ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ — ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В течение 4 лет я работаю по программе «Планета знаний» по курсу «Литературное чтение», авторы Э.Э.Кац. Задача школы сегодня - вооружить детей знаниями. Но одного этого для развития мало, тем более - для развития личности, её образования. Поэтому репродуктивный метод работы учителя недостаточен для решения задач образования личности, её развития. Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением. Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребёнке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает. Актуальность задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников. Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс. Ведущие принципы: -принцип деятельности -комфортности -непрерывности Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: – умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; – сопереживать героям и автору; – понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков: -конкурсы -викторины -уроки-праздники -путешествия по сказкам Провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся. Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс: 1) работа с текстом до чтения; 2) работа с текстом во время чтения; 3) работа с текстом после чтения Результаты работы. При проверке техники чтения у детей в классе были выявлены результаты: Справляются - 100 проц. учащихся Читают выше нормы - 75 проц. Правильно читают - 80 проц. учащихся Эмоционально читают - 80 проц. учащихся