы находимся на железнодорожном вокзале. Сегодня на паровозике из РОМАШКИНО в далекое путешествие
«В мир букв и звуков» отправляется учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются 25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними их проводник в мир «Знаний «Кузина Г.В.
(видео)

Учитель.
Ребята, мы отправляемся в путешествие .Как вы думаете чем мы будем заниматься в путешествии ? Сформулируйте тему урока.
Звуки и буквы русского языка.
План урока.
С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их.
( Каждая группа подбирает своё приветствие)
1 группа - «Здравствуйте».
2 группа – «Добрый день».
3группа – «Добро пожаловать».
1станция «ВОСПОМИНАНИЙ»
(Слайд №1)
-По дороге расскажите всё, чему научились.
- Вспомните, сколько букв в русском языке? На какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные) - Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )    

 Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать.                   В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать.  - Сколько в русском языке букв, которые обозначают гласный звук?
-Назовите их. - Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?
( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.)  - Совершенно верно.
 А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть,  Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.  
-Чем отличатся звук от буквы?  ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать,   А еще его сказать.
2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ».
(Слайд 2)

-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит  Пятачок? (воздушный шарик). 
     
- Посмотрите к окну нашего вагона приклеился воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя. (На шарике написаны
буквы а, у, ы, и, э, а, м )

-Все буквы обозначают гласные звуки , а буква «ч» обозначает согласный звук.
Артикуляционная минутка
( ресурс начальной школы)


3станция «ЗАГАДОЧНАЯ».
(Слайд №3)

Учитель:  
Эта станция  предлагает новое испытание.  Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении.

Утром на траве росою
Эта буква заблестит,                                 
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р
-О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква? Эта буква на морозе, 
Как оса, ужалить может.
Ну, а в мае на березе       Ж
Жук ее узнать поможет.
О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква??
С этой буквой – добрым утром-
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам    Д
Даже под дождем идем.
- О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква?
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву        У
- О какой букве идет речь? - Какой звук обозначает эта буква?

Буква эта знаменита –             А
Стоит в начале алфавита.
- О какой букве идет речь? - Какой звук обозначает эта буква?


- Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.           Б
-- О какой букве идет речь? - Какой звук обозначает эта буква
(Буквы выставляю на доске)

Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.      
         Физминутка                       
(видео)
4 станция «ЗАЩИТИ БУКВУ» .  
(Слайд №4)

- Вы сейчас должны  чувствовать  ответственность  не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция
«ЗАЩИТИ БУКВУ».
Работа по парам. Постановка проблемы.

(ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА)
Буквы « Д» и «Р»- 1 группа
Буквы «У» и «Ж»- 2 группа
Буквы «Б» и «А»- 3 группа

(Буква Д обозначает звук /д/- он согласный, звонкий, парный, твёрдый и т.д.

5 станция «ОЛИМПИК»
(Слайд №5)
   
Работа по группам. Постановка проблемы.
Ребята, посмотрите кто к нам пришёл?
(В вагон забегает Вини-Пух)

Я принес вам 3 задания-ребусы , похожие вы выполняли на уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик»
(русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения .
Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.
Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!

Задание 1-ой исследовательской группе
Разгадать ребус №1
Задание 2-ой исследовательской группе.
Разгадать ребус №2
Задание 3-ой исследовательской группе.
Разгадать ребус №3

(Представители от групп выходят с ребусами и называют слово, а группа называет предложения с этими словами)









Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать
и понимать других;

2) формируем умение строить
речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами;

3) формируем умение оформлять
свои мысли
в устной форме;





Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать
учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей;

2) формируем умение прогнозировать
предстоящую
работу (составлять план);

3) формируем умение осуществлять
познавательную
и личностную рефлексию.






Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать
своё отношение
к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной
деятельности;

3) формируем умение оценивать
поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие
и воспитание:

1) воспитание нравственного
чувства, этического
сознания и готовности совершать
позитивные
поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое
воспитание;

3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

3
Итог

6 станция. Самооценка.
(Слайд №7)
Вывод
- Какую задачу мы ставили?
-Удалось решить эту задачу?
У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Шары прикрепляются на доску на дерево.