Статья «Особенности преподавания математики в техническом профессиональном образовании»
Тема: Особенности преподавания математики в техническом профессиональном образовании
Опыт работы и в общеобразовательной школе и в техническом профессиональном образовании показал отличия в методике преподавания математики. Зачастую в колледжах второго уровня приходят педагогически запущенные подростки, не обладающие элементарными математическими знаниями, у которых низкий уровень умственного развития, несформированность учебных навыков, отсутствие познавательного интереса, низкий уровень развития словесно-логического мышления. Учащиеся профессиональных учебных заведений ориентированы в основном на получение знаний, умений и навыков специальных дисциплин. Поэтому преподавателям математики профессиональных учебных заведений необходимо развить интерес к предмету, не заставляя учиться, а заинтересовать, подбирая учебный материал так, чтобы он был интересным, легко запоминающимся. Иначе говоря, необходимо ориентироваться на такой подход в обучении, который, реализуя разностороннее развитие способностей каждого, одновременно максимально содействует росту способностей к тем видам деятельности, к которым ученик проявляет наибольший интерес и может достичь наибольших успехов. В процессе обучения выбирать такие методы и формы обучения, которые активизируют познавательную деятельность и развивают творческие способности. В преподавании предмета необходимо придерживаться правил:
- Не ставить обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него.
- Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени, большой и сложный материал, нужно постараться разбить его на информационные куски и давать по мере усвоения.
- Путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать уверенность в своих силах, знаниях.
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы)
В обучении предмета необходимо придерживаться основных принципов:
Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Он предполагает наличие у учителя четких представлений о возможностях каждого ученика, о динамике роста его потенциала. С учетом этой динамики нужно предлагать индивидуальные задачи, которые доступны для обучающихся средних возможностей, тем самым студенты предохраняются от обескураживающего действия неудачи. Но при этом нельзя забывать о более способных студентах, которые в дальнейшем продолжают обучение в ВУЗах.
Принцип развития познавательной деятельности
С целью формирования познавательности активности на уроках важно применять такие формы и методы занятий, в ходе которых прослеживается постоянная связь с будущей профессией. Продуктивным является применение устных упражнений-разминок , которые заполняют пробелы в математических знаниях школьного курса, необходимых для изучения специальных дисциплин. Например, для студентов специальностей «Организация питания, повар» , «Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство, пекарь» , «Парикмахерское искусство и декоративная косметика, парикмахер-модельер » упражнения-разминки на вычисление процентов и действий с дробями, для студентов специальности «Швейное производство и моделирование одежды, модельер- закройщик» на вычисление площадей, перевод из одной единицы измерения в другую и задачи на развитие логического мышления. Перечисленные выше знания просто необходимы при изучении таких предметов как «Технология», «Калькуляция», «Конструирование».
Наиболее эффективными методами преподавания является интерактивный метод обучения – как система продуктивного взаимодействия учащихся между собой и учителем, так как данный метод предусматривает:
обучение навыкам успешного общения
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
воспитание лидерских качеств
умение работать в команде и с командой,
Перечисленные выше качества присущи профессиональным качествам специалиста сферы обслуживания.
Залогом успешного урока являются различные игровые формы уроков, в результате которых учащиеся получают не только знания в области математики, но и узнают новое и полезное из сферы своей профессии. Например, урок – обобщение и систематизации знании на тему «Производная и кофе» в процессе которого студенты повторяя и закрепляя знания по вычислению производной, попутно узнают историю происхождения кофе, правило заваривания кофе, положительное и отрицательное влияние его на здоровье человека. Урок – деловая игра на тему «Многогранники» в группе по специальности «модельер-закройщик» показал значимость геометрии в освоении навыков конструирования одежды.
В группе по специальности «секретарь-референт» с государственным языком обучения на интегрированном уроке по темам: «Решение показательных уравнений» и «Документооборот» учащиеся не только показали умения и навыки решения показательных уравнений, но и отработали навыки регистрации документов в журнал входящей и исходящей корреспонденции.
Известный немецкий педагог Дистерверг писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит находить ее». Начало мыслительного процесса – проблемная ситуация. Этот метод используется при выведении формул, доказательстве теорем, нахождении нескольких способов решения одной задачи. Например, при выведении самостоятельно учащимися формул вычисления производной тангенса и котангенса наблюдается повышение самооценки и уверенности в себе.
Выше сказанные методы и приемы обучения применяются с учетом дифференцированного подхода. Контроль зананий и умнний также предусматривает разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей каждого. С целью выявления творческих способностей учащихся используются задания творческого характера, например сочинение «Геометрия в моей професии», составление родословной многогранников, сочинение математических сказок.
Задача каждого учителя на протяжении всего обучения содействовать такому личностному росту подростка, который позволит им найти свое место в жизни и добиться определенных целей. Ведь в свое время Ю.Гагарин начал свой жизненый путь именно с профтехучилища. Нельзя забывать заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
Преподаватель математики: Кожемсеитова Г.М.
15