Доклад: Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии современном образовательном процессе на уроках ОБЖ


Доклад.
Тема: Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии современном образовательном процессе на уроках ОБЖ.
Подготовил: Минженков И.Д.
2017
Инновационные аудиовизуальные кино и медиатехнологии современном образовательном процессе на уроках ОБЖ
Применение современных инновационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности в школе.
Традиционные технологии образовательного процесса значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти, но они мало удовлетворяют современные требования, поэтому постепенно уходят в прошлое.
В учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий, как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе урок основы безопасности жизнедеятельности, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения
. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию оптимальных условий на уроках основ безопасности жизнедеятельности для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни. Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении, использование в работе проблемной технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Человек начинает мыслить, когда у него есть нужда понять что-либо и начинается это мышление с постановления проблемы. В преподавании основ безопасности жизнедеятельности стоит вопрос активизации познавательной деятельности школьников, открытие новых знаний. Эффективная, целесообразная, а порой и нестандартная организация внедрения новых знаний представляет собой постановку учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка проблемы – формулирование темы урока, после чего дети сами начинают задумываться о вопросах, раскрывающихся в данной теме.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1) Проблемный диалог. Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. 2) Подводящий диалог. Представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому заданию. Суть подводящего диалога заключатся в том. Что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового задания. 3) Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из мотивирующих приемов. Например, «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперименты или наглядности.
На уроках основ безопасности жизнедеятельности учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.
Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Одной из главных составляющих предмета основ безопасности жизнедеятельности является военно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться на примерах. Поэтому на уроках целесообразно использовать видеоматериалы с героическими поступками, патриотизмом и др.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
Подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, тесты);
Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:
Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников, Интернет;
Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников, Интернет.
Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики.
При изучении темы «Основы военной службы», входящей в курс ОБЖ 10 - 11 классов, надо использовать множество наглядности для показа современной военной техники. Проблему решает мультимедийное пособие «Энциклопедия вооружений» Но, к сожалению, встроенных средств, для копирования иллюстраций, как в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», там не имеется. В этом случае можно использовать скриншоты.
Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала
(презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения.
На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.
Пассивный метод–взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.
Активный метод–учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.
Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока
Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).
Использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.
Применение ИКТ в обучении способствует: раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.