Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера»

Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Краснодарского края






Методическая разработка
урока
по дисциплине «Технические средства информатизации»

тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера»

для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

предназначена для преподавателей СПО








2014 Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc390643783" 14Введение 13 PAGEREF _Toc390643783 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc390643784" 141.1. Условия эффективности использования данной методической разработки. 13 PAGEREF _Toc390643784 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc390643785" 141.2. Перспективы использования методической разработки в массовой практике. 13 PAGEREF _Toc390643785 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc390643786" 14Описание урока 13 PAGEREF _Toc390643786 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc390643787" 14Ход урока. 13 PAGEREF _Toc390643787 \h 1471515
Организационный момент 6
Изучение нового материала .6
Первичное закрепление 7
Закрепление изученного материала.7
Домашнее задание 8
Подведение итогов занятия .8

13 LINK \l "_Toc390643789" 14Заключение. 13 PAGEREF _Toc390643789 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc390643790" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 13 PAGEREF _Toc390643790 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc390643793" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc390643793 \h 14141515
15

Введение
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в среднем профессиональном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрываются основные вопросы устройства компьютера, их назначение и основные характеристики. Данная разработка может быть интересна преподавателям общепрофессиональных дисциплин по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» и информатики для студентов 2 курса учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).
Темы, связанные с компьютером проходят через весь курс. В последующих темах студенты будут работать с компьютером, углубляя свои представления о его устройстве, возможностях, развивая собственные навыки работы на компьютере.
Владение компьютером для учащихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков у студентов работать с компьютерной техникой, но и навыков самостоятельной работы для дальнейшего самообразования.
Методическая разработка урока рассчитана на 45 мин.
Цели и задачи методической разработки.
Целью методической разработки является - представить вариант проведения урока по теме «Внутреннее устройство системного блока компьютера»;
Задачи:
описать организацию урока.
описать групповая форма работы на уроке

1.1. Условия эффективности использования данной методической разработки.
Для эффективного использования данной методической разработки необходимо выполнение некоторых условий. А именно:
необходимо создать комфортные условия на уроке, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
между студентами должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
необходимо поставить задачу, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;
все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;
в зависимости от задачи и ситуации возможно применение индивидуальной, групповой и парной работы;
требуется соблюдать регламент и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил).

1.2. Перспективы использования методической разработки в массовой практике.
Как для студентов, так и для преподавателя, урок интересен и результативен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (традиционным), одним словом – актуальный.
Данная методическая разработка создана как опыт применения современных педагогических техник, которые могут позволить любому преподавателю применить их в образовательном процессе.


Описание урока

Тема: «Устройство системного блока».
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цель образовательная:
формирование представления об устройстве компьютера, основных блоках и их назначениях.
Цель воспитательная:
Воспитание ответственности, прилежности, надежности, дисциплинированности, формирование мотивации к изучению дисциплины.
Цель развивающая:
Развитие умения кратко, понятно и доступно излагать свои мысли, умение слушать собеседника, умение применять знания в новых условиях.
Задачи:
- Знакомство студентов с аппаратным обеспечением компьютера, изучение базовой конфигурации компьютера;
- изучение функциональных возможностей различных устройств компьютера;
Оборудование урока:
Компьютер, интерактивная доска или мультимедиа проектор и экран, презентация, которая открывается в программе Power Point 2007, системные блоки для работы в группах 2 шт., электронный конструктор «Знаток» 2 шт, листы оценивания, карточки с заданиями.
Междисциплинарные связи:
Четко прослеживается связь с дисциплинами информатика, архитектура компьютерных систем.

Ход урока.
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов

1.Организа- ционный момент










Слайд 1





Слайд 2

Сегодня мы будем работать в двух группах.
У вас на столах оценочные листы (см.ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 1)), которые должен будет заполнить эксперт каждой группы. Экспертов выберите сами. Оценки вы получите за тему, цель, вопросы, кроссворд, диалог, конструктор, цепочку-опрос и самостоятельную работу.
На экране представлена информация. Подумайте, что здесь лишнее? Обоснуйте свой выбор. Подумайте, какую тему мы будем изучать. Да, действительно, тема урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера».
А теперь подумайте, какова цель нашего урока, для чего вы будете изучать устройство системного блока.
Да, цель нашего урока формирование представления об устройстве компьютера, основных блоках и их назначениях.
Запишите тему в тетрадь.
Студенты думают, отвечают.

2. Изучение нового материала
Слайды 3-12
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что для закрепления нового материала каждой группа задаст 1 вопрос другой группе. Поэтому будьте внимательны при изучении новой темы.
Кроссворд по теме «Устройство компьютера». (Приложение лист 2)

Объяснение нового материала по устройству системного блока. Преподаватель объясняет устно новый материал в сопровождении презентации.

Предлагается зачитать каждой группе диалог с ошибками. (Приложение лист 3)
Внимательно слушают.




Разгадывают кроссворд.

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.


Ищут ошибки в диалоге.

3. Первичное закрепление
Слайды 13, 14
Студентам каждой группы выдается один электронный конструктор «Знаток» (Приложение лист 4). Схемы конструктора носят познавательный характер. Собрав электрическую схему, можно получить акустический, оптический или электрический выходной сигнал. Электронный конструктор «Знаток» - это игра, тесно соединяющая знания о физическом мире, удовольствие и практическую полезность. Студенты приобретают навыки сборки электронных схем, что поможет им в дальнейшем правильно собирать материнские платы и системные блоки.

Собирают предложенную схему при помощи конструктора «Знаток».

4.Закрепление изученного материала
Слайд 15




Слайд 16


Самостоятельная работа.
Проверка знаний. Вы должны на карточке (Приложение лист 5) расставить соответствие между частями системного блока и их названиями.
Самостоятельная работа закончена. Выполнение самопроверки. На экране слайд с правильными ответами (Приложение лист 6) и критериями оценки, соответственно им студенты ставят себе оценку.
Умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
Цепочка - опрос.
Каждая группа задает вопрос другой группе по пройденному материалу. (Например: назначение блока питания, для чего служит процессор и т.д.) Эксперты оценивают вопрос и ответ и выставляют в оценочный лист.
Умение анализировать, обобщать.
Заполняют лист.
Выполняют самопроверку.
Эксперты заполняют листы.










Составляют вопрос в каждой группе, думают над ответом.


5.Домашнее задание
В качестве домашнего задания я вам предлагаю создать презентацию по теме: Устройство системного блока или поучаствовать в конкурсе «шпаргалок». «Шпаргалка» на тему «Устройство системного блока» оформлена на листе бумаги форматом А4; В шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
На листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий.
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Выбирают из двух предложенных заданий одно посильное. Записывают в тетрадь.

6. Рефлексия
Слайд 17

Дорисуйте смайлик по поводу вашего отношения изученному материалу, какие эмоции вы получили на уроке.
Дорисовывают смайлик.

7. Подведение итогов
Выставление оценок. Эксперты, сдайте мне оценочные листы
Эксперты собирают и сдают оценочные листы.





Заключение.
Данная методическая разработка занятия по дисциплине «Технические средства информатизации» по теме «Устройство системного блока» может быть использована при проведении занятий по данной теме в группах по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».
В данной методической разработке описана работа на уроке в малых группах, которая непременно повысит у студентов учебную и познавательную мотивацию. При совместной сборке предложенной схемы при помощи электронного конструктора «Знаток» у студентов развивается аналитическое мышление, приобретаются навыки сборки электронных схем, что поможет им в дальнейшем правильно собирать материнские платы и системные блоки. При составлении вопросов и ответов на них, студенты учатся анализировать и обобщать изученный материал. К методической разработке прилагается презентация, которая делает урок интересным. Такой урок повышает качество обучения за счет новизны деятельности, повышается роль наглядности в учебном процессе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М. 2010г.
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Глазунова О.И. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы с проблемами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мыследеятельностная педагогика
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie Примерная структура урока по ФГОС

ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 1)



ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 2)

Кроссворд по теме «Устройство компьютера»



ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 3)

Диалог продавца - консультанта в магазине компьютеров и покупателя.

Зачитывают два участника, по одному от каждой группы. Остальные ищут допущенные ошибки у продавца консультанта и соглашаются или не соглашаются с ответом покупателя.

Продавец – консультант : -Здравствуйте!
Покупатель: -Здравствуйте! Мне нужен компьютер
Продавец – консультант : - Вам для работы или для игры?
Покупатель : - Для работы.
Продавец – консультант : - Вот эта плазменная панель подойдет Вам как раз в качестве монитора.
Покупатель: - ? (студенты размышляют, действительно ли плазменная панель подойдет в качестве монитора и вслух обосновывают свой выбор)
Продавец – консультант : - Для записи DWD дисков Вам подойдет вот этот CD-ROM
Покупатель: - ? (студенты размышляют, что собой представляют DWD
CD-ROM, озвучивают ответ)
Продавец – консультант: Для хранения большого объема информации Вам лучше приобрести вот этот жесткий диск объемом 2 Гб.
Покупатель: - ? (студенты размышляют, действительно ли хватит этого объема для всей информации, озвучивают ответ)
Продавец – консультант ПК: - Чтобы компьютер работал быстро, Вам нужна оперативная память объемом 512 Гб.
Покупатель: - ? (студенты размышляют, действительно ли хватит этого объемадля оперативной памяти или выбрать больше объем, озвучивают ответ)
ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 4)
Электронный конструктор «Знаток».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Примеры собранных схем

Схема 1. Имитатор звуков и автоматический осветитель.



Схема 2. Логические элементы, имитатор звука, лампа управляемая светом, вентилятор с изменяемой скоростью вращения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 5)
Работу выполнил студент _________________________________________ Гр. 2 ПКС-1
Задание. Расставьте соответствие между названиями частей системного блока и цифрами.


Корпус


Процессор


Оперативная память


Видеокарта


Модем или сетевая карта


CD или DWD накопитель


Жесткий диск


Системная плата


Вентилятор


Сетевая карта или модем


Блок питания


CD или DWD накопитель

Правильных ответов:
Оценка :
ПРИЛОЖЕНИЕ (лист 6)
Правильные ответы. Самопроверка студентов.

1
Корпус

3
Процессор

5
Оперативная память

6
Видеокарта

7
Модем или сетевая карта

9
CD или DWD накопитель

11
Жесткий диск

12
Системная плата

4
Вентилятор

8
Сетевая карта или модем

2
Блок питания

10
CD или DWD накопитель


Критерии оценок.
11 - 12 правильных ответов - отлично
9 - 10 правильных ответов – хорошо
7 - 8 правильных ответов – удовлетворительно
Менее 7 правильных ответов - неудовлетворительно









13PAGE 15


13PAGE 142015




1

21

987654321

321

87654321

54321

7654321

4321

654321



Рисунок 1° 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·»
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ч
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·з
·
·
·
·
·ы
·
·
·
·
·
·
·
·
·в
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·z
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·13
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·=
·
·
·=
·o
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·M
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·«
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·к
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·b
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·В
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·=
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·э
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ч
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·=
·
·
·
·=
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·h
·
·М
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

·
·
·
·
·Ь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·«
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·O
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·I
·
·
·
·
·
·
·
·«
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·d
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·