Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству, литературному чтению, музыке и окружающему миру на тему:«Пейзаж и его виды»
Средняя общеобразовательная школа № 18
Юго –Западного округа г. Москвы
Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству, литературному чтению, музыке и окружающему миру на тему:
«Пейзаж и его виды. А.К.САВРАСОВ и его знаменитая картина «Грачи прилетели». Рисование весеннего пейзажа на компьютере при помощи программы ПЕРВОЛОГО «
1 класс
Учитель: Алабина Раиса Игнатьевна
Организация класса.
Сообщение темы и целей урока.
---- Сегодня я снова приглашаю Вас на встречу с прекрасным. Мы продолжим наш разговор о жанрах живописи, поговорим более подробно об одном из них, познакомимся с некоторыми видами этого жанра искусства. Также Вас ждёт встреча с новым художником и его выдающимся творением. Увидите вы и работы других мастеров, побываете на мини – экскурсии и попробуете создать своё произведение. Но писать вы будете не красками, карандашами, фломастерами или другими изобразительными средствами. Сегодня вам поможет выполнить поставленную задачу компьютерная программа ПЕРВОЛОГО. Вы должны будете многое успеть , поэтому постарайтесь быть внимательными, не отвлекайтесь и будьте предельно собранными. Итак, начнём всё по порядку.
Повторение пройденного материала.
----- Для начала, скажите мне, пожалуйста, кто такие художники? ( Художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, иллюстрации в книгах, лепят фигуры людей и животных, создают рисунки посуды и тканей, придумывают игрушки, архитектурные ансамбли. Почти всего, что мы видим вокруг себя, коснулась рука человека.
--- А зачем художники это делают? (Они видят красивое в жизни, в природе и выражают эту красоту в своих произведениях , стремятся сделать нашу жизнь яркой и прекрасной. Представьте, какой тусклой и однообразной была бы она, не будь художников.
-----Художник может изобразить на своей картине что угодно. Об этом очень хорошо сказал в своём стихотворении «Что я узнал!» поэт А.Кушнер
Если видишь на картине
Нарисована река.
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется «пейзаж»
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это --- натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед –
Обязательно картина
Называется «портрет».
Работа над новым материалом.
Еще бывают жанровые картины, но наш разговор сегодня пойдёт о … чём?
( о пейзаже) Это слово зашифровано.
1). Знакомство со значением слова «пейзаж» и видами пейзажа.
---А вы знаете, что обозначает слово «пейзаж»?
--- С французского языка это слово переводится как « местность, страна».
Долгое время пейзаж считали второстепенным жанром в искусстве. И лишь выдающиеся произведения многих мастеров живописи позволили признать его полноправным жанром, равным таким, например, как историческая картина
«Оборона Севастополя». Автор А.А.Дейнека ) ,портрет В. А. Серова «Мика Морозов») или натюрморт Кончаловского М.П «Овощи» .
--- Художники никогда не пишут картину равнодушной рукой. Они вкладывают в произведение всю свою душу. Только тогда картина может задеть за живое, создать настроение – стать подлинным произведением искусства.
----Пейзаж --- это чаще всего изображение природы: полей, лесов, гор, морей, бескрайних просторов нашей Родины.
Но можно на нём увидеть и широкий городской проспект с большими домами, магазинами, несущимися машинами, набережными. Такой пейзаж будет называться как? Городским.
---- Если мы видим деревенские постройки, плетни, просёлочную дорогу – то это какой пейзаж? Сельский.
--- Пейзаж же, на котором изображено море, спокойное или бушующее, мы назовём … морским или коротко марина. Марина в переводе с латинского языка означает «морской».
----Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало внутреннего мира человека, стремление найти в разных состояниях природы соответствие человеческим переживаниями и настроениям , придало пейзажу лирическую окраску, чувство тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости.
Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.
Учитель показывает пейзажи, а дети говорят, как называется данный пейзаж.
Ребята рассматривают картины Айвазовского, Мясоедова «Страдная пора»,
2) Знакомство с Художником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым и его картиной «Грачи прилетели».
--- Природа, которую изображают пейзажисты, хороша в любое время года. Но сегодня на дворе весна.
Чтение стихотворения Баратынского «Весна!»
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев ,река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё дрова обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне…
Весна – пожалуй, самое долгожданное и самое красивое время года. Пали морозы, отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжёлая. Сырой и хмурый лес вздрагивает от падения капель с ветвей и прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа проснулась. Утром года назвал это время поэт А.С.Пушкин.
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает время года,
Синея блещут небеса..
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей…
Человеку легче дышится весной. Это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь.
Из всех времён года Алексей Кондратьевич Саврасов любил весну. Большой неуклюжий человек шёл по бульварам Москвы в Училище живописи, ваяния и зодчества, где учил рисовать пейзажи, и с детским любопытством смотрел по сторонам. Ему было интересно буквально всё: распустились ли цветы, появились ли листья на деревьях, прилетели ли грачи? А потом с воодушевлением рассказывал студентам о том, что увидел: «Я был в роще…
На дубах кора зеленеет… Как хорошо чувствуется весна!»
Его кисти принадлежит одна из самых известных картин «Грачи прилетели».
Художник изобразил на картине пробуждение природы с таящим снегом и первым весенним дыханием. Ему удалось показать внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему виду пейзажа.
Снег ещё холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Берёзки ещё не распустились, их ветки качаются в вышине. Небо с лёгкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.
После 17 марта на Руси прилетают пернатые вестники весны – грачи. И считается, что после прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу, ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа.
---Всмотритесь в картину и вы услышите как перекликаются в вышине птицы, как звенит капель! Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы берёз!
3) Слушание музыки П.И.Чайковского.
А чтобы прочувствовать это ещё лучше, я предлагаю вам послушать одну из
пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустные, то радостные. Вы услышите лёгкие трели, напоминающие пение жаворонка.
Существует примета, что после 17 марта возвращаются с юга пернатые вестники весны – грачи. И считается, что после прилёта грачей весна изо дня в день набирает силу, ширятся проталины, выше и ярче светит солнце. Пробуждается природа.
---- И она может выглядеть, как на картине А.А.Мухина «Последний снег», повествующей о приходе весны…Земля, деревья пронизаны солнечным светом. Теплый коричнево – жёлтый цвет земли, занимающий большую часть пространства, контрастирует с холодными островками последнего снега. Вскрылась река, наполненная талой водой, и её фиолетово – розовая окраска тоже способствует раскрытию основного живописного мотива, построенного на соотношении холодных и тёплых тонов. Широкая пространственная композиция уводит зрителя вдаль, где виднеется лес, окутанный весенней дымкой.
Перед вами ещё несколько весенних пейзажей известных художников пейзажистов …
Работа на компьютере.
Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья берёзы. Слушайте и смотрите весну, которую вам сейчас предстоит изобразить с помощью компьютерной программы ПЕРВОЛОГО.
Весна у нас в этом году поздняя, такой снежной весны не было на Руси 133 года. И поэтому мне бы хотелось увидеть в ваших работах тот период весны, когда уже сошёл снег и появилась молодая сочная трава и первые цветы.
Включаем компьютер.
Находим на нижней панели программу ПЕРВОЛОГО. Кликаем на её.
Заходим в рисовалку. Кликаем на карандаш и кисточку.
Выбираем инструмент - карандаш, которым нарисуем линию горизонта. КаКакой это будет карандаш? Синий. Определяем толщину линии.
Проводим линию горизонта. Какую линию мы называем линией горизонта?
Определяем точку схода. Рисуем еловый лес и реку. Выполняем заливку.
Проверяем, все ли линии замкнуты. Что произойдёт, если на линии есть разрывы? Заливку выполняем более светлым тоном, чем он есть на самом деле, чтобы правильно соблюсти законы перспективы: у линии горизонта цвет неба и земли более светлый, чем в нижней и верхней части рисунка.
У нас будет возможность сделать их более тёмными, если мы воспользуемся помощью разбрызгивателя.
С его же помощью мы нарисуем цветы или воспользуемся готовыми формами, помня о том, что все предметы, находящиеся ближе нам, по своему размеру больше тех, которые располагаются дальше.
Чтобы увеличить или уменьшить готовые формы, которые мы одеваем на черепашки, мы находим на нижней панели значок команд, а там двух черепашек со знаками плюс и минус.
После окончания работы мы заходим в альбом, нажимаем сохранить как, даём своей картине имя, определяем место сохранения нашей работы, рабочий стол, и нажимаем сохранить.
Выключаем компьютер. Нажимаем на чёрное яблочко в верхнем левом углу, находим строчку выключить, в появившемся окне ещё раз нажимаем выключить.
Подведение итогов.
--- О чём мы сегодня говорили на уроке?
Что обозначает слово пейзаж?
Какие виды пейзажа бывают и что на них изображено?
С картиной какого художника мы с вами познакомились, как она называется?
С какой ещё картиной мы познакомились и кто её автор?
К какому виду пейзажей относятся эти пейзажи?
Какое время года вы изображали на своей картине?
Что происходит весной с природой?
Когда смотришь на пейзажи художников, где изображены поля, реки, озёра, перелески, бескрайние просторы, то понимаешь, что невозможно не любить их, невозможно не любить свою Родину!
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали и заработали красивые наклейки.