Урок обучения грамоте Путешествие в мир букв и звуков
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63»
города Ульяновска
КОНСПЕКТ УРОКА
« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БУКВ И
звуков
Немова О.Н..
2014-2015 учебный год
Тип урока: Повторение и обобщение по теме: «Звуки и буквы».
Вид урока: Интегрированный театрализованный урок (русский язык и кружок «Олимпик» ).
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные технологии.
Цель урока: повторить и закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях.
Задачи урока:
- Продолжать учить дифференцировать понятия «звук», «буква».
- Анализ и синтез слов с данными звуками.
- Развивать умение определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) .
- развивать фонематический слух, вырабатывать отчётливое произношение звуков, дикцию;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать речь в процессе составления слов, предложений;
- воспитывать добрые качества в ребёнке, развивать творческое воображение и стремление беречь и охранять природу родного края.
-формировать положительную учебную мотивацию;– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
1.Орг
Момент
2.
Основной этап
Звучит голос: "Внимание! Внимание! Мы находимся на железнодорожном вокзале. Сегодня на паровозике из РОМАШКИНО в далекое путешествие
«В мир букв и звуков» отправляется учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются 25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними их проводник в мир «Знаний «Кузина Г.В.
(видео)
Учитель.
Ребята, мы отправляемся в путешествие .Как вы думаете чем мы будем заниматься в путешествии ? Сформулируйте тему урока.
Звуки и буквы русского языка.
План урока.
С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их.
( Каждая группа подбирает своё приветствие)
1 группа - «Здравствуйте».
2 группа – «Добрый день».
3группа – «Добро пожаловать».
1станция «ВОСПОМИНАНИЙ»
(Слайд №1)
-По дороге расскажите всё, чему научились.
- Вспомните, сколько букв в русском языке? На какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)- Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )
Гласные тянутся к песенке звонкой.Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать,Но не желают свистеть и ворчать. - Сколько в русском языке букв, которые обозначают гласный звук?
-Назовите их.- Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?
( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) - Совершенно верно.
А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.
-Чем отличатся звук от буквы? ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
Мы не можем звук увидеть,И не можем в руки взять.Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ».
(Слайд 2)
-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
- Посмотрите к окну нашего вагона приклеился воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя. (На шарике написаны
буквы а, у, ы, и, э, а, м )
-Все буквы обозначают гласные звуки , а буква «ч» обозначает согласный звук.
Артикуляционная минутка
( ресурс начальной школы)
3станция «ЗАГАДОЧНАЯ».
(Слайд №3)
Учитель:
Эта станция предлагает новое испытание. Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении.
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р
-О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква?Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну, а в мае на березе Ж
Жук ее узнать поможет.
О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква??
С этой буквой – добрым утром-
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам Д
Даже под дождем идем.
- О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква?
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву У
- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква?
Буква эта знаменита – А
Стоит в начале алфавита.
- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква?
- Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан. Б
-- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква
(Буквы выставляю на доске)
Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
Физминутка
(видео)
4 станция «ЗАЩИТИ БУКВУ» .
(Слайд №4)
- Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция
«ЗАЩИТИ БУКВУ».
Работа по парам. Постановка проблемы.
(ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА)
Буквы « Д» и «Р»- 1 группа
Буквы «У» и «Ж»- 2 группа
Буквы «Б» и «А»- 3 группа
(Буква Д обозначает звук /д/- он согласный, звонкий, парный, твёрдый и т.д.
5 станция «ОЛИМПИК»
(Слайд №5)
Работа по группам. Постановка проблемы.
Ребята, посмотрите кто к нам пришёл?
(В вагон забегает Вини-Пух)
Я принес вам 3 задания-ребусы , похожие вы выполняли на уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик»
(русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения .
Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.
Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Задание 1-ой исследовательской группе
Разгадать ребус №1
Задание 2-ой исследовательской группе.
Разгадать ребус №2
Задание 3-ой исследовательской группе.
Разгадать ребус №3
(Представители от групп выходят с ребусами и называют слово, а группа называет предложения с этими словами)
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать
и понимать других;
2) формируем умение строить
речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами;
3) формируем умение оформлять
свои мысли
в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать
учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей;
2) формируем умение прогнозировать
предстоящую
работу (составлять план);
3) формируем умение осуществлять
познавательную
и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать
своё отношение
к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать
поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
Духовно-нравственное развитие
и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического
сознания и готовности совершать
позитивные
поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
3
Итог
6 станция. Самооценка.
(Слайд №7)
Вывод
- Какую задачу мы ставили?
-Удалось решить эту задачу?
У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Шары прикрепляются на доску на дерево.