Урок обучения грамоте Путешествие в мир букв и звуков 
  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 
            «Средняя общеобразовательная школа №63»
                                   города Ульяновска
КОНСПЕКТ   УРОКА
« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БУКВ  И  
звуков
                                    Немова О.Н..                                     
                                            2014-2015 учебный год
Тип урока: Повторение и обобщение по теме:  «Звуки  и буквы».
Вид урока: Интегрированный театрализованный урок (русский язык и кружок «Олимпик» ).
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные технологии.
Цель урока: повторить и закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях.
Задачи урока:  
- Продолжать учить дифференцировать понятия «звук», «буква».
- Анализ и синтез слов с данными  звуками.
- Развивать умение определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) .
- развивать фонематический слух, вырабатывать отчётливое произношение звуков, дикцию;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать речь в процессе составления  слов, предложений;
- воспитывать добрые качества в ребёнке, развивать  творческое    воображение и  стремление беречь и охранять природу родного края.
-формировать положительную учебную мотивацию;– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
1.Орг
Момент 
2.
Основной этап
Звучит голос: "Внимание! Внимание! Мы находимся на железнодорожном вокзале. Сегодня на паровозике из РОМАШКИНО в далекое путешествие
 «В мир букв и звуков» отправляется  учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются  25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними  их проводник в мир «Знаний «Кузина Г.В.
(видео)
Учитель.
Ребята, мы отправляемся в путешествие .Как вы думаете чем мы будем заниматься в путешествии ? Сформулируйте тему урока.
Звуки и буквы русского языка.
План урока.
С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их.
( Каждая группа подбирает своё приветствие)
1 группа - «Здравствуйте».
2 группа – «Добрый день».
3группа – «Добро пожаловать».
1станция «ВОСПОМИНАНИЙ»
(Слайд №1)
-По дороге расскажите   всё, чему научились.
- Вспомните, сколько букв в русском языке? На какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)- Дайте общую характеристику гласному звуку. (Гласный звук можно спеть, протянуть, при произношении воздух во рту не встречает преграды. )    
 Гласные тянутся к песенке звонкой.Могут заплакать и зарыдать.                   В темном лесу звать и аукать,Но не желают свистеть и ворчать. - Сколько в русском языке букв, которые обозначают гласный звук?
-Назовите их.- Верно. Теперь скажите, как можно доказать, что звук согласный?
 ( Он не поется, при произношении воздух во рту встречает преграду.) - Совершенно верно.
 А согласные согласныШелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,Но не хочется им петь.  
-Чем отличатся звук от буквы?  ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)
Мы не можем звук увидеть,И не можем в руки взять.Звук мы можем только слышать,   А еще его сказать.
2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ».
(Слайд 2)
-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит  Пятачок? (воздушный шарик).       
- Посмотрите к окну нашего вагона приклеился  воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя.   (На шарике написаны
буквы а, у, ы, и, э, а, м )
-Все буквы обозначают  гласные  звуки , а буква  «ч» обозначает  согласный  звук.
Артикуляционная минутка
( ресурс начальной школы)
3станция «ЗАГАДОЧНАЯ».
(Слайд №3)
Учитель:  
Эта станция  предлагает  новое испытание.  Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении.
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,                                 
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит. Р
-О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква?Эта буква на морозе, 
Как оса, ужалить может.
Ну, а в мае на березе       Ж
Жук ее узнать поможет.
О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква??
С этой буквой – добрым утром-
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам    Д
Даже под дождем идем.
- О какой букве идет речь?
- Какой звук обозначается эта буква?
Эту букву паровоз
На своей трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь букву        У
- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква?
Буква эта знаменита –             А
Стоит в начале алфавита.
- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква?
- Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.           Б
-- О какой букве идет речь?- Какой звук обозначает эта буква
(Буквы выставляю на доске)
Вот все буквы перед вами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.     
         Физминутка                       
            (видео)
4 станция  «ЗАЩИТИ   БУКВУ» .  
(Слайд №4)
- Вы сейчас должны  чувствовать  ответственность  не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция 
       «ЗАЩИТИ    БУКВУ».
Работа по парам. Постановка проблемы.
(ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА)
Буквы « Д» и «Р»- 1 группа
Буквы  «У» и «Ж»- 2 группа
Буквы  «Б» и «А»- 3 группа
(Буква Д обозначает звук /д/- он согласный, звонкий, парный, твёрдый и т.д.
5 станция  «ОЛИМПИК» 
(Слайд №5)   
Работа по группам. Постановка проблемы.
Ребята, посмотрите кто к нам пришёл?
 (В  вагон забегает Вини-Пух)
Я принес вам  3 задания-ребусы , похожие  вы выполняли на  уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик»
 (русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения .
Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам.
Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6)
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Задание 1-ой исследовательской группе
Разгадать ребус №1
Задание 2-ой исследовательской группе.
 Разгадать ребус №2
Задание 3-ой исследовательской группе.
 Разгадать ребус №3
(Представители от групп выходят с ребусами и называют слово, а группа называет предложения с этими  словами)
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать 
и понимать других;
2) формируем умение строить
 речевое высказывание 
в соответствии с поставленными
 задачами;
3) формируем умение оформлять
 свои мысли
 в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать
 учебные действия 
в соответствии с поставленной
 задачей;
2) формируем умение прогнозировать
 предстоящую 
работу (составлять план);
3) формируем умение осуществлять 
познавательную
 и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать
 своё отношение 
к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
 познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать
 поступки в
 соответствии с определённой 
ситуацией.
Духовно-нравственное развитие
 и воспитание:
1) воспитание нравственного
 чувства, этического
 сознания и готовности совершать
 позитивные
 поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое
 воспитание;
3) воспитание трудолюбия, 
способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
3
Итог
6 станция. Самооценка.
(Слайд №7)
Вывод
- Какую задачу мы ставили?
-Удалось решить эту задачу?  
 У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Шары прикрепляются на доску на дерево.