Программа по внеурочной деятнельности Учусь создавать проекты

Рассмотрено на заседании школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 1
« 28 » августа 2014г.
Составлена на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму содержания


Принято на заседании
Педагогического Совета Учреждения
« 29 » августа 2014г.



Утверждено: приказ № 172
от « 01 » сентября 2014г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________Д.М.Блинов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты».
Общеинтеллектуальное направление

в 1 х классах.



Составитель: Семёнова Н.В.
Коновалова Е.В.
Поварницына О.Н.
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы


Рецензент: Никольских О. Д.
руководитель ШМО нач. классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы





2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка

Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Реализация программы «Я - исследователь» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Общие цели исследовательской деятельности:
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления;
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.

Цель занятий «Учусь создавать проект»:
формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).
предлагаемая программа занятий позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.

Задачи занятий:
развитие мотивации к процессу получения знаний;
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 1 класса, рассчитана на 33 часа (1 занятие в неделю продолжительностью 35-45 минут).
Изменения в авторскую программу не внесены.



Группы умений, которые формируют занятия «Учусь создавать проект»:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Принципы отбора содержания.
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.
Содержание курса составляют следующие разделы:
введение;
способы мыслительной деятельности;
этапы работы в рамках исследования;
самостоятельные исследования;
защита результатов самостоятельных исследований.
Содержание программы занятий будет способствовать:
овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
саморазвитию и самовыражению;
осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
востребованию творческого потенциала учеников;
получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.

Практическая значимость.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
расширяется кругозор в предметных областях;
повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
наилучшим образом развиваются творческие способности;
развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.

Практический выход: проведение классной научно - практической конференции «Первые шаги в науку».































Календарно-тематическое планирование

№ задания
Тема
Кол-во часов
Дата проведения




план
факт

1
Кто я? Моя семья.
1



2
Чем я люблю заниматься. Хобби.
1



3
О чем я больше всего хочу рассказать.
Выбор темы проекта.
1



4
Как собирать материал? Твои помощники. Этап.
1



5
Повторение. Давай вспомним.
1



6
Проблема.
1



7
Проблема. Решение проблемы.
1



8
Гипотеза. Предположение.
1



9
Гипотеза. Играем в предположения.
1



10
Цель проекта.
1



11
Задача проекта.
1



12
Выбор нужной информации.
1



13
Интересные люди - твои помощники.
1



14
Продукт проекта.
1



15
Виды продукта. Макет.
1



16
Повторение пройденных проектных понятий.
1



17,18
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
2



19,20
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
2



21
Выступление перед знакомой аудиторией.
1



22,23
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.
1



24
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
1



25,26
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
2



27
Повторение. Давай вспомним.
1



28
Играем в ученых. «Мобильные телефоны».Это интересно.
1



29
Играем в ученых. Поилка для цветов. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
1



30
Тест «Чему я научился?»
1



31
Памятка для учащегося-проектанта.
1



32
Твои впечатления от работы над проектом.
1



33
Советы на лето от мудрого Дельфина.
1





















































Литература для учителя.
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2012.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.
Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

Литература для учащихся:
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 1 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2012.



15