Конспект занятия Как учили в старину
Конспект занятия
1. Информационная карта
Барченко Тамара Николаевна
Место проведения: ГБДОУ д/с№ 100, помещение музыкального зала «Горница»
Год обучения: 4-ый год
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: подгрупповая 8-10 человек.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Горница»
Тема занятия: «Как учили в старину»
2. План занятия:
Задачи:
1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.
2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.
3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети в старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.
4.Познакомить детей с праздником святого Наума.
5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,
процессом её преобразования человеком.
6.Учить понимать назначение и функции ручки, её
необходимость в жизни человека.
7 Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА : церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,Материально-техническое обеспечение: костюм педагога: сарафан, иллюстрации по теме, ноутбук для показа слайдов презентации «Как учили в старину», угольки, бумага, гусиное перо большое, гусиные перья на каждого ребенка, чернильница-непроливайка, ручки разные, бумага, домовёнок Кузя (кукла), USB c записью песен.
Методы и приёмы:
Беседа с детьми
Работа с наглядным материалом, просмотр презентации
Игра
Обсуждение
Поисковая деятельность
Самостоятельная изобразительная деятельность
Используемые технологии:
Технология диалогового обучения
Ожидаемый результат:
Дети будут знать, как учились в старину. Запомнят, что раньше учились только мальчики, учебный год начинался после уборки урожая. Будут знать, что писали гусиным пером и учил детей дьяк. Узнают почему так называется день -Наум Грамотник. Дети будут интересоваться историей происхождения предметов старины, их назначением.
Структура занятия:
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Совсем большие стали, подросли. Скоро в школу пойдёте.
Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?
О чём бы вы хотели узнать?
Дети: Когда появилась первая школа?
Как учились дети?
Кто их учил?
Какие были у них учебники?
Как долго уроки продолжались?
Хозяюшка: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!
Слайд1:
В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью, а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА, называемого в народе Грамотником.
Слайд2:
Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот
день родители благословляли своих детей на ученье.
Дети: А кто такой Наум? И почему его называют
Грамотником?
Слайд3:
Хозяюшка: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)
Хозяюшка: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты?
Дети: Слова похожи! Ум-Наум, наверно.
Хозяюшка: Да, верно! Но есть и ещё причина!
Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.
Слайд4:
Дети: А почему зимой? Почему так поздно? Мы ведь осенью пойдём в школу!
Хозяюшка: Верно, дорогие мои! Ребятишки-то крестьянские шли учиться. Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.
Дети: А какой школа была в прошлом?
Хозяюшка: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника.
Слайд 5:
Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:
Поднимайтесь ранёхонько!
Умывайтесь белёхонько
В Божью церковь собирайтесь.
За азбуку принимайтесь!
Святой Наум наставит на ум!
Самое интересное, мои золотки, что девочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что её основная работа растить детей да хозяйством заниматься. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.
Слайд 6:
Дети: А мне бабушка рассказывала, что детей наказывали! Ставили на горох за проказы!
Слайд 7:
Хозяюшка: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить плёткой нерадивых учеников.
Дети: Как это? Учитель - и бил плёткой? А за что?
Слайд 8:
Хозяюшка: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
Хозяюшка: А учились писать детки гусиным пером!
Дети: А как писали гусиным пером?
Слайд 10:
Хозяюшка: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,
кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.
(Показ пера, чернильницы)
Звучит музыка и домовёнок Кузя выглядывает из-за печки.
Кузя: Ой, ой , ой, как интересно! Я тоже хочу попробовать написать что-нибудь пером!
Давайте вместе попробуем с ребятами что-нибудь написать.
Хозяюшка: Конечно! Берите по пёрышку и пробуйте. Хозяюшка: Сложно? Не торопитесь, аккуратно!
Хозяюшка: Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.
Слайд 11:
А сейчас вы пишете ручкой.
Как она называется? (шариковая)
А почему так?
На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)
Слайд 12:
Хозяюшка: Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.
Давайте поиграем.
Игра: «У дядюшки Трифона»
или «У Маланьи, у старушки»( по желанию)
Игра «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Х зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)
Азбука — наука... (А ребятам мука.)
Что написано пером... (Не вырубишь топором.)
Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
Не красна книга письмом... (А красна умом.)
Побольше грамотных... (Поменьше дураков.)
Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
Без муки... (Нет и науки.)
Ученье — красота... (А неученье — простота.)
Книга мала... (А ума придала.)
В следующий раз я расскажу вам, как учили дети азбуку, какие у них были переменки, какие оценки им ставили.
А сейчас мы посмотрим презентацию и повторим всё то, о чём говорили и запомнили.(Показ)