Статья на тему: Современные тенденции в профессиональном образовании

Замураева Любовь Дмитриевна
В связи с переходом на новые стандарты, самым актуальным становится внедрение компетентностногоподхода в обучении. На смену ЗУНам приходят над- предметные образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции.
В современных условиях образования должны формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов.
Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества.
Под компетентностным подходом в образовании понимается реализация образовательных программ, которые формируют способность специалиста самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения подготовки знания, умения и навыки.
Компетентностный подход - это усиление прикладного, практического характера образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности обучающегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
К базовым, ключевым компетентностям относятся:
информационная - (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) -коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Таким образом, компетентностный подход позволяет:
согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся. С каждым новым поколением студентов значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение обучающихся становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни.
Отсюда следует, что в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху может стать мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций», позволяющих каждому выстраивать собственную образовательную и даже жизненную траекторию. Компетентностно-ориентированная траектория образовательного процесса современного учебного заведения выстраивается в соответствии с требованиями, в числе которых ориентация на личность обучаемого, его интересы, способности; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сочетание интересов государства, общества и личности. Реализация компетентностного подхода отражает социальный заказ общества на подготовку конкурентноспособной личности, обладающей свободой действий в быстро меняющихся общественноэкономических условиях.

Список литературы
Горохова И.Ф. Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования [Электронный ресурс] // Режим доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] свободный.
Зеер Э.Ф., Павлова A. M., Сыма- нюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пособие. - М., 2005.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5. - С. 34-42.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 225 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.
Гуманизация и гуманитаризация как современные тенденции профессионального образования