Возрастные особенности четвероклассников. Рекомендации для родителей

25.02.2016. Выступление на родительском собрании 4 класса.
Тема «Возрастные особенности четвероклассников. Рекомендации для родителей»
Ведущая деятельность – учебная. Это основное занятие четвероклассников. Дети хотят учиться, т.к. есть широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные - стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, учителя,  получить   хорошую   оценку).

По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. В первую очередь это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения,  рисования,  а  в дальнейшем   к самому учебному предмету. В 4 классе у детей появляется интерес не только к процессу и содержанию предмета, но и интерес к раскрытию причинно-следственных зависимостей. Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. Родителям нужно стимулировать этот интерес. Рассказывать о явлениях окружающего мира, об устройстве техники или о том, что вы хорошо знаете.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают характеризовать личность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов выявлено, что его идеалы имеют ряд особенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся главным образом героические личности, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в книгах. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Еще одна особенность, характерная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить  перед собой  цель  подражать  героям,   но,  как  правило, подражает лишь внешней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением.

Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. 

Отношение школьника к классному коллективу меняется. Личность учителя становится менее значимой. Появляются товарищеские и дружеские контакты со сверстниками (сочувствие, радость, чувство солидарности). Эти взаимоотношения учеников способствуют развитию чувства коллективизма, проявляющегося в том, что каждый из них становится небезразличен к оценке товарищей  по классу. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или  иные стороны личности сверстников.

У четвероклассников возникает интерес к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие с ними изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь им важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

У многих ребят появляется страх взросления. Наблюдая за трудной жизнью родителей, ребята понимают, что постепенно выходят из детского возраста. Они говорят о том, что снова хотели бы стать маленькими, поэтому важно дать школьникам заряд оптимизма в отношении своей будущей жизни и способствовать переходу в подростковый период.

Т.к. детям становится важно общение со сверстниками, нужно, чтобы дети могли удовлетворить потребность в общении. Нужно, что посещали кружки.

Кто плохо читает – пусть ребенок читает 3 предложения легкого текста, записывает себя на диктофон, потом слушает себя. Когда ребенок услышит себя, осознает, что у него плохо получается читать – будет стремиться к развитию.
Письмо – когда ребенок пишет, пусть проговаривает слова – количество пропусков букв будет снижаться.
Для тренировки памяти можно 5 минут в день выполнять упражнения на запоминание цифр или слов.
Пересказ – нужно просить ребенка рассказать, что он проходил на уроках, пересказать мультфильм, который он видел и т.д.

С каждым годом, в связи с необходимостью действовать по образцу, креативность снижается. Необходимо тренироваться. Самое простое занятие – подбирать ассоциации к словам. Например, к слову «дом» или «семья» подобрать как можно больше ассоциаций. Также можно просить ребенка придумать фантастическую историю про кота, собаку, дом и т.д. Эти упражнения хорошо развивают воображение.

В связи с террористической угрозой – смотрите с кем общается ваш ребенок в социальных сетях. Желательно делать это ненавязчиво, так, чтобы ребенок не прятался от вас. Если вы видите переписку, которая вызывает опасения – не нужно детей ругать, они из-за этого начинают отгораживаться от родителей. Необходимо разговаривать с ними, объяснять с кем можно, а с кем нельзя общаться.

25.02.2016 _______________ педагог-психолог А.В. Чеканова
15